Решение №17/АМЗ Решение об отказе навязывание невыгодных условий от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Новый Ресурс»

                                        

640008, г. Курган, пр. Конституции, 29В

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 17/АМЗ   

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ     

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

07 апреля 2021 года                                                                                                       г. Курган

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение (вх.№410 от 05.02.2021 г.) Общества с ограниченной ответственностью «Новый ресурс» (далее по тексту - ООО «Новый ресурс», Заявитель)  с жалобой на действия муниципального унитарного предприятия г. Кургана «Шуховский полигон ТБО»  (далее по тексту – МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО») в части неправомерных начислений за услуги размещения отходов производства и потребления в период с 01.07.2020 г. по 24.08.20200 г. с признаками  нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

Из заявления и представленных документов следует, что январе 2021 года МУП «Шуховский полигон ТБО» направлен акт сверки взаимных расчетов за период 2020 года между МУП «Шуховский полигон ТБО» и ООО «Новый Ресурс», в котором указаны суммы без произведенного перерасчета с 01.07.2020 г. по 24.08.2020 г.

По результатам рассмотрения обращения Курганским УФАС России установлено следующее.

05.10.2020 года Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции вынесено предупреждение №19 о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» (ИНН 4501144681, ОГРН 1084501008712, место нахождения: г. Курган, ул. Химмашевская, д.8, стр. 6) путем отзыва информационных  писем от 23 июня 2020 г. МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО», направленных в адрес контрагентов (исх. №183) о повышении стоимости по размещению отходов производства и потребления до 505,04 рублей за 1 тонну отходов.

28.10.2020 года МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» ответом на предупреждение №19 от 05.10.2020 года (вх.№4804) сообщило, что 26.08.2020 года издан и утвержден директором предприятия приказ №96 «Об отмене действия приказа и установлении стоимости 1 тонны отходов», установлена стоимость размещения 1 тонны отходов на полигоне МУП «Шуховский полигон ТБО»  в размере 324 (триста двадцать четыре) рубля 94 копейки.

02.11.2020 г. Курганским УФАС России вынесено решение №69/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с исполнением предупреждения №19 от 05.10.2020 г.

Ответом на запрос МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» (вх. №817 от 04.03.2021 г.)  сообщило, что в период с 01.07.2020 г. по 26.08.2020 г. ООО «Новый ресурс» размещало отходы производства и потребления на полигоне МУП                         г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» по стоимости 1 тонны отходов в размере 324 рубля 94 копейки, вместе с тем, документального подтверждения не представлено.

 Согласно пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе  навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Ранее Курганским УФАС России установлено доминирующее положение МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» на рынке услуг по размещению отходов на основании аналитического отчета.

Исходя из вышеперечисленного, на МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента, либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

При этом никакого принуждения, как физического воздействия, навязывание невыгодных условий не предполагает.

Неправомерное взимание стоимости размещения 1 тонны отходов на полигоне МУП «Шуховский полигон ТБО»  в размере 505 рублей 04 копейки с ООО «Новый Ресурс» в период с 01.07.2020 г. по  24.08.2020 г., вынуждают ООО «Новый ресурс» вступать в правоотношения с предприятием по обращению с отходами производства и потребления на невыгодных для себя условиях.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также - федеральный оператор);

российский экологический оператор - публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

На запрос Курганского УФАС России от 09.02.2021 г. исх.№04-02/387-11 МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» документально не подтвердило, что ООО «Новый Ресурс» в период с 01.07.2020 г. по 24.08.2020 г. размещало отходы производства и потребления на полигоне МУП «Шуховский полигон ТБО» по стоимости в размере 324, 94 рубля за одну тонну отходов.

При этом ООО «Новый ресурс» представлены выставленные счета МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» на оплату: №211 от 06.07.2020; №216 от 13.07.2020 г.; №224 от 20.07.2020г.; №230 от 27.07.2020г.; №236от 31.07.2020г.; №253 от 10.08.2020г.; №258 от 17.08.2020г.; №261от 24.08.2020г., в которых указана цена размещения отходов производства и потребления в размере 505,04 рублей.

Таким образом, в действиях МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО», занимающего доминирующее положение на вышеуказанном рынке, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора, путем начислеия за услуги размещения отходов производства и потребления в период с 01.07.2020 г. по 24.08.20200 г. по стоимости 505 рублей 04 копейки за тонну отходов, присутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 настоящего Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

19.03.2021 года Курганским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции вынесено предупреждение №2 о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» (ИНН 4501144681, ОГРН 1084501008712, место нахождения: г. Курган, ул. Химмашевская, д.8, стр. 6) путем отзыва акта сверки взаимных расчетов за период 2020 г. между ООО «Новый Ресурс» (ИНН 4501187798) и МУП «Шуховский полигон ТБО» (ИНН 4501144681) по договору №6-20 от 01.01.2020г., произведения перерасчета платы по размещению отходов производства и потребления  ООО «Новый ресурс» в период с 01.07.2020 г. по 24.08.2020 г. по  стоимости в размере 324 рубля 94 копейки за 1 тонну отходов и направления в адрес ООО «Новый Ресурс» акта сверки повторно с учетом произведенного перерасчета.

Срок исполнения предупреждения установлен до 31.03.2021 года.

31.03.2021 года в адрес Курганского УФАС России от МУП г. Кургана «Шуховский полигон ТБО» поступил ответ (вх. № 1200), в котором сообщается об исполнении предупреждения №2 от 19.03.2021 года антимонопольного органа.

Исходя из анализа имеющихся в материалах обращения документов Курганским УФАС России установлено, что МУП «Шуховский полигон ТБО» исполнило предупреждение №2 от 19.03.2021 года, а именно:

  • отозвало акт сверки взаимных расчетов за период 2020 года между МУП г. Кургана  «Шуховский полигон ТБО» и ООО «Новый Ресурс» по договору № 6-20 от 01 января 2020 г., о чем свидетельствует сопроводительное письмо исх. № 93 от 29 марта 2021 г.;
  • произвело документальный перерасчет платы по размещению ООО «Новый Ресурс» отходов производства и потребления в период с 01 июля 2020 г. по 24 августа 2020 г. по стоимости в размере 324 рубля 94 копейки за одну тонну отходов (в подтверждение приложены акты: № 266 от 26.03.2021г., № 267 от 26.03.2021г., № 268 от 26.03.2021г., № 269 от 26.03.2021г., №270 от 26.03.2021г., № 271 от 26.03.2021г., № 272 от 26.03.2021г., №273 от 26.03.2021 г., № 274 от 26.03.2021 г.);
  • повторно направило в адрес ООО «Новый Ресурс» акт сверки за период 01.01.2020г.-26.03.2021г. с учетом произведенного пересчета, о чем также свидетельствует сопроводительное письмо исх. №93 от 29 марта 2021 г.

При этом МУП «Шуховский полигон ТБО» сообщило, что фактически за период с 01 июля 2020 г. по 24 августа 2020 г. ООО «Новый Ресурс» осуществлена оплата по стоимости в размере 324 рубля 94 копейки за одну тонну отходов, что подтверждается платежными поручениями № 984 от 06.08.2020 г., №1094 от 08.09.2020 г.

Таким образом, Курганское УФАС России считает исполненным выданное 19.03.2021 г. МУП «Шуховский полигон ТБО» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с подпунктом 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Врио руководителя управления                                                                          <…>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны