Решение №МП/2343/24 РЕШЕНИЕ по жалобе № 045/10/18.1-408/2024 о нарушении процеду... от 31 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF«31» июля 2024 года г. Курган
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
Председатель Комиссии:
<...> — врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
<...> – государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
<...> – специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
при участии на заседании Комиссии:
от подателя жалобы, (посредством ВКС): <...> до и после перерыва явка (паспорт, доверенность);
от организатора закупки:<...> до перерыва явка, после перерыва явки нет (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ), <...> до и после перерыва явка (паспорт, доверенность), посредством ВКС - <...> до и после перерыва явка (паспорт, доверенность),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (ИНН 631900145951, ОГРНИП: 319631300173380) на действия Государственного автономного учреждения культуры «Курганское областное музейное объединение» (ИНН 4501005448; КПП 450101001; ОГРН 1034500004582) при проведении закупки на оказание услуг по разработке веб-сайта (реестровый номер 32413802452),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее — Курганское УФАС России) 23.07.2024 поступила жалоба индивидуального предпринимателя <...> на действия Государственного автономного учреждения культуры «Курганское областное музейное объединение» при проведении закупки на оказание услуг по разработке веб-сайта (реестровый номер 32413802452).
На заседание комиссии явку обеспечили от подателя жалобы: <...> до и после перерыва явка; от организатора закупки: <...> до перерыва явка, после перерыва явки нет, <...> до и после перерыва явка, <...> до и после перерыва явка.
Из жалобы следует, что комиссия организатора закупки необоснованно отклонила заявку подателя жалобы в связи с «несоответствием участника закупки требованиям документации (не указаны конкретные характеристики)». Полагает, что организатором в извещении установлено требование к составу заявки — согласие участника процедуры закупки на выполнение работ, оказания услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке, которое было выполнено. Полагает, что при оказании услуг необходимо предоставление исключительно согласия на их оказание в соответствии с документацией. Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений, признать договор от 19.07.2024 № 32413802452 недействительным, признать в действиях организатора нарушение пункта 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).
Организатор закупки против признания жалобы обоснованной возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях (исх. № 665 от 24.07.2024, № 673 от 30.07.2024).
Комиссия, выслушав представителей подателя жалобы и организатора закупки, исследовав письменные материалы, установила следующее.
12.07.2024 ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ «КУРГАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» (далее — Учреждение, организатор закупки) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении закупки на оказание услуг по разработке веб-сайта в форме ценового запроса в электронном виде (реестровый номер 32413802452). ЭТП РЕГИОН https://torgi.etp-region.ru.
Начальная (максимальная) цена договора 1 118 000.00 российских рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 12.07.2024. Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 17.07.2024 17:00. Порядок подачи заявок: В соответствии с документацией о закупке.
По результатом проведения закупки комиссией Учреждения подписан и опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок от 18.07.2024 № 32413802452-01, согласно которому участие в закупке приняли 10 участников (в том числе податель жалобы), по итогам рассмотрения заявок допущен только один участник. С указанным участником 19.07.2024 Учреждением заключен договор № 32413802452.
Не согласившись с вынесенным решением комиссии Учреждения ИП <...> (далее — ИП <...>, податель жалобы) обратилась в Курганское УФАС России.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Учитывая изложенное, жалоба ИП <...> была подана в Курганское УФАС России с соблюдением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу Закона, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган.
Эти основания закреплены частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Податель жалобы обратился в Курганское УФАС России на основании пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с указанной нормой любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
При этом, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).
В качестве обоснования нарушения вышеуказанной нормы подателем жалобы указано, что комиссия организатора закупки необоснованно отклонила его заявку в связи с «несоответствием участника закупки требованиям документации (не указаны конкретные характеристики)». Организатором в извещении установлено требование к составу заявки — согласие участника процедуры закупки на выполнение работ, оказания услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке, которое было выполнено. Полагает, что при оказании услуг необходимо предоставление исключительно согласия на их оказание в соответствии с документацией. В том числе так указано в пункте 6.1.8 Положения о закупках Учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
На основании части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Закупочная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАУК «Курганское областное музейное объединение», утвержденным приказом и.о. генерального директора ГАУК «Курганское областное музейное объединение» <...> 23.09.2022 № 174 (далее — Положение о закупке).
Так, согласно разделу 1.1 Положения о закупках неконкурентный способ закупки – способ закупки, не использующий состязательность предложений независимых участников и условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Абзацем 3 подпункта «б» пункта 3.1.1 Положения о закупках определено, что закупки осуществляются в том числе неконкурентным способом закупки, к которому относится в том числе проведение ценового запроса в электронном виде (осуществляется в случае закупки товаров (работ, услуг) в связи с конкретными потребностями Заказчика) (приложение №4).
Согласно плану закупки товаров, работ, услуг на 2024 год (на период с 01.01.2024 по 31.12.2024), опубликованному в ЕИС 29.12.2023, Учреждением было запланировано проведение ценового запроса в электронной форме на оказание услуг по разработке веб-сайта в июле 2024 года на сумму 1 118 000.00 российских рублей. Таким образом, закупка осуществлена в соответствии с утвержденным планом-графиком применительно к части 2 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 Информационной карты рассматриваемой закупки Способ закупки: Неконкурентная закупка проведение ценового запроса в электронном виде на ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ РЕГИОН (ЭТП Регион), адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://etp-region.ru. Закупка товаров, работ, услуг путем проведения ценового запроса в электронном виде в соответствии с Приложением № 4 к Положению о закупке товаров, работ, услуг для ГАУК «КУРГАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ».
Информационной картой установлены в том числе требования к участникам ценового запроса (пункт 12), требования к составу заявки ценового запроса (пункт 13), порядок и дата подведения итогов (пункт 14), порядок оценки заявок на участие в ценовом запросе (пункт 15), отмена ценового запроса (пункт 16), заключение договора по результатам проведения ценового запроса (пункт 17), основания для отклонения заявок участников закупки (пункт 18).
Так, согласно пункту 13 Информационной карты в составе заявки предъявляются следующие требования:
- согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением (документацией) и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки в электронной форме, в том числе:
1-1) при размещении закупки на поставку товара:
а) согласие участника процедуры закупки на поставку товара в случае:
● если участник процедуры закупки предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации о закупке и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям технических характеристик, установленных документацией о закупке;
● если участник процедуры закупки предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации о закупке, при условии содержания в документации о закупке указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в закупке на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак;
2-1) согласие участника процедуры закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке, при условии размещения закупки на выполнение работ, оказание услуг;
3-1) при размещении закупки на выполнение работ, оказание услуг для выполнения, оказания которых используется товар:
● согласие, предусмотренное пунктом 2-1 настоящей части на использование товара, указание на товарный знак которого, содержится в документации о закупке;
● согласие, предусмотренное пунктом 2-1 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией о закупке, если участник процедуры закупки предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации о закупке;
● согласие, предусмотренное пунктом 2-1 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о закупке, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак используемого товара;
В соответствии с пунктом 18 Информационной карты основаниями для отклонения заявки участника являются:
- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в информационной карте ценового запроса;
- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям информационной карты ценового запроса или настоящего Положения;
- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено информационной картой ценового запроса.
Если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в п. 18, комиссия по закупкам вправе отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.
В случае выявления фактов, предусмотренных в п. 18, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участникам может отражаться в протоколе рассмотрения заявок. При данном случае указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.
Заказчик вправе формировать протоколы (рассмотрения заявок, итоговый и иные по усмотрению заказчика) при проведении ценового запроса в электронном виде. Указанные протоколы Заказчик вправе размещать в ЕИС, на сайте электронной торговой площадки, на которой проводиться ценовой запрос в электронном виде.
Как следует из опубликованного Технического задания на разработку веб-сайта в нем предусматривается выбор из нескольких предложенных товарных знаков либо указание своего варианта, эквивалентного указанному Учреждением, например, при производстве дизайн-макетов: Дизайн-макеты разработанных страниц в редактируемом формате (sketch, figma или эквивалент).
А также:
- макет передаётся в вёрстку с помощью ссылки на Figma или эквивалент;
- сайт должен быть разработан с использованием следующих языков программирования: РНР с использованием MVC архитектуры или эквивалент;
- система управления содержимым должна быть разработана на Framework Yi2 или эквивалент.
Таким образом, организатор закупки предусмотрел возможность для участников закупки самостоятельно осуществить выбор инструментов для создания веб-сайта. При этом, выбирая для его создания эквивалент, участник закупки должен указать этот товарный знак.
Комиссия Курганского УФАС России, проанализировав заявку и приложенные документы ИП <...>, приходит в выводу, что подателем жалобы полностью скопировано техническое задание организатора закупки в том числе с возможностью поставки эквивалента без указания самого эквивалента, т. е. его товарного знака, качественных характеристик. У комиссии Учреждения отсутствовала возможность для оценки качества предлагаемой к оказанию услуге в связи с чем она обоснованно отклонила заявку подателя жалобы.
Как следует из протокола рассмотрения заявок, указанные требования были применены в равной степени ко всем участникам. Единственная заявка участника, признанного победителем, в приложенном техническом задании содержит указание на конкретные товарные знаки, что соответствует требованиям к заявке, содержащимся в Информационной карте.
Иные заявки участников, в том числе заявка подателя жалобы, требованиям к заявке, содержащимся в Информационной карте, не соответствовали, в связи с чем были обоснованно отклонены комиссией Учреждения.
Таким образом, комиссией Учреждения закупка осуществлена с соблюдением всех принципов, предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона о закупках, а также Положением о закупках, Информационной карты.
Кроме того, ИП <...> обжалует действия комиссии Учреждения по основаниям пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках в связи с предъявлением к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Как ранее указано, Учреждением проводилась закупка в соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках, абзацем 3 подпункта «б» пункта 3.1.1 Положения о закупках, Приложения № 4 к Положению о закупках, в связи с чем указанное подателем жалобы основание для обжалования не распространяется на рассматриваемую неконкурентную закупку.
Ссылка подателя жалобы на пункт 6.1.8 Положения о закупках Учреждения несостоятельна, поскольку в разделе 6 указанного документа рассматривается дополнительный способ закупки — запрос цен в электронной форме. Учреждение же осуществляло неконкурентную закупку в соответствии с Приложением № 4 к Положению о закупках.
Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными, нарушений требований пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках организатором закупки не допущено в связи с чем у комиссии Курганского УФАС России отсутствуют основания для удовлетворения жалобы ИП <...> и признания ее обоснованной.
Оснований для выдачи предписания об устранении нарушений не имеется в связи с их отсутствием.
Признать заключенный по результатам закупки договор у антимонопольного органа полномочий не имеется.
С требованиями о признании результатов закупки, заключенного по ее результатам договора недействительными и применения последствий недействительности сделки, податель жалобы вправе обратиться в суд.
На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Жалобу индивидуального предпринимателя <...> признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.