Решение б/н Решение по делу в отношении МУП Администрации Новосидоровско... от 3 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела № 183 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № 183 по признакам нарушения МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис» (641320, Курганская область, Кетовский район, н.п. Новая Сидоровка, ул. Садовая, 2а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения, заключенному с ОАО «ЭК «Восток», повлекшее ущемлении интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛА:

10 октября 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее- Курганское УФАС, антимонопольный орган) из Прокуратуры Кетовского района поступили материалы судебного дела в отношении ОАО «Энергосбытовая компания «Восток».
Из представленных документов следовало, что ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» (далее — ОАО «ЭК «Восток») в июне 2013 года направило в ряд ресурсоснабжающих организаций Кетовского района Курганской области уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с образовавшимся долгом по оплате за потребленную элетрическую энергию. Не получив оплату до договорам энергоснабжения ОАО «ЭК «Восток» ввело режим ограничения электроснабжения, что вызвало перерыв в предоставлении холодной воды населению Кетовского района Курганской области.
Считая данные действия противоречащими действующему законодательству, Прокуратурой Кетовского района было инициировано обращение в суд с требованием о  признании действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии незаконными, возложении обязанности прекратить ограничение энергоснабжения социально значимых объектов.
Как следует из представленных материалов Прокуратурой Кетовского района, 9 января 2013 года между ОАО «ЭК «Восток» и МУП «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 60437046. По указанному выше договору энергоснабжения МУП «Теплосервис» использует поставляемую электроэнергию для оказания коммунальных услуг гражданам, в том числе водоснабжение населения и организаций.  Данные предприятия относятся к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")  обязанность по согласованию уровня технологической, аварийной брони лежит на потребителе электроэнергии, намеренного заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
При заключении договора энергоснабжения МУП «Теплосервис» не предоставило в адрес гарантирующего поставщика акт согласования технологической и аварийной брони, в последующем МУП «Теплосервис так же не предприняло попыток по согласованию необходимого уровня технологической и аварийной брони.
Из ответа МУП «Теплосервис» (№859 от 29.10.2013) следует, что предприятие не обращалось к сетевой организации с целью согласования уровня технологической и (или) аварийной брони.
Несвоевременная оплата поставленной электрической энергии и не урегулирование вопроса об уровне технологической брони привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в границах конкретных муниципальных образований. Кроме того, решением Кетовского районного суда по делу № 2-1559/13 от 25.09.2013 года установлено, что в связи с отключением э/энергии была прекращена работа питьевых насосных станций в муниципальных образованиях. В результате действий по ограничению энергоснабжения вышли из строя насосы, подающие воду в систему питьевого водоснабжения села Новая Сидоровка, граждане данного населенного пункта оставались без питьевой воды в течении времени, превышающего предельную продолжительность, установленную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Отсутствие водоснабжения могло привести к возникновению и распространению различных инфекций и заболеваний.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  Курганским УФАС России возбуждено дело № 183 по признакам нарушения МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Муниципальное унитарное предприятие Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН/ИНН 1054527012946/4510020530. В соответствии с Уставом МУП «Тепломервис» является коммерческой организацией, созданной с целью улучшения коммунального обслуживания населения, содержания и эксплуатации муниципального жилого фонда. Основным видом деятельности предприятия является: оказание платных коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу твердых бытовых отходов, сбору, очистке и распределению воды.
Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», которыми деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данный закон вступил в силу с 6 января 2012 года.
На основании договора о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения за МУП «Теплосервис» от 01.09.2012 года, заключенного между Администрацией Новосидоровского сельсовета и МУП «Теплосервис», в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся, в том числе, услуги по водоснабжению и водоотведению.
МУП «Теплосервис» является субъектом естественной монополий согласно статьи 4 Закона о естественных монополиях, так как оказывает услуги по водоснабжению/водоотведению. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Субъект естественной монополии занимает доминирующее положение в границах принадлежащих ему сетей.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии доминирующего положения МУП «Теплосервис».
Как установлено материалами дела, между ОАО «ЭК «Восток» и МУП «Теплосервис» заключен договор энергоснабжения от 09.01.2013 года № 60437046, по условиям которого, гарантирующий поставщик обязуется поставлять потребителю в точку (- и) поставки через присоединенную сеть электрическую энергию, а потребитель обязуется принять электрическую энергию в согласованном объеме и оплатить ее по свободной (нерегулируемой) цене по первой ценовой категории, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а так же соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Принятые по договору обязательства исполнены ОАО «ЭК «Восток» надлежащим образом, электрическая энергия поставлена в точки поставки электрической энергии МУП «Теплосервис». Однако МУП «Теплосервис», принятые на себя обязательства по Договору исполняет ненадлежащим образом. В частности, пункт 4.1.23 Договора энергоснабжения предусматривает обязательное согласование акта технологической и (или) аварийной брони для потребителей, ограничение режима потребления э/энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Вышеуказанный пункт договора соответствует требованиям действующего законодательства, а именно в соответствии с Постановлением № 442 обязанность по согласованию уровня технологической, аварийной брони лежит на потребителе электроэнергии, намеренного заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Согласно пункта 14(2) Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", при осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.
Однако МУП «Теплосервис» не исполнены требования закона по согласованию уровня аварийной и (или) технологической брони.
Пунктом 4.1.3 Договора энергоснабжения предусмотрена обязанность потребителя оплачивать электрическую энергию в соответствии с условиями договора, однако МУП «Теплосервис» неоднократно допускал нарушение исполнения вышеназванного пункт в связи с чем образовался долг по оплате э/энергии.
14  и 17 июня 2013 года в адрес МУП «Теплосервис» было направлено уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с образовавшемся долгом по оплате потребленной электрической энергии в размере 616 997, 03 рубля.
В соответствии с п. 2, 4 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 (далее — Постановление № 442), гарантирующий поставщик вправе инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа.
В связи с отсутствием оплаты ОАО «ЭК «Восток» было вынуждено ограничить режим потребления э/энергии. Актов, свидетельствующих об отключении не составлялось.
В силу пункта 3 раздела I Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 04.05.2012 г. № 442, потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В связи с отсутствием согласованного акта аварийной и (или) технологической брони, и имеющейся задолженностью потребителя,  гарантирующий поставщик в лице ОАО «ЭК «Восток» имел право на введение полного ограничения подачи э/энергии. В силу пункта 48 Правил № 442, гарантирующий поставщик вправе в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) не освобождает потребителя (покупателя) от обязанности оплатить гарантирующему поставщику в полном размере стоимость электрической энергии (мощности), поставленной до его введения, а также от ответственности за ненадлежащее исполнение потребителем (покупателем) своих обязательств по договору.
Введение режима ограничения электроснабжения вызвало перерыв в предоставлении холодной воды населению п. Новая Сидоровка в летнее время года. Отсутствие водоснабжения могло привести к возникновению и распространению различных заболеваний. Право граждан городских и сельских поселений на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий быта.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения в действиях МУП «Теплосервис» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что привело к ущемлению прав третьих лиц.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:

1. Признать доминирующее положение  МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис» на рынке услуг водоснабжения водоотведения в границах п.н. Новая Сидоровка Кетовского района Курганской области с долей  100%.;
2. Признать в действиях МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис»  нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся  в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения №60437046 от 09.01.13г., заключенному с ОАО «ЭК «Восток», повлекшее ущемлении интересов неопределенного круга лиц
3. Выдать МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
МУП Администрации Новосидоровского сельсовета «Теплосервис»  прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся  в бездействии по согласованию уровня технологической брони по договору энергоснабжения №60437046 от 09.01.13 г., заключенному с ОАО «ЭК «Восток», повлекшее ущемлении интересов неопределенного круга лиц, путем совершения следующих действий:
1) В 6 месячный срок со дня получения настоящего предписания:
1.1 согласовать с сетевой организацией уровень технологической брони по договору энергоснабжения №60437046 от 09.01.13 г.;
1.2.  привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 договор энергоснабжения № 60437046 от 9.01.2013 года в части акта согласования уровня технологической и (или) аварийной брони;
2) О выполнении настоящего предписания сообщить по истечении 5 дней со дня исполнения настоящего предписания путем представления в Курганское УФАС России копии акта согласования уровня технологической брони.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны