Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 045/01/15-9/2021 о нарушении антимонопольн... от 11 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 045/01/15-9/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

г. Курган

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» апреля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» мая 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Комиссия Курганского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – <…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

Члены Комиссии:

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

<…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;

рассмотрев дело № 045/01/15-9/2021 по признакам нарушения Администрацией города Кургана (ИНН: 4501005007, ОГРН: 1024500521506, адрес регистрации: 640002, г. Курган, площадь имени В.И. Ленина, д. 1) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении и реализации соглашения от 16.01.2020 г. о взаимодействии при организации совместных ярмарок, расположенных по адресам: г. Курган, ул. Выгонная, площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, пр. Машиностроителей, в районе здания № 3А, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной торговли в границах муниципального образования г. Курган.

в присутствии:

заявителя <…>

представителей ответчика Администрации города Кургана <…> (доверенность № 1603 от 16.04.2019 г.), <…> (доверенность от 18.08.2021 г.),

представителя заинтересованного лица АО «Центральный рынок» – <…> (доверенность от 18.03.2022 г.),

заинтересованных лиц: <…>

в отсутствии заинтересованных лиц: <…>, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,

в отсутствие лица, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах — Департамент экономического развития Курганской области (ИНН: 4501039905, ОГРН: 1034500009125, г. Курган, ул. Гоголя, д. 56), о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, явку представителей не обеспечил,

 

УСТАНОВИЛА

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) поступили обращения <…> перенаправленные по подведомственности Прокуратурой города Кургана (вх. 3634 от 29.07.2020 г.) и Правительством Курганской области (вх. 3429 от 16.07.2020 г.) по факту неправомерного взимания платы АО «Курганский центральный рынок» за размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Курган, проспект Машиностроителей, д. 3А.

Приказом № 16 от 27.01.2021 года в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 045/01/15-9/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела установлено следующее.

16.01.2020 г. между Администрацией города Кургана и Акционерным обществом «Курганский центральный рынок» (далее – АО «Курганский центральный рынок») заключили Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок (далее – Соглашение).

Из пункта 1 Соглашения следует, что предметом настоящего Соглашения является взаимодействие сторон по организации совместных ярмарок по адресам:

- площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников (по схеме);

- проспект Машиностроителей, 3а (по схеме);

- улица Выгонная (по схеме).

В соответствии с пунктом 4 Соглашения, стороны совместно разрабатывают и утверждают план мероприятий по организации ярмарок и схему размещения торговых мест на ярмарках, определяют режим работы ярмарок, порядок организации ярмарок, порядок предоставления мест на ярмарках.

Пунктом 5 Соглашения предусмотрено, что АО «Курганский центральный рынок» обеспечивает прием заявок от участников ярмарок и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), размещение участников ярмарок согласно заключенным договорам и схеме расположения мест, предоставление необходимой информации участникам ярмарок и населению города, принимает оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при размещении участников ярмарок и обслуживании потребителей.

Согласно пункту 6 Соглашения, АО «Курганский центральный рынок» обеспечивает оборудование торговых мест, организацию уборки территории, вывоз мусора, организацию временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги.

Пунктом 7 Соглашения установлено, что АО «Курганский центральный рынок» перечисляет в бюджет города Кургана 12% от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами (исполнителями) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчётным периодом на счет Управления Федерального казначейства по Курганской области.

В соответствии с пунктом 10 Соглашения, настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 01.02.2023 г.

20.01.2020 г. Постановлением Администрации города Кургана № 114 утверждено Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок с АО «Курганский центральный рынок».

13.07.2020 г. Постановлением Администрации города Кургана № 3978 утвержден План мероприятий и Порядок организации совместной универсальной ярмарки по адресу: ул. Выгонная.

13.07.2020 г. Постановлением Администрации города Кургана № 3979 утвержден План мероприятий и Порядок организации совместной универсальной ярмарки по адресу: пр. Машиностроителей, в районе здания № 3а.

13.07.2020 г. Постановлением Администрации города Кургана № 3980 утвержден План мероприятий и Порядок организации совместной универсальной ярмарки по адресу: площадь Собанина, в районе Дворца культуры железнодорожников.

Согласно пунктам 4 вышеуказанных Порядков организации совместных универсальных ярмарок, торговые места на ярмарках предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательство РФ порядке, и гражданам (в том числе ведущим личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, пчеловодством, производством изделий народных художественных промыслов).

Из пунктов 5 Порядков организации совместных универсальных ярмарок следует, что предоставление торговых мест на ярмарке осуществляется на основании заявления.

Пунктами 6 Порядков организации совместных универсальных ярмарок установлено, что место на ярмарке считается предоставленным после заключения договора предоставления торгового места.

В соответствии с пунктами 8 Порядков организации совместных универсальных ярмарок, размер оплаты за торговое место на ярмарке устанавливается в соответствии с приказом директора ООО «Новый рынок» - управляющей организацией АО «Курганский центральный рынок».

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации города Кургана пояснил, что на территории Курганской области действует Постановление № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области», регламентирующее проведение несколькими организаторами совместных ярмарок на основании заключенного соглашения.

Администрация города Кургана в лице уполномоченного органа – Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли – при организации совместных ярмарок обеспечивает предоставление необходимой информации участникам ярмарки и населению города, утверждает порядок предоставления мест на ярмарке, утверждает схему размещения торговых мест на ярмарках.

Кроме того, организация контроля за деятельностью ярмарки в течение всего срока работы ярмарки также осуществляется Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана.

Таким образом, Администрация города Кургана является полноправным организатором совместной ярмарки.

Также, из пояснений представителя Администрации города Кургана следует, что доля муниципальной собственности АО «Курганский центральный рынок» составляет 78,3 %.

В соответствии с Уставом АО «Курганский центральный рынок», общее руководство деятельностью общества осуществляет Совет директоров общества.

К полномочиям Совета директоров относится определение приоритетных направлений деятельности общества, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности общества, распределение прибыли, рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, одобрение крупных сделок, утверждение внутренних документов общества и иные вопросы, предусмотренные Уставом и действующим законодательством.

Постановлением Администрации города Кургана № 5106 от 28.08.2020 г. переизбраны члены Совета директоров АО «Курганский центральный рынок».

В настоящее время 100% представителей Совета директоров занимают должности в органах, структурных подразделениях Администрации города Кургана либо муниципальных учреждениях города Кургана.

Учитывая, что одним из основных видов деятельности общества является деятельность по организации ярмарок, эта деятельность напрямую контролируется органом местного самоуправления.

Таким образом, Администрация города Кургана, осуществляя свои функции через Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, является полноправным организатором совместных ярмарок, действует в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.

Также, представитель Администрации города Кургана в ходе рассмотрения дела пояснил, что из Постановления № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области» не следует, что юридические лица обязаны проводить ярмарки исключительно на собственных земельных участках.

Постановление № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области» не содержит условия и правила допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению деятельности по организации ярмарок на муниципальных земельных участках, где функции по организации принадлежат исключительно Администрации города Кургана.

Постановление № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области», не ограничивает участие юридических лиц и органов местного самоуправления в их проведении и обеспечивает равные возможности для хозяйствующих субъектов при проведении ярмарок.

Таким образом, целью заключения Соглашение для проведения совместных ярмарок является создания дополнительных условий для удовлетворения потребностей населения Курганской области в продуктах питания и товарах первой необходимости, работах и услугах, а не с целью получения систематической прибыли.

Представитель АО «Курганский центральный рынок» в ходе рассмотрения дела пояснил, что в соответствии с пунктом 7 Постановление № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области», юридическое лицо может выступать организатором ярмарки, в случаях:

- организации ярмарок на земельном участке, принадлежащем на праве собственности юридическому лицу;

- организации ярмарок в зданиях, строениях и сооружениях, принадлежащих на праве собственности юридическому лицу.

Поскольку АО «Курганский центральный рынок» принадлежат на праве собственности строения и сооружения на территории ярмарок, общество могло в силу пункта 7 Постановление № 280 от 10.07.2007 г. «О порядке организации деятельности ярмарок на территории Курганской области», выступать организатором (соорганизатором) совместной ярмарки.

Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные доказательства по делу, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении).

Пунктом 10 части 1 статьи 14 Законом о местном самоуправлении предусмотрено, что создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского поселения.

Часть 1.1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении гласит, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1.4 статьи 2 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы № 188 от 26.09.216 г. предусмотрено, что Администрация создает условия для обеспечения жителей города Кургана услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о торговой деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Из части 2 статьи 6 Закона о торговой деятельности следует, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Одной из форм организации торговли являются ярмарки.

Часть 1 статьи 11 Закона о торговой деятельности гласит, что ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.

Из части 2 статьи 11 Закона о торговой деятельности следует, что организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Согласно части 3 статьи 11 Закона о торговой деятельности, организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Частью 4 статьи 11 Закона о торговой деятельности установлено, что места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам – главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о торговой деятельности, размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

Основные требования к деятельности ярмарок, организуемых на территории Курганской области определяет Порядок организации деятельности ярмарок на территории Курганской области, утвержденный Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области № 280 от 10.07.2007 г. (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка, предусмотрена возможность проведения совместных ярмарок двумя или более организаторами на основании заключенных соглашений о взаимодействии при организации ярмарки.

При этом порядок заключения указанных соглашений, перечень требований к организаторам совместных ярмарок не установлен, в связи с чем, к организаторам совместных ярмарок подлежат применению общие требования, установленные Порядком.

Согласно пункту 3 Порядка, организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Из пункта 4 Порядка следует, что организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области. В правовом акте указывается тип (в случае проведения ярмарки по продаже товаров), место, срок проведения ярмарки.

Пунктом 7 Порядка установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели – организаторы ярмарки при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов, информируют в письменном виде о месте и сроке ее проведения орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области не позднее чем за 3 дня до проведения ярмарки.

Таким образом, Порядком определены лица, которые могут обладать правами организатора ярмарки:

- при ее размещении на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности – органы местного самоуправления муниципального образования Курганской области;

- при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности хозяйствующих субъектов – данные хозяйствующие субъекты.

Как установлено в ходе рассмотрения дела земельные участки, на которых расположены ярмарки, по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3а; улица Выгонная, не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, собственность на данные земельные участки не разграничена, права на данные земельные участки АО «Курганский центральный рынок» не передавались, что подтверждается письмом Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана № 559а от 29.01.2021 г.

Таким образом, АО «Курганский центральный рынок» не являлось собственником земельных участков, на которых расположены вышеуказанные ярмарки.

Следовательно, АО «Курганский центральный рынок» являлось организатором ярмарок на не принадлежащих ему земельных участках по указанным адресам только в силу заключенного соглашения с Администрацией города Кургана.

Из пункта 5 и пункта 7 Порядка следует, что организатором ярмарок может быть только собственник земельных участках, зданий, строений, сооружений, на которых организованна ярмарка.

Данный вывод опровергает довод Администрации города Кургана о том, что действующее законодательство не связывает осуществление ярмарочной деятельности с предоставлением земельных участков для данных целей.

Анализ перечня имущества, находящегося в собственности АО «Курганский центральный рынок», не позволяет прийти к выводу о том, что общество является собственником строения или сооружения, в котором может быть организована ярмарка, по смыслу пункта 7 Порядка.

Нахождение имущества АО «Курганский центральный рынок» на земельных участках, на которых предусмотрено проведение ярмарок, обусловлено исключительно осуществлением обществом в предшествующие периоды деятельности по организации ярмарок в рамках ранее заключенных им с администрацией соглашений от 18.03.2011 № 2042, от 20.07.2015 № 5492, которые были отменены на основании законных предписаний антимонопольного органа.

Следовательно, оснований для передачи АО «Курганский центральный рынок» полномочий организатора ярмарки у Администрации города Кургана не имелось.

Пунктом 18 Порядка предусмотрены обязанности организатора ярмарки, так организатор ярмарки обязан:

- заключить договор с продавцом (исполнителем) о предоставлении места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке;

- организовать работу ярмарки в строгом соответствии с противопожарными, санитарными, ветеринарными и экологическими нормами;

- обеспечить необходимые условия для нормального функционирования ярмарки, в том числе надлежащее санитарное состояние мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оснащение мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора, урнами и туалетами;

- принять оперативные меры по устранению возникающих конфликтных ситуаций при обслуживании потребителей;

- установить в специально отведенном месте контрольные весы, если специализацией ярмарки предусмотрена продажа весовых товаров;

- организовать временные стоянки для парковки личного автотранспорта и регулирование движения в местах проведения ярмарки;

- организовать уборку территории и вывоз мусора после завершения деятельности ярмарки.

При этом, материалами дела доказано, что ни одна из вышеуказанных обязанностей не относиться к обязанностям Администрации города Кургана при организации ярмарок.

Указанные в пункте 18 Порядка обязанности распространяются только на АО «Курганский центральный рынок», а именно: прием заявок от участников ярмарки и оформление договоров с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест на ярмарке, для продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг), размещение участников ярмарки согласно заключенным договорам и схеме расположения мест, предоставление необходимой информации участникам ярмарок и населению города, принятие оперативных мер по устранению возникающих конфликтных ситуаций при размещении участников ярмарок о обслуживании потребителей, обеспечение оборудование торговых мест, организация уборки территории, вывоз мусора, организация временных стоянок для парковки личного автотранспорта, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги (пункты 5 и 6 раздела 2 Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок от 16.01.2020 г.)

Из материалов дела следует, что договоры с участниками ярмарок (продавцами) заключены только от имени одного организатора ярмарок – АО «Курганский центральный рынок».

Плата за торговое место на ярмарках установлена только одним организатором ярмарок – АО «Курганский центральный рынок».

На основании вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что фактически организатором ярмарок, расположенных по адресам: площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников; проспект Машиностроителей, 3а; улица Выгонная, являлось только АО «Курганский центральный рынок», что опровергает доводы Администрации города Кургана о том, что указанные ярмарки организованы совместно с данным органом местного самоуправления.

Фактически, заключая Соглашение о взаимодействии по организации совместных ярмарок от 16.01.2020 г. с АО «Курганский центральный рынок», Администрация города Кургана предоставила обществу право извлекать доход от хозяйственной деятельности на данных земельных участках, что подтверждается пунктом 7 Соглашения.

Комиссия Курганского УФАС России отмечает тот факт, что деятельность по организации ярмарок в силу действующего законодательства является равнодоступной для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к ее осуществлению, объективно препятствующих иным субъектам, работающим на рынке соответствующих услуг, организовывать ярмарки.

Вышеуказанное Соглашение об организации сразу трех ярмарок было заключено только с АО «Курганский центральный рынок».

Согласно аналитическому отчету по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках города Кургана (универсальных), продуктовые границы товарного рынка определены как предоставление торговых мест на определенной ярмарке.

В пункте 2 Порядка содержится понятие ярмарки, а именно ярмарка – это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех продавцов (исполнителей) и потребителей, организуемое органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки) в установленном месте, на определенный срок и ориентированное на продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Таким образом, период обращения услуги – предоставления торговых мест на ярмарке, будет определен периодом организации ярмарки.

Из вышеизложенного следует, что рынок предоставления торговых мест на определенной ярмарке является локальным.

Следовательно, каждая сфера обращения услуг по предоставлению торговых мест на ярмарке образует самостоятельные продуктовые границы товарного рынка, и определены как:

- услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке, расположенной на площади Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников;

- услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке, расположенной по проспекту Машиностроителей, 3а;

- услуга по предоставлению торгового места на универсальной ярмарке, расположенной на улице Выгонная.

При этом, географические границы данных рынков будут совпадать с границами территории, определенной местом проведения каждой ярмарки.

На исследованных товарных рынках услуг по предоставлению торговых мест на универсальных ярмарках в географических границах территорий, определенных местом проведения ярмарки, действовала только одна организация, которая заключала договоры о предоставлении торговых мест на вышеуказанных ярмарках. а именно – АО «Курганский центральный рынок».

Доля АО «Курганский центральный рынок» на рынке услуг по предоставлению торгового места на каждой из вышеуказанных ярмарок составила 100%.

Таким образом, заключение Администрации города Кургана с АО «Курганский центральный рынок» соглашения от 16.01.2020 г. о взаимодействии по организации универсальных ярмарок позволило АО «Курганский центральный рынок» быть абсолютным монополистом сразу на трех рынках услуг по предоставлению торговых мест на универсальных ярмарках.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

В рассматриваемом случае Администрацией города Кургана в нарушение пунктов, 5, 7 Порядка АО «Курганский центральный рынок» назначено в качестве организатора ярмарок, на которое Соглашением возложены определенные обязанности, связанные с организацией торговли на ярмарках.

По смыслу положений пунктов 5, 7 Порядка, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, организатором торгов может быть только орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области.

Таким образом, Администрация города Кургана, назначив АО «Курганский центральный рынок» организатором вышеуказанных ярмарок, наделило общество функциями и правами органа местного самоуправления.

На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России по рассмотрению дела № 045/01/15-9/2021 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что действия Администрация города Кургана, выразившиеся в заключении с АО «Курганский центральный рынок» Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок от 16.02.2020 г., наделив тем самым общество функциями и правами органа местного самоуправления, привели к нарушению части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России,

 

РЕШИЛА

 

1. Признать в действиях Администрации города Кургана (ИНН: 4501005007, ОГРН: 1024500521506, адрес регистрации: 640002, г. Курган, площадь имени В.И. Ленина, д. 1) нарушение части 3 статьи 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и реализации соглашения от 16.01.2020 г. о взаимодействии при организации совместных ярмарок, расположенных по адресам: г. Курган, ул. Выгонная, площадь Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, пр. Машиностроителей, в районе здания № 3А, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной торговли в границах муниципального образования г. Курган.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлено.

3. Выдать Администрации города Кургана предписание об отмене Постановления Администрации города Кургана № 114 20.01.2020 г. «Об утверждении Соглашения о взаимодействии по организации совместных ярмарок с АО «Курганский центральный рынок».

4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны