Решение №№36/АМЗ Решение об отказе по вопросу высокой стоимости за выдачу сог... от 15 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF<…>
РЕШЕНИЕ № 36/АМЗ
ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
15.06.2020 года г. Курган
12 мая 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение <…> (Заявитель), направленное Прокуратурой Курганской области (вх.№2190), по вопросу высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа.
По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
В заявлении указано, что <…> обратился в газовую службу с заявкой о выдаче технических условий на подключение дачного домика в СНТ «Ромашка», в ответ ему сообщили о необходимости получения разрешения Потребительского кооператива «Надежда и K», так как газовые сети принадлежат кооперативу на праве собственности. В данном кооперативе Заявителю за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления предложили оплатить сумму более тридцати тысяч рублей. На просьбы обосновать из чего складывается данная сумма, <…>ответа не получил, в связи с чем обратился в органы Прокуратуры Курганской области для проверки деятельности кооператива «Надежда и K» на соблюдение законодательства Российской Федерации.
На основании запроса Курганского УФАС России от 19.05.2020 (исх. 04-02/1538/11 года Потребительский кооператив «Надежда и K» Курган» (далее по тексту- ПК «Надежда и K») представил информацию, в котором сообщают, что 05.10.2008г. СНТ «Ромашка-плюс» принято решение о газификации территории садоводческого кооператива путем создания кооператива и последующего привлечения специализированных организаций для строительства газопровода (протокол «№1 от 05.10.2008г.). 25.08.2008г. протоколом СНТ «Ромашка-плюс» вступил в ПК «Надежда и К» для целей газификации кооператива.
Согласно Уставу, Потребительский кооператив «Надежда и К», созданный 07.03.2008г., действует на основании Устава. В своей деятельности кооператив руководствуется Уставом и законодательством РФ, в частности, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» №3085-1 от 19.07.1992г. (далее-Закон о ПК).
В силу п. 2 ст. 4 Закона о ПК потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов - добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него, а также обязательности уплаты вступительного и паевого взносов.
В соответствии с п. 1.1. Устава, Кооператив создан решением Общего собрания членов Кооператива, объединившихся на добровольной основе для удовлетворения потребностей членов Кооператива в строительстве, эксплуатации и обслуживании газопроводов.
Согласно п. 4.2 Устава ПК «Надежда и К» обязан: выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту (текущему и капитальному) системы газоснабжения; заключать договоры с предприятиями и организациями, имеющими лицензии на право заниматься соответствующим видом деятельности, производить своевременную оплату их услуг и д.р.
В связи с исполнением обязанностей, закрепленных Уставом, ПК «Надежда и К» создана линия газопровода в СНТ «Ромашка-плюс» путем заключения гражданско- правовых договоров, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 13.07.2009 г. и в последствии заключило договор с ОАО «Кургангоргаз» на техническое обслуживание и аварийное прикрытие газопровода. Указанная линия газопровода на сегодняшний момент является не завершенным линейным объектом недвижимого имущества, так как газификация территории СНТ «Ромашка-плюс» продолжается, линия газопровода является не завершенным строительством, право собственности в установленном порядке не оформлено. При этом, согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации линия газопровода, созданная силами членов ПК «Надежда и К», породило у данных членов право общей долевой собственности.
Статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
По указанной причине ПК «Надежда и К» представить правоустанавливающие документы на линию газопровода, проходящую по территории СНТ «Ромашка-плюс», не представляется возможным.
По вопросу предоставления нормативно-обоснованной позиции расчета цены за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащей на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, сообщило, что согласно Уставу имущество Кооператива формируется за счет:
-вступительных и членских паевых взносов, целевых, дополнительных и иных взносов членов Кооператива;
- добровольных имущественных взносов и пожертвований;
- других, не запрещенных законодательством РФ поступлений (далее - Взносы).
Таким образом, гражданин, желающий стать членом Кооператива, подает заявление в письменной форме о приеме его в члены Кооператива. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства, т.е. паспортные данные. Членство в Кооперативе возникает на основании волеизъявления гражданина и принятия соответствующего решения уполномоченным органом (п. 6.3. Устава). После вынесения правлением Кооператива решения о принятии в члены Кооператива, соискатель, в данном случае новый член ПК «Надежда и К», должен уплатить Взносы, установленные общим собранием членов Кооператива (п.6.4. Устава). Размеры Взносов определяются общим собранием членов Кооператива (п.3.8. Устава). Оплата взносов имеет свое правовое основание, связанное с желанием быть членом Кооператива, а размер Взносов определятся общим собранием членов Кооператива в установленном порядке.
Протоколом общего собрания от 14.04.2018г. определены Взносы в Кооператив в размере 35 000,00 руб., который действует по настоящее время.
Также ПК «Надежда и К» сообщило, что гражданин <…> не обращался в ПК «Надежда и К» с заявлением о вступлении в члены ПК «Надежа и К» как и с иными заявлениями о подключении к газопроводу, расположенному в границах СНТ «Ромашка-плюс».
На основании анализа представленных ПК «Надежа и К» документов Курганское УФАС России приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 были утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила) и внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее — Основные положения), в части дополнения их разделом «VI. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».
В соответствии с Правилами подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.
Необходимо отметить, что пунктом 34 Правил предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий для случая, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее — основной абонент).
Таким образом, действие Правил в части технологического присоединения объектов капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента распространяется только в части определения и предоставления технических условий.
Кроме того, государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляемое в соответствии с Основными положениями, не распространяется на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа.
Вместе с тем на газопроводы, как и на другие объекты гражданских прав, распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае использования имущества без согласия собственника собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, по мнению Курганского УФАС России, основной абонент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к сети газопотребления, выданного в соответствии с пунктом 34 Правил, в рамках договорных отношений. Данная позиция ранее была высказана ФАС России в письме от 15 октября 2015 г. N АГ/56690/15.
При этом государственное регулирование (установление тарифа) определения стоимости платы за выдачу согласия основным абонентом на подключение к сети газопотребления Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения не предусмотрено.
Согласно пункту 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 21.02.2019) "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") "регулируемый вид деятельности" - вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о Защите конкуренции) в редакции закона № 275 устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, ущемляющие интересы отдельных граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, с 5 января 2016года не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
На основании изложенного, описанное Вами предполагаемое нарушение не связано с предпринимательской деятельностью заявителя, осуществлено не в отношении неопределенного круга потребителей, следовательно, не попадают под запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Курганское УФАС России сообщает, что вопрос по высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа в рамках договорных отношений, является гражданско-правовым и носит гражданско-правовой характер, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и подлежат оценке судом в рамках рассмотрения соответствующих исков.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.
В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Вы вправе обратиться в судебный орган за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Поскольку антимонопольным органом не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПК «Надежда и К» по факту установления высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, на основании пункта 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Руководитель <…>
Исп.: <…>
тел.: 8(3522) 46-39-55