Решение №№41/АМЗ Решение об отказе по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального... от 21 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 41/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

21.07.2020 года г. Курган

01 апреля 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение индивидуального предпринимателя <…> с жалобой на действия ООО «Чистый город» (ИНН 450119310, ОГРН 1104501002748, место нахождения: 640018, г. Курган, пр. Гоголя, 78/1). в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в части оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору № ЧГ-002156/2020.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

03.03.2020г. ИП <…> был получен проект «Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № <…>» от 01.01.2020г., направленный ООО «Чистый город».

Проект договора содержит следующие положения:

1) пунктом 4 договора дата начала оказания услуг определена с 01.01.2020 года;

2) пунктом 7(1) договора определено, что потребитель обязан получить УПД у Регионального оператора в порядке, указанном в абз. «Ж» п.10 настоящего Договора;

3) пунктом 10 абз. «Ж» договора определена обязанность потребителя обеспечить собственными силами ежемесячное получение от Регионального оператора счета на оплату по настоящему Договору, УПД за соответствующий расчетный период до 5 (Пятого) числа месяца, следующего за расчетным.

14.03.2020г. ИП <…> направил в адрес ООО «Чистый город» подписанный Договор с «Протоколом разногласий». При этом в «Протоколе разногласий» в редакции потребителя - ИП <…> предлагаются изменения в упомянутый «Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ЧГ - 002156/2020» от 01.01.2020г. в соответствии с текстом «Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

17.03.2020г. в адрес ИП <…> было получено информационное письмо, высланное ООО «Чистый город» от 03.03.2020г.

В указанном информационном письме ООО «Чистый город» сослалось на пункт 8.15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156: «в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил», а также на пункт 1 статьи 24.7 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. По мнению ООО «Чистый город» - региональный оператор, заключив договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, не вносит изменений в данный договор.

Курганским УФАС России из письма ООО «Чистый город» от 27.04.2020 года установлено, что в январе 2020 года услуги по обращению с ТКО ИП <…> фактически не оказывались.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления":

1) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов;

2) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора;

3) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления;

4) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").

В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами - региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Исходя из содержания пунктов 8(10) и 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами по общему правилу региональный оператор направляет потребителю «типовой договор», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", отклонения от типового договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

В соответствии с частью 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности.

Согласно части 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" регулированию подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с соглашением (между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и ООО «Чистый город») об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года ООО «Чистый город» на период с 13.09.2019 по 13.09.2023 года присвоен статус регионального оператора.

С 01.01.2020 года на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 47-8 от 30.12.2019 тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами установлен в размере 561 рубль 77 копеек за кубометр и 3555 рублей 51 копейка за тонну.

Исходя из всего вышеизложенного, Курганским УФАС России установлено, что положения проекта договора № ЧГ-002156/2020 в части пунктов 4, 7(1), абз. «Ж» пункта 10 являются невыгодными для ИП <…>, несут за собой расходы (помимо установленного тарифа) по получению у регионального оператора платежных документов, а также оплате стоимости услуг за январь 2020 года при условии, что в январе 2020 года ООО «Чистый город» услуги ИП <…> по обращению с ТКО фактически не оказывало.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Действия ООО «Чистый город» по направлению ИП <…> проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ЧГ-002156/2020 с положениями, являющимися невыгодными для потребителя и прямо не предусмотренными типовой формой договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

25.06.2020 года Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» вынесено предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства ООО «Чистый город» (ИНН 4501159310, ОГРН 1104501002748, место нахождения: 640002, г. Курган, ул. Гоголя, 87Б, оф.100) путем совершения следующих действий:

- предпринять действия по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО № <…> с ИП <…>по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";

- предпринять действия по исключению обязанности ИП <…> оплаты за фактически не оказанной ООО «Чистый город» услуги по обращению с ТКО за январь 2020 года.

Срок исполнения предупреждения: не позднее 10-ти дней с момента получения предупреждения №8 от 25.06.2020года.

07.07.2020 года ООО «Чистый город» ответом на предупреждение (вх.№3260) сообщило, что пунктами 7 (1), 10 «ж» договора №ЧГ - 002156/2020 от 01.01.2020г. установлено, что Потребитель обязан собственными силами обеспечить получение УПД от регионального оператора.

Также, региональный оператор, по согласованию с Потребителем, направляет платежные документы по средствам Почты России, электронной почты, а также электронного документа оборота с использованием лицензированных программ.

ИП <…> платежные документы направляются на электронную почту: <…>.

На территориях муниципальных образований Курганской области, где региональный оператор осуществляет деятельность с 01.01.2020 г. у регионального оператора нет оснований для аннулирования, выставленных счетов за оказание услуги по обращению с ТКО за январь и февраль 2020 года, так как вывоз твердых коммунальных отходов с территории, осуществляется региональным оператором, согласно графику. Однако платежные документы за январь 2020 г. ИП <…> аннулированы, о чем Потребитель уведомлен.

Редакция договора, предоставленного региональным оператором, не противоречит законодательству Российской Федерации и не нарушает права потребителя.

Исходя из анализа имеющихся в материалах обращения документов Курганским России установлено, что ООО «Чистый город» фактически исполнило предписание от 25.06.2020 г., а именно заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО № <…> с ИП <…>по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", аннулирована реализация услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2020 г.

Поскольку ООО «Чистый город» выполнено предупреждение № 8 от 25.06.2020 года и в результате его выполнения устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с подпунктом 7 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Врио руководителя управления <…>

Исп.: <…>

тел.: 8(3522) 46-39-55

Связанные организации

Связанные организации не указаны