Определение №045/05/18-31/2021 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 045/05/18-31/2021 И НАЗНАЧЕ... от 2 августа 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

<…>

 

Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ИП <…>

 

ИП <…>

 

Заинтересованное лицо:

АО «Альфа-Банк»

107078, город Москва, ул. Каланчевская, д.27

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 045/05/18-31/2021 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

 

2 августа 2021 года                                                                                                 г. Курган

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – руководитель управления, рассмотрев заявление  <…>, перенаправленное Управлением Роскомнадзора по Курганской области (вх. № ЭП-2165 от 02.06.2021 г.), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (вх. № ЭП-2609 от 01.07.2021 г.), по факту распространения рекламы посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента с признаками нарушения части 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Курганское УФАС России поступило заявление  <…>  (далее – заявитель), перенаправленное Управлением Роскомнадзора по Курганской области (вх. № ЭП-2165 от 02.06.2021 г.), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (вх. № ЭП-2609 от 01.07.2021 г.), по факту распространения рекламы посредством телефонной связи без предварительного согласия абонента с признаками нарушения части 1, 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Заявитель сообщает, что на его абонентский номер  <…> 16.02.2021 г. в 11 ч. 43 мин. с номера  <…>, 27.05.2021 г. в 13 ч. 18 мин. с номера  <…> совершены нежелательные рекламные звонки. В подтверждение заявления прилагает аудиозаписи телефонных звонков следующего содержания:

Запись звонка от 16.02.2021 г. в 11 ч. 43 мин. (номер  <…>):

«Здравствуйте! Вам одобрена карта по акции 9 и 9 годовых от Альфа-Банка. По ней лимит 500 тысяч рублей. Беспроцентный период 100 дней и, если в него не уложиться, то ставка будет всего лишь 9 и 9 процентов годовых без ограничений по сроку, таких условий нет ни в одном банке. Также снятие наличных – без комиссий, акция доступна для ограниченного круга клиентов. Пока она действует – воспользуйтесь ей. Если вам интересно это предложение нажмите – один, если не интересно – ноль».

 Запись звонка от 27.05.2021 г. в 13 ч. 18 мин. (номер  <…>):

«-Алло.

- Алё, здравствуйте! Меня зовут  <…>. Для вас сформировано предложение по кредитной карте 100 дней без процентов с возможностью бесплатного снятия наличных. Удобно прослушать информацию?

- Здравствуйте, вы какой банк представляете?

- Звоню с предложением от Альфа-Банка, удоб…

- А на каком основании вы звоните с Альфа-Банка, если я просил мой номер исключить из всех рекламных обзвонов?

- Все, я сделал пометку, всего доброго.

- Всего доброго».

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение о ФАС России), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере рекламы.

Пунктом 4 Положения о ФАС России установлено, что Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием (часть 1 статьи 18 Закона о рекламе). Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) (часть 2 статьи 18 Закона о рекламе).

Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, регулируются Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила № 1922).

Согласно пункту 3 Правил № 1922 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

В силу пункта 4 Правил № 1922 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель имеет адрес регистрации  <…>  (ответ ООО «Т2 Мобайл» вх. № ЭП-3022 от 27.07.2021 г.). Таким образом, на основании пункта 4 Правил № 1922 заявление подлежит рассмотрению Курганским УФАС России.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Закона о рекламе.

Квалифицирующими признаками рекламы являются:

-    информативный характер;

- направленность от субъекта рекламного сообщения к адресату - неопределенному кругу лиц;

- цель рекламного сообщения – привлечение внимания к объекту рекламирования с целью его продвижения на рынке.

Телефонные звонки, осуществленные на абонентский номер заявителя  <…> 16.02.2021 г. в 11 ч. 43 мин. с номера  <…>, 27.05.2021 г. в 13 ч. 18 мин. с номера  <…> в силу статьи 3 Закона о рекламе являются рекламой, поскольку отвечают всем квалифицирующим признакам рекламы, направлены на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей.

Согласно ответу ПАО «ВымпелКом» (вх. № Н-2631 от 02.07.2021 г.) абонентский номер  <…> выделен ИП  <…>  на основании договора на оказание услуг «Билайн» № 7666741310 от 15.09.2020 г.; абонентский номер  <…> (федеральный номер  <…>) выделен ИП  <…>  на основании договора на оказание услуг «Билайн» № 738543219 от 22.10.2019 г. Абонентский номер  <…> также выделен ИП  <…> на основании договора на оказание услуг «Билайн» № 718026791 от 16.04.2019 г., который расторгнут 10.06.2021 г.

Согласно указанному ответу в детализации номера  <…> за 16.02.2021 г., в детализации и в счете номера  <…> (федеральный номер  <…>) не зафиксировано исходящих звонков на номер заявителя.

Указанные сведения подтверждаются ответом ООО «Т2 Мобайл», согласно которым факт телефонного звонка с номера  <…> на номер заявителя  <…> не подтверждается детализацией за 27.05.2021 г. Вместе с тем, в ответе подтверждены факты телефонных соединений между номером заявителя  <…> и номером  <…> от 16.02.2021 г., а также номером  <…> (номер, который отобразился у заявителя  <…>) от 27.05.2021 г., что подтверждается детализацией телефонных соединений.

Заявитель предварительного согласия на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонной связи (электросвязи) не давал, неоднократно обращался в АО «Альфа-Банк» с заявлением об исключении его абонентского номера из списка номеров, на которые возможно осуществлять рекламные звонки.

Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась посредством использования телефонной связи (электросвязи) с признаками нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

В соответствии с Письмом ФАС России от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» для целей выявления нарушения требования 2 статьи 18 Закона о рекламе антимонопольным органам необходимо установить факт того, что:

- в ходе осуществления звонка абоненту или направления ему сообщения использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание и автоматическая рассылка);

- осуществление такого звонка абоненту или направление ему такого сообщения осуществлялось для распространения рекламы.

Вместе с тем для целей реализации ФАС России возложенных на него полномочий антимонопольный орган должен обладать документами и доказательствами, необходимыми для принятия обоснованного решения.

Так, запись телефонного звонка от 16.02.2021 г. в 11 ч. 43 мин. (номер  <…>), предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась посредством использования телефонной связи (электросвязи) с нарушением части 2 статьи 18 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 указанного закона, а именно распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на ее получение.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

С учетом, представленных документов и информации, имеются основания полагать, что рекламораспространителем телефонного звонка от 16.02.2021 г. 11 ч. 43 мин. (номер  <…>) рекламного характера, осуществленного без предварительного согласия абонента, является ИП  <…>; рекламораспространителем телефонного звонка от 27.05.2021 г. 13 ч. 18 мин. (номер  <…>; номер, который высветился у заявителя  <…>) рекламного характера, осуществленного без предварительного согласия абонента, является ИП  <…>

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил № 1922,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 045/05/18-31/2021                                                    по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель: <…> (<…>);

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ИП  <…>, ИП  <…>;

заинтересованное лицо: АО «Альфа-Банк» (107078, город Москва, ул. Каланчевская, д.27).

3. Назначить дело № 045/05/18-31/2021 к рассмотрению на 24 августа 2021 года в 13 час. 00 мин по адресу: г. Курган, ул. М. Горького 40, кабинет 211.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19, Курганское УФАС России информирует о возможности дистанционного рассмотрения дела, без очного участия представителей заинтересованных сторон в режиме видеоконференц-связи. Для рассмотрения дела в дистанционном порядке следует направить ходатайство за сутки до назначенного заседания для установления технической возможности.

<…>, в срок трех дней со дня получения настоящего определения представить в Курганское УФАС России следующие документы и сведения:

1) информацию о том, что телефонный звонок от 16.02.2021 г. 11 ч. 43 мин. (номер  <…>) является входящим, а не исходящим;

2) информацию о дальнейшем распространении с номеров, указанных в определении, рекламных звонков.

ИП  <…>, ИП  <…> в срок трех дней со дня получения настоящего определения представить в Курганское УФАС России следующие документы и сведения:

  1. сведения о количестве и тексте рекламных звонков о предоставлении финансовых услуг на телефонный номер заявителя;
  2. информацию о том, каким образом получено предварительное согласие заявителя на распространение рекламы, с приложением подтверждающих документов (в случае его наличия);
  3. указать, кто является рекламодателем, рекламораспространителем вышеуказанной рекламы (приложить договор и иные подтверждающие документы);
  4. информацию о наличии заключенных договоров с АО «Альфа-Банк» по оказанию услуг рекламного характера (представить копии договоров);
  5. письменные пояснения по факту распространения рекламы финансовых услуг посредством телефонной связи без предварительного согласия заявителя с нормативно-обоснованной позицией о возможности распространения рассматриваемой рекламы;
  6. иные доказательства, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

АО «Альфа-Банк» в срок трех дней со дня получения настоящего определения представить в Курганское УФАС России следующие документы и сведения:

1) информацию о наличии заключенных договоров с ИП  <…>, ИП  <…> на осуществление рекламы услуг АО «Альфа-Банк» (копии договоров представить).

Представленные копии документов должны быть пронумерованы, сшиты (в виде единого документа), заверены печатью (при ее наличии) и подписью руководителя.

В случае невозможности представления информации указываются обоснованные причины невозможности представления указанных выше документов и информации, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

В целях ускорения процесса обмена информацией прошу направить на электронный адрес Курганского УФАС России: to45@fas.gov.ru информацию надлежащим образом заверенных копий, с последующей досылкой по почте.

Дополнительно разъясняется, что в силу части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <…>

Связанные организации

АО "Альфа-Банк"
ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328
ИП Видякин Иван Андреевич
ИНН 663304915641, ОГРН 318665800048918
ИП Невидимова Ксения Алексеевна
ИНН 524609953758, ОГРН 319527500043960