Постановление №045/04/14.32-2/2020 ч.4 ст. 14.32 КоАП РФ от 26 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 17/2

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ № 045/04/14.32-2/2020

27 февраля 2020 года г. Курган

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол №045/04/14.32-2/2020, составленный государственным инспектором отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства Курганского УФАС России <…>, и материалы дела № 045/04/14.32-2/2020 об административном правонарушении, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловодосети» (ИНН 4510026853, ОГРН 1114510000417, место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский район с. Кетово, ул. Красина, д. 21) по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (далее по тексту – КоАП РФ), руководствуясь статьей 29.9 КоАП РФ,

в присутствии представителя ООО «Тепловодосети» - генерального директора <…>

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения дела № 045/01/16-27/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия Курганского УФАС России в действиях ООО «Тепловодосети признала нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон о защите конкуренции) в части неправомерного заключения дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 года и заключению договора субаренды от 06.09.2018 года.

В ходе рассмотрения дела № 045/01/16-27/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.

ООО «Тепловодосети» и Администрация Кетовского сельсовета заключили договор аренды муниципального имущества 09.10.2012 года, в который позднее были внесены изменения дополнительными соглашениями от 01.10.2013 года и от 06.06.2016 года. 6 сентября 2018 года между ООО «Тепловодосети» и ООО «Жилсервис» заключен договор субаренды муниципального имущества в рамках вышеуказанного договора аренды от 09.10.2012 года.

Реализация вышеуказанных соглашений продолжалась вплоть до истечения срока действия договора субаренды, заключенного между ООО «Тепловодосети» и ООО «Жилсервис», срок действия договора истек 06.09.2018 года, имущество возвращено ООО «Тепловодосети».

02.10.2019 года между Администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области и ООО «Тепловодосети» заключено соглашение о расторжении дополнительных соглашений от 01.10.2013 года и от 06.06.2016 года, все имущество возвращено собственнику - Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области.

13 сентября 2018 года ООО «Жилсервис» уведомило потребителей о расторжении договора на вывоз сточных вод в одностороннем порядке с 01.01.2018, предложив потребителям заключить договор на сбор и вывоз сточных вод, установив стоимость услуги в размере 103 рубля 63 копейки за 1 кубический метр. Обществом на основании приказа от 30.08.2018 № 64 установлена плата за услуги по сбору и вывозу сточных вод для населения, проживающего в МКД, юридических лиц (предпринимателей) с 01.10.2018 в размере 103 рубля 63 копейки за кубический метр.

Услуга «сбор и вывоз сточных вод», оказываемая ООО «Жилсервис», состоит из:

  1. сбор сточных вод (в названную часть услуги включены затраты на оплату труда, спецодежда работников, субаренда канализационных сооружений, текущий ремонт и работы по технической эксплуатации канализационных сооружений;
  2. вывоз сточных вод (транспортная услуга ассенизаторской машины по откачке и вывозу сточных вод из септика, предусматривает учет затрат на оказание услуг транспортировки сточных вод до места слива).

На территории села Кетово имеется канализационная сеть, протяженностью 3557,2 м, инвентарный номер <…> (самотечная канализация), принадлежащая Администрации Кетовского сельсовета. Проведенный анализ технологического процесса оказания услуг по вывозу и сбору сточных вод показал, что порядок предоставления услуги для потребителей ООО «Жилсервис» существенно различается. Так, системы водоотведения ряда потребителей имеют технологическое присоединение к септику. Таким потребителям фактически оказывается только услуга вывоза жидких бытовых отходов, системой канализации

при получении услуги данные потребители не пользуются.

Также на территории муниципального образования имеются системы водоотведения, подключенные к сети самотечной канализации. В данном случае усматривается, что ООО «Жилсервис» при определении стоимости услуги фактически учло затраты на две самостоятельные услуги: услуга вывоза сточных вод и услуга по обслуживанию канализационной сети, что привело к росту стоимости услуги для потребителей на 34% (в 2017 году стоимость составляла 77 рублей 13 копеек за кубический метр; с 01.10.2018 установлена на уровне 103 рубля 63 копейки).

Из материалов усматривается, что указанные действия могли быть вызваны заключением соглашений с Администрацией Кетовского сельсовета, в соответствии с которыми Обществу и ООО «Тепловодосети», входящими в группу лиц, передано в пользование движимое и недвижимое имущество, предназначенное для осуществления данной деятельности. При этом конкурентные процедуры органом местного самоуправления при заключении дополнительных соглашений не проводились, каких-либо действий, свидетельствующих, что данные организации имели намерение соблюсти действующее законодательство при оформлении дополнительных договорных отношений с Администрацией не предпринималось.

В связи с этим, Курганским УФАС России вынесено определение от 14.05.2019 о выделении дела в отдельное производство по признакам нарушения Администрацией Кетовского сельсовета, обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодосети», обществом с ограниченной ответственностью «Жилсервис» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Тепловодосети» в письменных пояснениях от 23 июля 2019 года, вх. № 4497, пояснило, что между ООО «Тепловодосети» и Администрацией Кетовского сельсовета заключен договор аренды муниципального имущества от 09.10.2012, по указанному договору обществу переданы, в том числе ассенизаторские автомобили.

В отсутствие в селе Кетово централизованной системы водоотведения, вывоз сточных вод осуществляется из септиков с помощью специализированного транспорта. Договор аренды муниципального имущества заключался для использования имущества при осуществлении деятельности, связанной с обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства села Кетово, а также для оказания коммунальных и сопутствующих услуг населению.

В рамках дополнительных соглашений от 01.10.2013 и от 06.06.2016 к договору аренды от 09.10.2012 обществу переданы канализационные сооружения (сети и септики). При заключении дополнительных соглашений ссылка сделана на пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Связано это с тем, что специализированный транспорт имеет непосредственное участие в общем процессе отведения сточных вод от многоквартирных домов (МКД) на территории села Кетово.

По мнению ООО «Тепловодосети», получение канализационных сооружений не ограничивает доступ к оказанию услуг иным хозяйствующим субъектам. Получение имущества в аренду влечет для общества обязанность по его содержанию и предоставляет преимущество перед другими организациями, осуществляющими вывоз сточных вод.

ООО «Жилсервис» в пояснениях от 23.07.2019 вх. № 4498 указало на отсутствие нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в действиях общества. Ссылается на то, что сторонами дополнительных соглашений, как и самого договора аренды муниципального имущества, являются Администрация Кетовского сельсовета и ООО «Тепловодосети». ООО «Жилсервис» стороной указанных договорных отношений не является. Администрация Кетовского сельсовета не является стороной договора субаренды, заключенного между ООО «Тепловодосети» и ООО «Жилсервис». Арендодателем для ООО «Жилсервис» является ООО «Тепловодосети». Таким образом, ООО «Жилсервис» не принимало участия в заключении с органами местного самоуправления соглашения, подпадающего под действие запрета, установленного статьей 16 Закона о защите конкуренции.

ООО «Жилсервис» указывает, что не лишало собственников объектов капитального строительства права выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по вывозу сточных вод, ввиду наличия обязанности согласовывать условия использования канализационных сооружений с ООО «Жилсервис». Общество до заключения договора субаренды от 06.09.2018 осуществляло вывоз сточных вод от МКД, не имея в пользовании сетей и септиков. Наличие в пользовании канализационных сооружений (сетей и септиков) не может свидетельствовать о получении ООО «Жилсервис» конкурентных преимуществ перед иными участниками рынка по вывозу сточных вод.

Администрация Кетовского сельсовета в письменных пояснениях от 26.08.2019 вх. № 5199 указала, что ООО «Тепловодосети» являлась организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляло деятельность на территории муниципального образования Кетовский сельсовет. 09.10.2012 на основании протокола № 2 об участии в открытом конкурсе по извещению № 220812/106759901 от 26.09.2012 заключен договор аренды муниципального имущества в соответствии с которым ООО «Тепловодосети» переданы в аренду сооружения – сети водопровода, протяженностью 496 метров, расположенные по адресу: Курганская область, Кетовский район, село Кетово, ул. Советская, Кооперативная, Рабочая, а также грузовые цистерны в количестве 6 единиц.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

01.10.2013 года на основании дополнительного соглашения к договору аренды муниципального имущества от 09.12.2012 года Администрация Кетовского сельсовета передала ООО «Тепловодосети» в аренду канализационные сети, назначение коммунальное, общая протяженность 3557,2 метра, инвентарный номер <…>, расположенные по адресу: Курганская область, Кетовский район, село Кетово, в границах улиц Томина, Лесная, Красина, Уральская, Космонавтов, Пичугина, Ленина. Дополнительное соглашение от 01.10.2013 о передаче ООО «Тепловодосети» заключено с целью использования имущества в осуществлении деятельности, связанной с обслуживанием жилищно-коммунального хозяйства села Кетово, осуществлении возложенных на орган местного самоуправления полномочий. В антимонопольный орган представлено Распоряжение Администрации Кетовского сельсовета от 01.10.2013 № 70 р (Распоряжение), в соответствии с которым в перечень арендованного имущества по договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 с ООО «Тепловодосети» включены канализационные сети села Кетово в границах улиц Томина, Лесная, Красина, Уральская, Космонавтов, Пичугина, Ленина, о чем необходимо подготовить дополнительное соглашение.

Администрацией представлен кадастровый паспорт на сооружение канализационной сети с номером <…> из которого не представляется возможным прийти к выводу о наличии технологической связи между спорными объектами.

Кроме того, в силу части 8 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции недвижимое имущество не может иметь наличие технологической связи с движимым имуществом, являющимся самостоятельным объектом.

9 октября 2012 года между Администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области и ООО «Тепловодосети» заключен договор аренды муниципального имущества, согласно которому Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области предоставила ООО «Телповодосети» право пользования муниципальным имуществом в целях осуществления деятельности связанной с обслуживанием жилищно - коммунального хозяйства села Кетово, а также для оказания коммунальных и сопутствующих услуг населению, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам всех форм собственности (пункт 1.3. обозначенного договора).

По указанному договору в пользование ООО «Тепловодосети» переданы: Административное здание, общей площадью 686,8 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, д. 21, гараж, общей площадью 616,1 кв.м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Школьная, д. 1А, здание гаража, общей площадью 578,4 кв.м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Школьная, д. 1 А, здание гаража, общей площадью 250,7 кв.м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Школьная, Д.1А, сооружение - сети водопровода, протяженность 6765 м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово стр. ВП-2., сооружение - теплотрасса, протяженностью 496 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Советская, Кооперативная, Рабочая, сооружение - теплотрасса, Космонавтов, Уральская, Северная, пер. Лесной протяженность 1186 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул.Космонавтов, Уральская, Северная, пер. Лесной, сооружение - теплотрасса, протяженностью 50 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Боровая, сооружение - теплотрасса, протяженность 2445 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, Ленина, Больничная, пер. Тополиный, сооружение - теплотрасса, протяженностью 5410 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, 446, сооружение - теплотрасса, протяженность 916,5 м, адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Молодежная, здание газовой котельной, общей площадью 23,5 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Боровая, д. 1 В, помещение газовой котельной в здании газовой котельной № 1, общей площадью 649,7 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул.Космонавтов, 44 б., помещение банно-прачечных услуг, общей площадью 62,3 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, 44 б, здание котельной № 9, общей площадью 152,2 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Молодежная, д. 2, здание котельной № 2, общей площадью 117,8 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Ленина, д. 121 а, здание котельной № 5, общей площадью 109,2 кв. м., адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Советская, д. 54 а, здание газовой котельной № 3, общей площадью 65,9 кв. м.) адрес: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, д. 50, автомобиль УАЗ 31514,г.н. Н 432 ВН 45, 1993 года выпуска, автомобиль ГАЗ 5201, г.н. А 083 ВМ 45, 1989 года выпуска, грузовая цистерна ГАЗ 5312, г.н. Т 094 ВО 45, 1990 года выпуска, грузовая цистерна ГАЗ 5312, г.н. Е 851 AM 45, 1988 года выпуска, грузовой самосвал Камаз 5511, г.н. О 699 АК 45, 1987 года выпуска, грузовая цистерна Камаз 53212, г.н. М 997 АА 45, 1994 года выпуска, грузовая цистерна 53213, г.н. X 368 ЕК 45, 1966 года выпуска.

01 октября 2013 года дополнительным соглашением к договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 Администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области передано в аренду ООО «Тепловодосети» сооружение - канализационные сети, назначение: коммуникационное, общей протяженностью 3557,2 м, инвентарный номер: <…>, адрес: Россия Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, в границах улиц Томина, Лесная, Красина, Уральская, Космонавтов, Пичугина, Ленина.

6 июня 2016 года дополнительным соглашением к договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 Администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области переданы в аренду ООО «Тепловодосети» сооружения канализации - септики, в которые осуществляется накопление жидких бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирных жилых домов и административных зданий села Кетово Кетовского района Курганской области.

При этом стороны указанных дополнительных соглашений ссылаются на пункт 8 части 1 статьи 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) как нормативно - правовое обоснование передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указных в настоящем законе.

На момент рассмотрения настоящего дела условия, допускающие передачу муниципального имущества без торгов, не установлены.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано следующее толкование понятию водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 28 названной статьи определено, что централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Письменными пояснениями от 12 ноября 2018 года исх. №2261 Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области сообщила, что вывоз жидких бытовых отходов из многоквартирных жилых домов в селе Кетово осуществляется в пруд - накопитель озера Чаша, расположенный на территории Кетовского сельсовета.

Комиссией установлено, что озеру Чаша у села Кетово Федеральным агентством водных ресурсов присвоен статус пруда накопителя - испарителя неочищенных фекальных сточных вод от села Кетово, соответствующие сведения внесены в Регистр гидротехнических сооружений за номером <…>, что подтверждается письмом Нижне-Обского бассейнового водного управления от 12.07.2005г №180.

Комиссия Курганского УФАС России, оценив представленную в материалы дела техническую документацию на сооружение - канализационные сети, назначение: коммуникационное, общей протяженностью 3557,2 м. Инвентарный номер: <…>, адрес: Россия, Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, в границах улиц Томина, Лесная, Красина, Уральская, Космонавтов, Пичугина, Ленина, решения Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об отказе в открытии тарифного дела от 12.11.2013г и от 02.07.2018г, схему водоснабжения и водоотведения Кетовского сельсовета, с учетом пояснений Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области и лиц, участвующих в деле, а также с учетом письма ФАС России от 02.09.2014г. № АЦ/35194/14, приходит к выводу об отсутствии на территории села Кетово Кетовского района Курганской области централизованной системы канализации, посредством которой может предоставляться услуга водоотведения.

Комиссией установлено, что 6 сентября 2018 года между ООО «Тепловодосети» и ООО «Жилсервис» заключен договор субаренды муниципального имущества.

По данному договору ООО «Тепловодосети» передало ООО «Жилсервис» следующее имущество: <…> (далее - имущество).

Комиссия установила, что 06 сентября 2018 года Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразила своё согласие на заключение обозначенного выше договора, о чем сделана соответствующая запись в договоре субаренды от 06.09.2018г.

Анализ сложившихся правоотношений показал, что ООО «Жилсервис» оказывает услуги по вывозу жидких бытовых отходов собственникам помещений в многоквартирных жилых домах и хозяйствующим субъектам на территории села Кетово Кетовского района Курганской области.

ООО «Жилсервис» с 01 октября 2018 года приказом от 30.08.2018г №64 установило плату за услуги по сбору и вывозу сточных вод для населения, проживающего в многоквартирных жилых домах, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 103 рубля 63 копейки за 1 м3.

Оценив представленные в материалы дела пояснения ООО «Жилсервис», Комиссия приходит к выводу, что услуга «сбор и вывоз сточных вод» ООО «Жилсервис», по сути, состоит из двух услуг:

- сбор сточных вод - содержание и обслуживание канализационных сетей и сооружений);

- вывоз сточных вод - услуга перевозки сточных вод до места слива в пруд - накопитель озера Чаша.

При этом рынок услуг вывоза жидких бытовых отходов в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" не относится к сфере деятельности естественных монополий и является конкурентным.

Администрацией Кетовского района Курганской области представлены сведения о семи хозяйствующих субъектах, осуществляющих хозяйственную деятельность на обозначенном товарном рынке на территории села Кетово.

Вместе с тем, собственники объектов капитального строительства, имеющих технологическое присоединение к канализационным сетям и сооружениям, находящимся в субаренде ООО «Жилсервис», фактически лишены права выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в ввиду наличия у последнего обязанности согласовывать условия использования канализационных сооружений с ООО «Жилсервис».

При таких, обстоятельствах ООО «Жилсервис», после заключения договора субаренды, получило конкурентные преимущества перед иными участниками рынка услуг вывоза жидких бытовых отходов в виде права использования канализационных сетей и сооружений в с. Кетово.

Пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции выделяет следующие признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комиссия, проанализировав общедоступные сведения Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «Жилсервис» и ООО «Тепловодосети», приходит к выводу, что указанные юридические лица по основанию пункта 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции образуют группу лиц, поскольку учредителями данных юридических лиц являются гражданин <…> с долей участия 50% и <…> с долей участия 50%.

Таким образом, действия данных хозяйствующих субъектов на рынке услуг вывоза жидких бытовых отходов могут расцениваться как действия, совершаемые в едином экономическом интересе.

Комиссией из пояснений лиц участвующих в деле установлено, что иные хозяйствующие субъекты не оказывают услуги по вывозу жидких бытовых отходов потребителям, объекты капитального строительства которых имеют технологическое присоединение к канализационным сетям и сооружениям находящимся в пользовании ООО «Жилсервис», что свидетельствует о наличии признаков ограничения конкуренции на рынке услуг вывоза жидких бытовых отходов.

Доводы ООО «Жилсервис» и ООО «Тепловодосети» о том, что заключение спорных соглашений это исключительные полномочия администрации и ее самостоятельное решение не находят отражения в материалах дела и установленных обстоятельствах, что явилось принятие антимонопольным органом позиции о том, что хозяйствующие субъекты, являясь профессиональными участниками рынка услуг по вывозу ЖБО и водоотведению, также не соблюдали действующее законодательство, продолжая использовать муниципальное имущество в своей хозяйственной деятельности как по вывозу ЖБО, так и в деятельности в сфере водоотведения, которая подлежит тарификации. Согласованность действий Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО "Тепловодосети", ООО "Жилсервис" по предоставлению муниципального имущества на праве аренды, а в последующем субаренды, а также не проведение торгов на заключение концессионного соглашения, что предусмотрено Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», на основании которого на пользование объектами водоотведения заключается концессионное соглашение по результатам конкурсных процедур. При этом законодателем был установлен переходный период, который давал возможность до первого января 2015 года заключать договоры аренды на срок до трех лет на объекты водоснабжения. Однако в предоставленные три года было необходимо проводить работу по подготовке к заключению концессионного соглашения. Бездействие Администрации в части реализации политики концессионных соглашений привело к ограничению доступа иных организаций, которые могут осуществлять деятельность на рынке услуг по вывозу ЖБО и водоотведению, в том числе с возможностью получить данное имущество на условиях концессии, что предусмотрено Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ. На протяжении длительного времени переданное имущество не подлежало модернизации, что могло бы быть сделано в случае заключения Администрацией концессионного соглашения при проведении конкурентных процедур.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Анализ документов, имеющихся в деле показывает, что органом местного самоуправления созданы преимущественные условия оказания услуг организациям, входящим в группу лиц, путем системной передачи муниципального имущества для оказания соответствующих услуг, что позволяет устанавливать ценовые условия оказания услуг и лишает иных хозяйствующих субъектов осуществлять деятельность по вывозу сточных вод, ввиду необходимости обращения для осуществления сброса сточных вод к единственной организации, владеющей инфраструктурой, переданной во владение органом местного самоуправления, в нарушение действующего законодательства.

Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО «Тепловодосети» и ООО «Жилсервис» по заключению дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 и заключению договора субаренды от 06.09.2018 г. усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункты 16, 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Согласно части 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

При рассмотрении дела ООО «Тепловодосети» представлены следующие документы:

  1. оборотно-сальдовая ведомость по счету 90.01 за 2018 год, согласно которой обороты за период 2018 года по субаренде составила <…>;
  2. налоговая декларация по налогу на прибыль ООО «Тепловодосети» за 2018 год;
  3. договор субаренды от 06.09.2018 года;
  4. акт №1525 от 30.11.2018 года по договору субаренды;
  5. акт №1706 от 31.12.2018 года по договору субаренды;
  6. акт №145 от 31.01.2019 года по договору субаренды;
  7. акт №334 от 28.02.2019 года по договору субаренды;
  8. акт №478 от 31.03.2019 года по договору субаренды;
  9. акт №632 от 30.04.2019 года по договору субаренды;
  10. акт №841 от 31.05.2019 года по договору субаренды;
  11. акт №904 от 30.06.2019 года по договору субаренды;
  12. акт №1008 от 31.07.2019 года по договору субаренды;
  13. акт №1124 от 31.08.2019 года по договору субаренды;
  14. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2013 года;
  15. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2014 года;
  16. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2015 года;
  17. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2016 года;
  18. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2017 года;
  19. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2018 года;
  20. акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2019 года;
  21. акт сверки взаимных расчетов за период: 06.09.2018-27.02.2020

Указанные документы представлены ООО «Тепловодосети» для целей подтверждения размера выручки ООО «Тепловодосети» в границах села Кетово Кетовского района Курганской области за период 2018 года от получения прибыли по договору субаренды (в размере 151 407,55 рублей).

В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Имеющиеся в деле материалы позволяют сделать вывод о оом, что ООО «Тепловодосети» имело возможность и было обязано принимать все исчерпывающие меры по соблюдению требований антимонопольного законодательства в рассматриваемом случае, между тем, материалы дела не свидетельствуют о том, что со стороны ООО «Тепловодосети» были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение установленных требований закона.

Таким образом, описанные действия ООО «Тепловодосети» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом - ООО «Тепловодосети» подтверждается протоколом по делу №045/04/14.32-2/2020 об административном правонарушении от 13.01.2020 года, а также материалами дела №045/04/14.32-2/2020 об административном правонарушении, материалами антимонопольного дела № 045/01/16-27/2019.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо: ООО «Тепловодосети» (ИНН 4510026853, ОГРН 1114510000417, место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский район с. Кетово, ул. Красина, д. 21).

Место совершения административного правонарушения: село Кетово Кетовского района Курганской области.

Объектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 4 статьи 14.32 КоАП, являются общественные отношения, в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона административного правонарушения выражена в несоблюдении обязательных требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при заключении и последующей реализации дополнительных соглашений от 01.10.2013 г., 06.06.2019 г. к договору аренды муниципального имущества от 09.10.2012 года и заключении с последующей реализацией договора субаренды от 06.09.2018 года с ООО «Жилсервис».

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП.

ООО «Тепловодосети» имело возможность обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, но проигнорировало данную возможность.

В связи с этим, в деяниях ООО «Тепловодосети» усматривается виновность, предусмотренная частью 2 статьи 2.1 КоАП, поскольку у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения юридического лица - ООО «Тепловодосети», к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек, истекает 27.11.2020 включительно.

Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ не имеется.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ определено, что административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Рассматриваемое административное правонарушение выявлено антимонопольным органом в 2019 году (приказ Курганского УФАС России от 21.05.2019 года №53 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»), таким образом, расчет административного штрафа производится от суммы выручки за период 06.09.2018-27.02.2020 г.

Согласно информации ООО «Тепловодосети» выручка от получения прибыли по договору субаренды, рассчитанная в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации составила 151 407,55 рублей.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Тепловодосети» своевременно предоставляло запрашиваемые Курганским УФАС России пояснения, документы, в том числе данные о выручке общества от оказания услуг на соответствующем рынке, на котором совершено административное правонарушение, а также о совокупном размере суммы выручки от реализации всех товаров (работ/услуг), что свидетельствует о наличии исключительных обстоятельств, которые подтверждается, в том числе бухгалтерскими документами.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, должностным лицом Курганского УФАС России не установлены (ст. 4.2, ст. 4.3 КоАП РФ).

С учетом установленных обстоятельств дела, согласно примечанию, к статье 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа следует рассчитывать следующим образом:

МаксШ – максимальный размер штрафа

МинШ – минимальный размер штрафа

МаксШ = 151407,55* 0,02 = 3028,15 (2% или 2/100 от суммы выручки от реализации товара (по договору субаренды));

МинШ = 151407,55* 0,002 = 302,82 (0,2% или 2/1000 от суммы выручки от реализации товара по договору субаренды)) );

Вместе с тем, при наложении для совершивших административные правонарушения юридических лиц административные наказания в виде административных штрафов необходимо стремиться к тому, чтобы устанавливаемые размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

По мнению должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, применение к ООО «Тепловодосети» административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей, определенного на основании изложенного в части 4 статьи 14.32 КоАП РФ порядка наложения административного штрафа и Методических рекомендаций ФАС России, в данном конкретном случае будет носить неоправданно карательный характер, влекущий несоразмерное ограничение экономической деятельности общества, не будет отвечать указанным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 года № 4-П требованиям необходимости учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, требованиям необходимости сопоставимости назначаемого наказания с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиям, может повлечь избыточное использование административного принуждения, а также не будет отвечать указанным в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.

В связи с этим, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении № 045/04/14.32-2/2020, считает возможным применение положений частей 3.2.и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом при назначении административного наказания размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, считаю возможным учесть данные обстоятельства при определении размера административного штрафа и снизить его размер до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, который не превышает одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки (часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ).

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Курганского УФАС России находит виновность ООО «Тепловодосети» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, как заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-3 настоящей статьи и назначает административное наказание ООО «Тепловодосети» в пределах санкции, определенной частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-3 настоящей статьи- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, юридическим лицом ООО «Тепловодосети» допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, размер административного штрафа составляет 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 4 статьей 14.32 КоАП РФ, руководитель Курганского УФАС России,

ПОСТАНОВИЛА:

  1. Признать ООО «Тепловодосети» (ИНН 4510026853, ОГРН 1114510000417, место нахождения: 641310, Курганская область, Кетовский район с. Кетово, ул. Красина, д. 21) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.
  2. Назначить ООО «Тепловодосети» (ИНН 4510026853, ОГРН 1114510000417, место нахождения:- 641310, Курганская область, Кетовский район с. Кетово, ул. Красина, д. 21) административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена в федеральный бюджет через банк или иную кредитную организацию на счет федерального казначейства по следующим реквизитам:

Извещение Наименование получателя платежа:

ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское У ФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган БИК 043735001.

" Начисление платежа:

КБК 161 1 16 10121 01 0001 140; ОКТМО 37 701 000

Наименование платежа: Административный штраф по постановлению № 17/2 от 27.02.2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Руководитель <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны