Решение б/н действия заказчика в лице АО «Курганводоканал», установившег... от 13 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Акционерное общество «Курганводоканал»

640003 г. Курган, пл. им. Валерия Собанина 1/1

 

Заявитель:

<…>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ О НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ

 №  045/01/18.1-10/2021

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2021 г.                              г. Курган

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области в составе:

Председатель Комиссии – <…>  ;

члены Комиссии: 

           <…>,

           <…>,

рассмотрев жалобу ИП <…>  (вх. № ЭП-4040 от 27.09.2021 г.) на действия заказчика в лице Акционерного общества «Курганводоканал» (далее – АО «Курганводоканал») при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на реконструкцию КНС №14 в Заозерном районе г. Кургана (извещение № 0400600003721000001 на сайте www.zakupki.gov.ru) в порядке статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заказчика в лице АО «Курганводоканал» – Сидоренко В.В. (доверенность № 26 от 01.09.2021 г.);

в отсутствие представителя заявителя в лице ИП <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ИП <…>  (далее – Заявитель, вх. № ЭП-4040 от 27.09.2021 г.) на действия заказчика в лице АО «Курганводоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на реконструкцию КНС №14 в Заозерном районе г. Кургана (извещение № 0400600003721000001 на сайте www.zakupki.gov.ru), соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В своей жалобе Заявитель указал, что установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), просит признать жалобу обоснованной.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.

Проанализировав представленные материалы, Комиссия Курганского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 4.1 статьи 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случае, если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик осуществляет обязательные торги в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

30.08.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение № 0400600003721000001 и конкурсная документация на выполнение работ по реконструкции КНС № 14 в Заозерном районе г. Кургана.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 118 700 230,00 рублей.

В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1085).

В силу пункта 4 Постановления № 1085 для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки, в том числе:

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 10 Постановления № 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 11 Постановления № 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.

По результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (извещение № 0400600003721000001) заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно пункту 27(2) Постановления № 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:

а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);

б) общее количество исполненных контрактов (договоров);

в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

В пункте 33 Информационной карты конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев приведены в приложении к конкурсной документации «Критерии оценки заявок» (далее – Приложение).

В Приложении к конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании», а также показатели, раскрывающие содержание указанного критерия:

1) Опыт работ по модернизации канализационно-насосных станций (в качестве исполнителя/подрядчика). Наличие у участника закупки копии договора (контракта) с приложениями, изменениями (дополнительными соглашениями) (копии должны быть с четкими печатями и подписями), исполненного в полном объеме, без нарушений и применений штрафных санкций, на сумму не менее 10 млн. рублей на дату подачи заявки с копиями актов приемки выполненных работ, (приложить копии договора (контракта) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, и копиями актов о приемке выполненных работ) Рекомендательные письма от Заказчиков (Приложить);

2) Наличие в штате участника закупки работников определенной квалификации (наличие/ отсутствие всех специалистов в совокупности):

- наличие в штате предприятия главного инженера проекта, подтверждается заверенными руководителем или главным бухгалтером копиями трудовой книжки, диплома о высшем техническом образовании и приказом по предприятию о назначении специалиста главным инженером предприятия;

- наличие в штате предприятия не менее трех аттестованных специалистов по сварочным работам, подтверждается заверенными руководителем или главным бухгалтером копиями трудовой книжки, документов, подтверждающих аттестацию специалиста;

- наличие в штате предприятия не менее трех специалистов, обученных по программе «Безопасность строительства», подтверждается заверенными руководителем или главным бухгалтером копиями трудовой книжки, копиями диплома о квалификации

- наличие не менее трёх специалистов включенных в Национальный реестр специалистов НОСТРОЙ, подтверждается копиями уведомления о включении.

Комиссией Курганского УФАС России установлено, что в нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе заказчиком в лице АО «Курганводоканал» установлены показатели, раскрывающие содержание критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании», не предусмотренные пунктом 27(2) Постановления № 1085.

При этом в пункте 27(3) Постановления № 1085 указано, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):

а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:

объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);

линейные объекты капитального строительства;

особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;

объекты культурного наследия;

б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:

контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);

контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;

контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, Постановлением № 1085 установлены наименования видов контрактов (договоров), подлежащих оценке, а именно: при закупке работ по реконструкции объекта капитального строительства заказчик вправе установить один из двух вариантов видов контрактов (договоров):

- или «контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по реконструкции которого является объектом закупки» - в силу подпункта «а» пункта 27 (3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на реконструкцию которого осуществляет заказчик;

- или «контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида» - в силу подпункта «б» пункта 27(3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на реконструкцию которого осуществляет заказчик.

В Приложении к конкурсной документации заказчиком в лице АО «Курганводоканал» установлено, что для оценки заявок по показателю «Опыт работ» учитываются контракты на модернизацию канализационно-насосных станций.

Таким образом, заказчиком в лице АО «Курганводоканал» в нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе сокращен предусмотренный пунктом 27(3) Постановления № 1085 перечень контрактов, подлежащий оценке, а также конкретизирован вид объекта капитального строительства – канализационно-насосная станция.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика в лице АО «Курганводоканал», установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании», нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <…>  обоснованной.
  2. В действиях заказчика в лице АО «Курганводоканал» выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику в лице АО «Курганводоканал», закупочной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Курганской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Космиссии :                                                                                     <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                    <…>

<…>   

                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны