Предупреждение №3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ), КОТ... от 29 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Уральская теплоэнергетическая компания»

 

ул. Зоологическая, стр. 4, оф. 15, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620149

 

ул. Ленина, д. 16, оф.3 с. Частоозерье, Курганская область, 641570

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

29 апреля 2021 г.                                                                                                г. Курган

 

   Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) в результате рассмотрения заявления Государственного бюджетного учреждения «Частоозерская центральная районная больница» (далее – ГБУ «Частоозерская ЦРБ») в действиях общества с ограниченной ответственностью «Уральская теплоэнергетическая компания» (ИНН 6658458150, юридический адрес: 620149, г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, д. 4, оф. 15) (далее – ООО «Урал ТЭК», энергоснабжающая организация) установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 частьи 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г.135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в навязывании условий договора, невыгодных для ГБУ «Частоозерская ЦРБ», в части определения платы за тепловую энергию в нежилых  помещениях, расположенных по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, ул. Ленина, д. 9; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье,   ул. Строителей, д.1Д; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье,  д. 1 а.

  04.02.2021 года в Курганское УФАС России поступило заявление ГБУ «Частоозерская ЦРБ» на действия ООО «Урал ТЭК», выразившиеся в не введении узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, начислении платы ГБУ «Частоозерская ЦРБ» за потребленную тепловую энергию без учета показаний узлов учета тепловой энергии.

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено следующее.

 

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ООО «Урал ТЭК» - производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 35.30).

ООО «Урал ТЭК» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей оказание услуг по отоплению нежилых помещений.

Между ГБУ «Частоозерская ЦРБ» и ООО «Урал ТЭК» заключен договор на поставку тепловой энергии №У21-Ч23 от 2021 г. (ранее заключены договоры № У18-ЧЗ от 15.10.2018 г., №У18-ЧЗ от 18.02.2019 г., №У20-Ч23 от 01.10.2020 г.) (далее – договор) по условиям которого энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Границы раздела балансовой принадлежности и ответственность по эксплуатационному обслуживанию тепловых сетей устанавливаются в Акте разграничения балансовой принадлежности (тепловых сетей) и эксплуатационной ответственности (Приложение №1 к договору). Договорный объем поставок тепловой энергии определен в Приложении №2 к договору (п. 1.1, 1.2 договора).

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении»).

В соответствии со статьей 13 ФЗ «О теплоснабжении», определяющей общие положения об отношениях теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии, установлено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения.

Таким образом, потребитель при заключении договора теплоснабжения должен располагать отвечающим установленным требованиям энергопринимающим устройством.

Данное условие является технической предпосылкой для заключения договора теплоснабжения с такими потребителями. Для теплоснабжающих организаций, в силу статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении», заключение договора теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, является обязанностью.

Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу части 5 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии и обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии с частью 7 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Взаимные расчеты между энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за поставку и потребление тепловой энергии регулируются Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила).

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя закрепляют порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии.

При вводе узла учета в эксплуатацию проверяется (пункт 56 Правил):

а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;

в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;

г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя.

Курганским УФАС России установлено, что ГБУ «Частоозерская ЦРБ» за период 2019-2021 г.г. неоднократно письменно обращалось в адрес ООО «Урал ТЭК» с целью направления представителей энергоснабжающей организации для осуществления приемки узлов учета тепловой энергии, находящихся в здании поликлиники (с. Частоозерье, ул. Ленина, д.9), в здании хозяйственного блока (с. Частоозерье, ул. Строителей, д. 1Д), в здании стационара (с. Частоозерье, ул.Строителей, д. 1А), в том числе во исполнение требований пункта 64 Правил заявитель направлял в адрес ООО «Урал ТЭК» весь комплект документов, необходимых для осуществления ввода узлов учета в эксплуатацию (письмо б/н от 18.03.2019 г., б/н от 02.10.2019 г., № 751 от 16.10.2019 г., № 81 от 03.02.2020 г., № 806 от 26.08.2020 г., № 329 от 02.09.2020 г.).

В этой связи 18.10.2019 года Комиссией (в составе: и.о. главного врача ГБУ «Частоозерская ЦРБ» <…>; первого заместителя Главы Частоозерского района <…>; Главы Администрации Частоозерского района <…>; ведущего специалиста отдела строительства и архитектуры Администрации Частоозерского района <…>; заместителя главного врача по административно-хозяйственной части ГБУ «Частоозерская ЦРБ» <…>) составлен акт допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя, расположенных на территории ГБУ «Частоозерская ЦРБ». Представитель энергоснабжающей организации явку своего представителя -начальника Частоозерского участка ООО «УралТЭК» <…>, не обеспечил.

ООО «Урал ТЭК» 09.11.2020 г. направило представителей в адрес ГБУ «Частоозерская ЦРБ», которыми составлены акты №№ 3, 4, 5 внеочередной проверки показаний узла учета от 09.11.2020 г., которыми установлено, что в ходе проверки узла учета тепловой энергии выявлены недостатки, по которым узлы считаются непригодными для коммерческого учета тепловой энергии.

В ответ на указанные акты ГБУ «Частоозерская ЦРБ» направило свои возражения, в которых опровергает установленные ООО «Урал ТЭК» нарушения, считает, что энергоснабжающая организация уклоняется от приемки узла учета тепловой энергии, просит принять и опломбировать узлы учета, произвести перерасчет оплаты за поставленную тепловую энергию с учетом показаний узлов учета тепловой энергии.

ООО «Урал ТЭК» в ответ на поданные возражения направило в адрес ГБУ «Частоозерская ЦРБ» скорректированные акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, указывает на выявленную неточность в ранее переданных актах. Скорректированные акты обозначены как Акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 09.11.2020 г., согласно которым проверена комплектность необходимой технической документации, в результате чего установлено, что узел учета не соответствует Правилам.

Пунктом 64 Правил №1034 установлено, что для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя: а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами; б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя; в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель; г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

В пункте 65 Правил №1034 указано, что документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.

Согласно пунктам 68, 72 Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.

Указанные в пункте 64 Правил № 1034 документы в адрес ООО «Урал ТЭК» ранее представлялись заявителем. Вместе с тем, узлы учета тепловой энергии не были допущены ООО «Урал ТЭК» к эксплуатации, правовых оснований не направления своего представителя для выполнения законных требований ГБУ «Частоозерская ЦРБ» ООО «Урал ТЭК» в Курганское УФАС России не представлено.

Согласно пункту 2.2. договора в случае отсутствия узла учета тепловой энергии у абонента, расчеты между сторонами осуществляются согласно расчету, являющимся приложением №2 к договору. Соответственно, условиями договора предусмотрена возможность учета тепловой энергии и оплата за ее потребление, исходя из показаний приборов учета тепловой энергии. Однако, ООО «Урал ТЭК» осуществляло в рамках заключенного договора и на сегодняшний день, начисление платы за потребленную тепловую энергию не учитывая наличие действующих приборов учета тепловой энергии.

Пытаясь урегулировать возникшую ситуацию, ГБУ «Частоозерская ЦРБ» на протяжении длительного периода времени предпринимало меры для введения узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, однако, ООО «Урал ТЭК» не допустило их к эксплуатации по текущую дату 2021 года по основаниям, не предусмотренным Правилами № 1034, что повлекло для заявителя несение дополнительных расходов по оплате за потребленную тепловую энергию не по показаниям счетчиков, а исходя из расчетного метода их определения, что свидетельствует навязыванием ООО «Урал ТЭК» заявителю невыгодных условий договора.

Пунктом 31 Правил установлено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

а) отсутствие в точках учета приборов учета;

б) неисправность прибора учета;

в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В целях поддержания узлов учета тепловой энергии в соответствии с предъявляемыми законодателем требованиями, в том числе ТУ, ГОСТ, ОСТ, РД, ГБУ «Частоозерская ЦРБ» заключило договор с ООО «Шерстнев» (договор №1 от 01.01.2020 г., договор №19 от 01.01.2021 г.), предметом которого являлось: абонентское обслуживание трех узлов учета тепловой энергии,  контроль за своевременной поверкой приборов узла учета тепла; снятие и установка приборов для периодической поверки Госстандартом; подготовка приборов учета тепла к началу отопительного периода; оперативный ремонт приборов в случае выхода из строя. 15.01.2020 года, 29.01.2021 г. ООО «Шерстнев» проведено абонентское обслуживание узлов учета тепловой энергии, установлены модемы, о чем составлены акты № б/н.

Согласно сведениям, представленным ГБУ «Частоозерская ЦРБ», в адрес ООО «Урал ТЭК» ежемесячно направляются сведения о фактических показаниях приборов учета тепловой энергии.

Необходимо отметить, что ООО «Урал ТЭК» было известно о необходимости ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, вместе с тем, мер, направленных на своевременный ввод в эксплуатацию узлов учета, не принимало.

Таким образом, действия ООО «Урал ТЭК», выразившиеся в навязывании условий договора, невыгодных для ГБУ «Частоозерская ЦРБ», в части определения платы за тепловую энергию нежилых помещений, расположенных по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, ул. Ленина, д. 9; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, ул. Строителей, д.1Д; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, д. 1 а., вызванные недопуском в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, используемых ГБУ «Частоозерская ЦРБ», при отсутствии оснований для недопуска в эксплуатацию и не применение показаний прибора учета тепловой энергии при расчете платы за потребленную ГБУ «Частоозерская ЦРБ» тепловую энергию, противоречит положениям законодательства о теплоснабжении и ущемляет интересы ГБУ «Частоозерская ЦРБ».

В соответствии со статьями 1 и 3 Закон о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 5 Закона о конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Вместе с тем, Курганским УФАС России установлено, что теплоснабжение на территории с. Частоозерье Частоозерского района осуществляет ООО «Урал ТЭК».  Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2018 года № 44-29, от 15.12.2020 г. № 54-18 установлен тариф на тепловую энергию (мощность) на 01.01.2019 – 31.12.2021 годы, поставляемую потребителям ООО «Уральская теплоэнергетическая компания» (Частоозерский район: с. Частоозерье).

Хозяйствующий субъект ООО «Урал ТЭК», оказывающий услугу теплоснабжения конечного потребителя ГБУ «Частоозерская ЦРБ», в том числе по организации мероприятий по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, занимает доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения наличия его состава в действиях конкретного лица, необходимо чтобы лицо, совершившее данное деяние: занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления.

При изложенных обстоятельствах ООО «Урал ТЭК» обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Оценив обстоятельства, указанные в заявлении, исследовав документы, имеющиеся в материалах заявления ГБУ «Частоозерская ЦРБ», Курганское УФАС России приходит к выводу, что совершение ООО «Урал ТЭК» действий в части навязывания ГБУ «Частоозерская ЦРБ» невыгодных условий договора на поставку тепловой энергии, выразившихся в не применении показаний прибора учета тепловой энергии при расчете платы за потребленную ГБУ «Частоозерская ЦРБ» тепловую энергию путем недопуска в эксплуатацию и опломбированию приборов учета тепловой энергии, что привело к начислению платы за поставленную тепловую энергию без показаний узлов учета и содержит в себе признаки нарушения пункта 3 части 1 статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Урал ТЭК» (ИНН 6658458150, ОГРН 1146658011785, место нахождения: 620149, г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, д. 4, оф. 15) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Курганское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Урал ТЭК» о необходимости: совершить действия по обеспечению допуска в эксплуатацию и опломбированию приборов учета тепловой энергии в отношении объектов недвижимости ГБУ «Частоозерская ЦРБ», расположенных по адресу: Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье, ул. Ленина, д. 9; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье,   ул. Строителей, д.1Д; Курганская область, Частоозерский район, с. Частоозерье,  д. 1 а, в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».

Срок исполнения предупреждения: до 31 мая 2021 года.

О выполнении предупреждения сообщить в Курганское УФАС России в течение 3-х дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением доказательств, подтверждающих исполнение предупреждения. 

 

 

 

Врио руководителя                                                                              <…>

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УРАЛЬСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 6658458150, ОГРН 1146658011785