Решение №74/АМЗ Решение об отказе АМЗ (договор гражданско-правовой спор) от 9 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Региональная строительная компания»

640007, г. Курган,

ул. Омская. 163А, помещение 1

e-mail: rsk45@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ № 74/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

9 ноября 2020 года г. Курган

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) рассмотрено заявление общества с ограниченной ответственностью «Региональная строительная компания» (далее-ООО «РСК», Заявитель) (вх.№4144 от 08.09.2020 г.) о нарушении АО «Аэропорт Курган» антимонопольного законодательства Российской Федерации, выразившееся в установлении АО «Аэропорт Курган» монопольно высокой цены на услуги по оформлению пропусков службой авиационной безопасности  на территории аэропорта города Кургана.

Из заявления следует, что 02.06.2020 г. заключен договор № <…>между Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД, Заказчик) и ООО «РСК» (подрядчик) о выполнении работ, в соответствии с которым ООО «РСК» обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по объекту: «Подготовка площадки к проведению монтажных работ технологического оборудования DME на позиции аэродрома «Курган».

В соответствии с условиями договора, цена включает все расходы Подрядчика в том числе по оформлению пропусков в зону транспортной безопасности АО «Аэропорт Курган» на территории которого находится Курганский центр организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД, в соответствии с прейскурантом тарифов и цен на услуги, предоставляемые АО «Аэропорт Курган». При выполнении договорных обязательств, условия оформления пропусков и прейскурант цен неоднократно изменялись, так по состоянию на 30.06.2020 года стоимость пропуска увеличилась в разы. Заявитель просит провести проверку на соблюдение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления ООО «РСК» Курганским УФАС России установлено следующее.

В силу пунктов 1, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, Курганское УФАС России является органом, уполномоченным на осуществление функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а так же по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В рамках рассмотрения заявления, Курганским УФАС России в адрес АО «Аэропорт Курган» направлен запрос (исх.№04-02/5088-9 от 14.09.2020 г.).

На запрос АО «Аэропорт Курган» (вх. №4491 от 05.10.2020 г.) сообщило, что в силу положений статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается лицами, осуществляющими прием, отправку или обслуживание воздушных судов, и включает предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта.

Согласно пунктам 3.2, 3.2.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 (далее - Приказ N 241), сбор за обеспечение авиационной безопасности включает, в том числе осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.

Требования авиационной безопасности к аэропортам и порядок их выполнения устанавливаются Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Министерства транспорта России от 28.11.2005 N 142 (далее - Приказ N 142), которыми установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с пунктом 15 Приказа N 142, лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются по пропускам.

В силу положений статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы); перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Таким образом, сбор за обеспечение авиационной безопасности включает в себя осуществление пропускного и внутриобъектового режима в зоне аэропорта и взимается с авиаперевозчиков (эксплуатантов). Взимание с авиакомпании данного сбора при каждом прибытии воздушного судна должно означать, в том числе возможность постоянного доступа персонала, входящего в состав авиакомпании на территорию контролируемой зоны аэропортов для осуществления профильной деятельности.

При этом в силу абзаца 13 пункта 3.2.1 указанного Перечня, в стоимостную основу ставок данного сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиком данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой зоны аэропорта.

Таким образом, приведенная норма прямо указывает, что в стоимость данного сбора за обеспечение авиационной безопасности не включена стоимость пропусков, выдаваемых иным организациям, не являющимся авиаперевозчиками (эксплуатантами), либо расположенными за пределами контролируемой зоны аэропорта.

Текущее нормативное регулирование в сфере аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, не предусматривает компенсацию затрат аэропорта на изготовление пропусков для лиц сторонних организаций.

Фактически при установлении обозначенного тарифа в его стоимостную основу закладываются расходы исключительно на изготовление пропусков для нужд авиаперевозчиков (эксплуатантов), либо лиц, адрес (местонахождение) которых располагается в пределах контролируемой зоны аэропорта.

Таким образом, из непосредственного содержания положений вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что в стоимостной основе сбора за обеспечение авиационной безопасности не учитываются расходы на пропуска, выдаваемые организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиком данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой зоны аэропорта.

Следовательно, стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта, в стоимостную основу ставок сбора не включается.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО «РСК» является организацией, осуществляющей выполнение работ по договору № 30-445/20 «Подготовка площадки к проведению монтажных работ технологического оборудования DME на позиции аэродрома «Курган».

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 06.11.2020 адресом (местом регистрации) ООО «РСК» является: Курганская область, г. Курган, ул. Омская, 163-А, помещение 1.

Следовательно, адрес расположения ООО «РСК» находится за пределами контролируемой территории аэропорта.

Исходя из материалов дела ООО «РСК» плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности не является, доказательств обратного антимонопольному органу не представлены.

Таким образом, ООО «РСК» не является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, который взимается с авиаперевозчиков (эксплуатантов), также адрес расположения данной организации находится за пределами контролируемой территории аэропорта.

Учитывая требования пункта 3.2.1 Перечня от 17.07.2012 N 241, принимая во внимание, что АО «Аэропорт Курган» осуществляет коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли и вправе регулировать отношения по допуску иных физических лиц и транспортных средств сторонних организаций; взимание платы за оформление пропусков в контролируемую зону для работников и автотранспорта ООО «РСК» по гражданско-правовому договору является правомерным.

В рассматриваемом случае АО «Аэропорт Курган», как организация, способом и целью функционирования которой является извлечение прибыли, не может оказывать на безвозмездной основе услуги по изготовлению пропусков для лиц, не являющихся плательщиком указанного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой зоны аэропорта.

В целях компенсации собственных производственных затрат при оказании услуг по выдаче личных и транспортных пропусков категориям пользователей, не отвечающим указанным условиям, АО «Аэропорт Курган» введены платные услуги и установлены соответствующие тарифы в прейскуранте.

ООО «РСК» относятся к вышеуказанным организациям, в связи с чем услуги по оформлению пропусков оформлены АО «Аэропорт Курган» на платной основе.

В соответствии с договором №1222 от 23.12.2019г., заключенного между АО «Аэропорт Курган» (Исполнитель) и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Заказчик) (далее - Договор), Исполнитель оказывает Заказчику услуги по оформлению пропусков и организации допуска физических лиц и транспортных средств, осуществляющих свою деятельность в интересах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в зону транспортной безопасности Аэропорта Курган.

С целью получения услуг Заказчик подает обращение на выдачу пропуска(ов), оформленное надлежащим образом (п. 2.2.1 Договора).

В июне-сентябре 2020г. сотрудниками ООО «РСK» выполнялись работы в контролируемой зоне аэропорт Курган, в связи с чем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обращалось в АО «Аэропорт Курган» за выдачей разовых пропусков физическим лицам, а также разовых пропусков на транспортные средства ООО «РСК». Оплата за оказанные услуги произведена частично ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», частично ООО «РСК», в соответствии с условиями заключенного между ними договора.

Из представленных документов АО «Аэропорт Курган» документов (акты: №466 от 30.06.2020 г., №559 от 31.07.2020 г., №661 от 31.08.20220 г.) антимонопольным органом установлено, что стоимость цен на оформление пропусков соответствует прейскуранту цен согласно грузоподъемности транспортного средства, представленным к обращению Заявителем.

Сравнительный анализ цен на аналогичные услуги в пределах сопоставимых рынков (в аэропортах города: Челябинска, Тюмени) показал, что цены на услуги по оформлению пропусков службой авиационной безопасности, установленные АО «Аэропорт Курган» не превышают стоимости услуги по оформлению пропусков на аналогичные услуги иных аэропортов:

АО «Аэропорт Курган»

Наименование услуг

Ед.измер.

Цена без НДС в руб.

оформление пропусков:

для физических лиц

1 пропуск

480,00

для юридических лиц

1 пропуск

400,00

на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы (ТС):

разовый для ТС и иных автотранспортных средств с разрешенное полной массой до 5 тонн

1 пропуск

2790,00

разовый для ТС и иных автотранспортных средств с разрешенное полной массой от 5 до 10 тонн

1 пропуск

4200,00

разовый для ТС и иных автотранспортных средств с разрешенное полной массой 10 тонн и выше

1 пропуск

12500,00

АО «Челябинское авиапредприятие»

Дополнительные услуги авиационной безопасности:

легковой транспорт, за ед. ТС

ед

12 366,67

грузовой транспорт (до 10 тн), за ед.ТС

ед

18 766,67

грузовой транспорт (свыше 10 тн), за ед. ТС

ед

19 116.67

автобус, за ед.ТС

ед

15 308,33

микроавтобус, за ед.ТС

ед

13 191,67

допуск на аэродром водителей сторонних организаций

чел.

5275,00

АО «Аэропорт Рощино» (Тюмень)

сопровождение автомобиля в контролируемой зоне аэропорта, не являющихся плательщиками сбора за авиационную безопасность:

- разовая услуга

ед

3185,00

 

-юридическое/физическое лицо

чел.

1500,00

На основании изложенного, Курганское УФАС России не усматривает в действиях АО «Аэропорт Курган» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги по оформлению пропусков на территории аэропорта города Кургана.

Также антимонопольным органном не установлено в действиях ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в части навязывании невыгодных условий договора (пункт 3 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции"), поскольку при проведении аукциона ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на выполнение работ по объекту: «Подготовка площадки к проведению монтажных работ технологического оборудования DME на позиции аэродрома «Курган» ООО «РСК» выразило согласие с аукционной документацией и условиями договора.

Правоотношения, сложившиеся между ООО «РСК» и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляются в рамках договора по выполнению работ и носят гражданско-правовой характер.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.

В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

ООО «РСК» вправе обратиться в судебный орган за защитой нарушенных гражданских прав.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктами 3.42, 3.43 Приказа ФАС России от 25.05.2002 г. № 339 «Об утверждении Административного регламента Федеральной Антимонопольной Службы по исполнению Государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации», Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его принятия.

Руководитель <…>

Исп. <…>

Тел.:8/3522/463955

Связанные организации

Связанные организации не указаны