Решение №АМЗ/50 РЕШЕНИЕ № 50/АМЗ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ А... от 25 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 50/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года г. Курган

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России) рассмотрело заявление <…> (далее - Заявитель) (вх. № 2458 от 25.05.2020 года) с жалобой на действия акционерного общества «Водный Союз» (АО «Водный Союз»), выразившиеся в непредставлении технических условий на подключение к сетям водоснабжения объектов капитального строительства, расположенных по адресам: г. Курган, <…><…><…>.

Из заявления гражданина <…> и представленных документов следует, что 17 марта 2020г. <…> в АО «Водный союз» направлены заявления на выдачу технических условий на водоснабжение и канализацию здания магазина по адресу г. Курган, <…><…><…>. С заявлениями были предоставлены все необходимые документы, необходимость в предоставлении которых предусмотрена Постановлением от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила № 83).

На направленные заявления о предоставлении технических условий получены отказы АО «Водный Союз» № 1863, 1864, 1865 от 01.04.2020г. Отказы мотивированны необходимостью представить расчет планируемой величины необходимой подключаемой нагрузки. Заявитель считает отказ в предоставлении технических условий по всем вышеуказанным объектам незаконным и необоснованным, а действия по требованию АО «Водный союз» представить документы, не предусмотренные Правилами, являются злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона «О защите конкуренции»).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры является сферой деятельности субъектов естественных монополий.

Статьей 3 Закона о естественных монополиях» определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Постановлением Администрации города от 08.07.2013г №4914 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа города Кургана» АО «Водный Союз» определено гарантирующей организацией на территории городского округа города Кургана.

АО «Водный Союз» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения.

Следовательно, общество подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.

В силу своего доминирующего положения АО «Водный Союз» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Вместе с тем, АО «Водный Союз» нарушило требования указанной нормы закона.

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в следующем.

Правила № 83, регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 83 запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

информацию о разрешенном использовании земельного участка;

информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;

планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

При отсутствии на момент запроса заявителя технической возможности для подключения (технологического присоединения) вследствие недостаточности свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и отсутствии в инвестиционной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", осуществляет действия по определению возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения, для чего направляет запрос в органы местного самоуправления поселения, городского округа о возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего водоснабжения либо направить мотивированный отказ в выдаче указанных условий в течение 7 рабочих дней с даты получения от органа местного самоуправления поселения, городского округа информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с пунктом 13 Правил N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

В ответе на запрос антимонопольного органа вх. № 3195 от 03.07.2020г. АО «Водный Союз» сообщило, что письмами №1863 от 01.04.2020г., №1864 от 01.04.2020г., №1865 от 01.04.2020г. <…> было отказано в предоставлении технических условий по объектам капитального строительства, расположенным по адресам: г. Курган, ул. Т<…> <…> <…>, по причине отсутствия расчета планируемой величины необходимой подключаемой нагрузки согласно СП 30.13330.2016 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий».

Техническая возможность подключения объекта, расположенного по адресу г. Курган, 4 микрорайон, №45, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения имеется при условии выполнения мероприятий, содержащихся в инвестиционной программе по развитию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых Акционерным обществом "Водный Союз" в границах муниципального образования города Кургана, на 2013 - 2021 годы.

Техническая возможность подключения объектов, расположенных по адресу г. Курган, здание магазина в 11 микрорайоне и г. Курган, ул. Тобольная, 58Б к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения имеется, выполнение мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, не требуется.

30.06.2020г. АО «Водный Союз» <…> выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение объектов капитального строительства, расположенных по адресам: г. Курган, ул. <…> <…><…>.

Согласно пункту 8 Правил № 83 запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать, в том числе планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

У ИП <…> информации о планированной величине необходимой подключаемой нагрузки не имеется.

Таким образом, общество неправомерно отказало ИП <…> в выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения объектов капитального строительства.

На момент подачи заявления <…> о выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения объектов капитального строительства действовал 14-дневный срок предоставления технических условий, установленный пунктом 9 Правил №83.

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2020 N 535 "О внесении изменений в Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" срок определения и предоставления технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставления мотивированного отказа в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения изменен на 7-дневный.

Как следует из материалов к заявлению, АО «Водный Союз» нарушен 14- дневный срок предоставления технических условий заявителю, установленный пунктом 9 Правил №83 действующих на момент подачи заявления о выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании изложенного, Курганское УФАС России пришло к выводу, что АО «Водный Союз» не соблюден порядок, предусмотренный Правилами №83 при рассмотрении заявок ИП <…> в части нарушения срока выдачи технических условий, так и в неправомерных отказах предоставления технических условий.

Таким образом, отказы АО «Водный Союз» №1863 от 01.04.2020г., №1864 от 01.04.2020г., №1865 от 01.04.2020г. <…> в предоставлении технических условий по объектам капитального строительства, расположенным по адресам: <…>, <…>,<…>, по причине отсутствия расчета планируемой величины необходимой подключаемой нагрузки согласно СП 30.13330.2016 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий» являются неправомерными, в нарушении пунктов 9, 13 Правил №83.

Антимонопольный орган, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности выдает хозяйствующему субъекту, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Поскольку АО «Водный Союз» 30.06.2020г. <…>выданы технические условия на водоснабжение и водоотведение объектов капитального строительства, расположенных по адресам: <…><…><…>, выдача антимонопольным органом АО «Водный Союз» предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства не представляется возможным.

Согласно части 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В действиях АО «Водный Союз», выразившихся в отказе выдаче технических условий объектов капитального строительства и в нарушении сроков выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно — технического обеспечения, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ ввиду следующего.

Согласно пункту 9 Правил № 83 Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.

Представленные заявителю ответы АО «Водный Союз» не содержат основания для отказа в выдаче технических условий, предусмотренных пунктами 9, 13 Правил № 83.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Руководитель <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны