Решение №Решение №15/АМЗ Решение №15/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ант... от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 15 /АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

23 марта 2021 года г. Курган

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) поступило заявление «…» (вх. № 20 от 12.01.2021 г., далее – Заявитель) с жалобой на действия АО «Газпром газораспределение Курган» (ИНН 4501126386, ОГРН 1064501181106, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 90А) по вопросу неправомерного расторжения договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газопровода и газового оборудования нежилого помещения, расположенного по адресу: «…», на действия ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (ИНН 450101001, ОГРН 1024500513905, адрес местонахождения: 640026, г. Курган, ул. Гоголя, д. 78/1) о неправомерном одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору поставки газа для нежилого помещения, расположенного по адресу: «…»

По результатам рассмотрения заявления в отношении действий АО «Газпром газораспределение Курган» Курганским УФАС России установлено следующее.

Между АО «Газпром газораспределение Курган» и «…» 01.10.2018г. заключен договор № 1082/9 о техническом и аварийно-диспетчерском обслуживании сети газораспределения, расположенной по адресу: «…» (далее-Договор).

Указанная сеть газораспределения включает газопровод высокого давления подземный ПЭ-0,666 км, газопровод высокого давления надземный-0,099 км, ШРП однониточный- 1 шт, ШРП двухниточный-1 шт, задвижка-1 шт., ИФС-1 шт.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному закону.

Согласно Приложению 1 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к данному закону количествах, в том числе, воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

Таким образом, сеть газораспределения, расположенная по адресу: «…» является опасным производственным объектом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 9 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утв. Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542), организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

В соответствии с условиями Договора АО «Газпром газораспределение Курган» приняло на себя обязательство оказать услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию газопровода и газового оборудования, а Заявитель обязалась принимать оказанные услуги и своевременно производить оплату в соответствии с условиями Договора.

В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Право исполнителя на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг предусмотрено пунктом 2 статьи 782 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 6.4 Договора АО «Газпром газораспределение Курган» вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор в случае отсутствия оплаты 30 дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ.

Из материалов дела следует, что у Заявителя имеется задолженность по оплате выполненных работ (оказанных услуг).

07.12.2020 г. в адрес «…» направлено уведомление об отказе от исполнения обязательств по Договору (одностороннем расторжении договора) с указанием на возможность заключения договора на новый срок после принятия мер к погашению задолженности.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях АО «Газпром газораспределение Курган», выразившихся в расторжении договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газопровода и газового оборудования нежилого помещения, признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не усматривается.

По результатам рассмотрения заявления в отношении действий ООО «Газпром межрегионгаз Курган» Курганским УФАС России установлено следующее.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Курган» (далее – Общество) и «…» (далее – Потребитель) заключен договор поставки газа от 20.10.2015 г. № 26-5-0923/333 со сроком действия до 31.12.2020 г. (далее – Договор).

25.03.2020 г. «…» обратилась в адрес Общества с заявлением о сезонном отключении газа.

27.03.2020 ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в адрес АО «Газпром газораспределение Курган» направлена факсограмма об отключении Потребителя с установкой технологической заглушки. Отключение газа произведено АО «Газпром газораспределение Курган» 30.03.2020 г.

02.12.2020 г. потребитель обратился в Общество с заявлением о возобновлении подачи газа с 03.12.2020 г.

Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила), определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 2 Правил определена обязанность поставщика, газотранспортной и газораспределительной организации и покупателя газа строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.

В соответствии с пунктом 37 Правил, поставщик, транспортирующая организация и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.

Согласно пункту 5 Правил поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 5(1) Правил к заявке о заключении договора поставки газа должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований в части технического обслуживания сети газораспределения и (или) газопотребления, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, локализации и ликвидации аварийных ситуаций (последствий аварий) в случае, если сеть газопотребления заявителя является опасным производственным объектом или объектом технического регулирования).

Обязательность приложения к заявке о заключении договора поставки газа документов, подтверждающих соблюдение заявителем требований в части технического обслуживания сети газораспределения и (или) газопотребления, означает и недопустимость исполнения обязательств по договору поставки газа в отсутствие указанных документов.

На основании изложенного, Общество 03.12.2020 г. запросило информацию о наличии у Потребителя договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования у АО «Газпром газораспределение Курган».

07.12.2020 г. ООО «Газпром межрегионгаз Курган» получено письмо с указанием на то, что договор на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования Потребителя отсутствует, ранее заключенный договор № 1082/9 между АО «Газпром газораспределение Курган» и Потребителем расторгнут 07.12.2020 г.

В пункте 1 статьи 543 ГК РФ закреплена обязанность абонента по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения режима потребления энергии.

Таким образом, ввиду отсутствия у Потребителя действующего договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газопроводов и газового оборудования, у Общества отсутствовали правовые основания для возобновления поставки газа.

Кроме того, Курганским УФАС России установлено, что 11.01.2021 г. от Потребителя повторно поступило заявление о возобновлении подачи газа, 11.01.2021 г. Обществом в адрес Потребителя направлена факсограмма об отгрузке газа.

В связи с отказом Потребителя от приемки газа в день поступления факсограммы, работы по возобновлению подачи газа были выполнены 12.01.2021 г., составлен соответствующий акт.

АО «Газпром газораспределение Курган» направило потребителю оферту о заключении договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание газового оборудования.

Поскольку Общество действовало в соответствии с Правилами №162, в его действиях не усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Поскольку антимонопольным органом не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «Газпром газораспределение Курган», ООО «Газпром межрегионгаз Курган», на основании пункта 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

«…» в заявлении также указывает на наличие в действиях АО «Газпром газораспределение Курган», ООО «Газпром межрегионгаз Курган» признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт нарушения положений статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции, и фиксируется в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с тем, что Курганским УФАС России не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства, у антимонопольного органа отсутствуют основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны