Определение б/н Определение об отложении рассмотрения дела № 86 от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 86 «18» ноября 2015 года г. Курган Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии — Гагарина И.В. — руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены комиссии: Кулиш Е.А. - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти; Боровко Е.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти; Попова Е.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти, рассмотрела дело № 86 по признакам нарушения Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (640661, г. Курган, ул. Володарского, 65, ИНН 4501034600), части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отсутствии у заявителей договора о предоставлении рыбопромыслового участка, что является предоставлением преимущественного положения таким хозяйствующим субъектам по сравнению с иными заинтересованными лицами и, как следствие, приводит к недопущению, ограничению конкуренцию, УСТАНОВИЛА: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. Как указал заявитель, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области отказал обществу в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается со ссылкой на подпункт «е» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 643. В рамках изучения обстоятельств, изложенных в заявлении, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области у Департамента были запрошены необходимые документы и информация. Во исполнение данного запроса, Департамент представил следующие документы: - копии Распоряжений Департамента об утверждении рекомендуемых объемов добычи (вылова) артемии на стадии цист, общий допустимый улов которых не устанавливается в водных объектах Курганской области на 2015 год (№ 149 от 19.08.2015 г., № 111 от 18.06.2015 г., № 256 от 15.12.2014 г.); - копии Распоряжений Департамента о распределении рекомендованных объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для целей промышленного рыболовства, на которые общие допустимые уловы не устанавливаются между пользователями на водоемах Курганской области в 2015 году (№ 151 от 20.08.2015 г., № 146 от 07.08.2015 г., № 122 от 09.07.2015г.); - копии заявлений о заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается на 2015 год, с приложением копий ответов на данные заявления; - копии договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, заключенных в текущем году. Изучив представленные документы, а также действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришло к следующим выводам. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов), других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. В настоящее время, артемия во внутренних водоемах Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна не является видом водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов. Федеральным агентством по рыболовству издан приказ от 28.11.2014 г. № 904 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 643 на 2015 год». Данным приказом установлены виды водных биоресурсов, общий допустимый улов в отношении которых не устанавливается и районы их добычи (вылова), согласно которому вылов артемии (на стадии цист) допустим в озерах Курганской области. Частью 3.1 статьи 19 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов предусмотрено, что для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 данного Федерального закона. Таким образом, цисты артемии предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Статьей 33.3 названного Закона регламентирован порядок заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, статьей 33.4 – порядок и основания заключения договора пользования водными биоресурсами. Согласно части 2.1 статьи 33.4 для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка. Порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 643. В соответствии с подпунктом 12 пункта 10 Положения о Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области № 364 от 21.08.2007 г., Департамент осуществляет подготовку и заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается. Распоряжениями Департамента № 149 от 19.08.2015 г., № 111 от 18.06.2015 г., № 256 от 15.12.2014 г. были утверждены рекомендуемые объемы добычи (вылова) артемии на стадии цист, общий допустимый улов которых не устанавливается в водных объектах Курганской области на 2015 год. На основании указанных распоряжений Департамент осуществлял прием заявлений для заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается. В Правилах подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, указано, что уполномоченный орган в течение одного рабочего дня со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя сведения, в том числе - сведения о договоре о предоставлении рыбопромыслового участка - в Федеральном агентстве по рыболовству (в случае если уполномоченным органом является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 5(1) Правил). Аналогичные требования содержатся в административном Регламенте предоставления Департаментом государственной услуги по подготовке и заключению договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается, утвержденном Распоряжением Правительства Курганской области № 95 от 22.05.2014 г. (в редакции Распоряжения Правительства Курганской области № 91 от 26.05.2015 г.). В пункте 19 данного Регламента содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг. К таким документам, в том числе, относятся сведения о договоре о предоставлении рыбопромыслового участка. Из буквального толкования указанного пункта Регламента следует, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка является необходимым документом для предоставления государственной услуги, т.е. иными словами, необходимым документом для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается. Также следует отметить, что договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Следовательно, для того чтобы заключить договор о предоставлении рыбопромыслового участка необходимо участие в конкурентных процедурах. В случае заключения договора пользования биологическими ресурсами минуя процедуру заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, конкурентные процедуры исключаются полностью. Действующим законодательство не урегулирован порядок заключения договора пользования водными биологическими ресурсами в случае отсутствия договора о предоставлении рыбопромыслового участка и соответственно каким образом будет выявлено юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель которому будет отдано право на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, не установлено. В силу частей 1, 2 статьи 14.1 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также осуществляющим функции указанных органов организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания более выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами. Так же, запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия названных органов установлен главой 3 Закона о защите конкуренции. В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Заключение договора пользования водными биологическими ресурсами в отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка направлено на обход установленных законом процедур, и свидетельствует о создании более выгодных условий деятельности хозяйствующим субъектам с которыми заключены указанные выше договоры, по сравнению с другими физическими и юридическими лицами, которые могли бы получить право пользования водными биологическими ресурсами при условии заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка по результатам проведения конкурентных процедур. Таким образом, на основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области пришло к выводу о том, что, в действиях Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается, в отсутствии у заявителей договора о предоставлении рыбопромыслового участка, что является предоставлением преимущественного положения таким хозяйствующим субъектам по сравнению с иными заинтересованными лицами и, как следствие, приводит к недопущению, ограничению конкуренцию. В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 14.10.2015 г. № 222 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (по признакам нарушения в действиях Департамента части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции). Ответчиком по делу привлечен Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. К участию в рассмотрении дела № 86 в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс». Рассмотрение дела № 86 назначено на 18.11.2015 г. В процессе рассмотрения указанного дела, представитель ответчика пояснил, что считает отказ в заключении с обществом с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс» договора пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, общий допустимый улов которых не устанавливается, по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, законным и обоснованным. Также, ответчик заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела № 86 до рассмотрения Арбитражным судом Курганской области дела № А34-4848/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс» о признании незаконным решения Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области об отказе в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается, выраженное в письме от 31.07.20015 г. № 04-02/2697. По результатам рассмотрения данного ходатайства, Комиссия не нашла оснований для его удовлетворения, поскольку в рассмотрении дела антимонопольным органом изучается не только отказ в заключении договора по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 7 Правил подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, но и действия Департамента по заключению обозначенных выше договоров в отсутствии у хозяйствующих субъектов договоров о предоставлении рыбопромыслового участка. Представителем ответчика также было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: - общество с ограниченной ответственностью «Экопродукт»; - индивидуального предпринимателя <_>; - индивидуального предпринимателя <_>; - общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Сибирская тема»; - индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства <_>; - индивидуального предпринимателя Главу крестьянского (фермерского) хозяйства <_>; - общество с ограниченной ответственностью «Сварог»; - общество с ограниченной ответственностью «Аркадия М»; - общество с ограниченной ответственностью «Аква 45»; - Государственное унитарное предприятие Курганской области «Лен Зауралья». Данное ходатайство Комиссией удовлетворено, поскольку при рассмотрении дела могут быть затронуты права и законные интересы обозначенных хозяйствующих субъектов, так как между последними и Департаментом заключены договоры пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается в отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка. Кроме того, по результатам рассмотрения материалов дела, Комиссия пришла к выводу о необходимости привлечения в качестве заинтересованных лиц следующих хозяйствующих субъектов, с которым также были заключены названные договоры пользования водными биологическими ресурсами: - общество с ограниченной ответственностью «Курганрыбхоз»; - общество с ограниченной ответственностью «Аквакультура Зауралья»; - общество с ограниченной ответственностью «Арго». Представитель общества с ограниченной ответственностью «Сельхоз-Ресурс» настаивает на том, что указанные выше отказы Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области незаконны. Полагает, что договоры пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, должны заключатся со всеми хозяйствующими субъектами, обратившимися в Департамент с заявлениями о заключении таких договоров. В связи с необходимостью привлечения к участию в деле заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в процессе рассмотрения дела, в отсутствии возможности принятия решения, руководствуясь статьей 47 Закона о защите конкуренции, Комиссия ОПРЕДЕЛИЛА: 1. Отложить рассмотрение дела № 86. 2. Назначить рассмотрение дела № 86 на 07.12.2015 года в 10 часов 00 минут местного времени по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, д.40, оф.215.

Связанные организации

Связанные организации не указаны