Решение №№36/АМЗ Решение об отказе по вопросу высокой стоимости за выдачу сог... от 15 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 36/АМЗ     

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ     

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

15.06.2020 года                                                                                                           г. Курган

 

12 мая 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение <…> (Заявитель), направленное Прокуратурой Курганской области (вх.№2190), по вопросу высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

В заявлении указано, что <…> обратился в газовую службу с заявкой о выдаче технических условий на подключение дачного домика в СНТ «Ромашка», в ответ ему сообщили о необходимости получения разрешения Потребительского кооператива «Надежда и K», так как газовые сети принадлежат кооперативу на праве собственности. В данном кооперативе Заявителю за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления предложили оплатить сумму более тридцати тысяч рублей. На просьбы обосновать из чего складывается данная сумма, <…>ответа не получил, в связи с чем обратился в органы Прокуратуры Курганской области для проверки деятельности кооператива «Надежда и K» на соблюдение законодательства Российской Федерации.

На основании запроса Курганского УФАС России от 19.05.2020 (исх. 04-02/1538/11 года Потребительский кооператив «Надежда и K» Курган» (далее по тексту-  ПК «Надежда и K»)  представил информацию, в котором сообщают, что 05.10.2008г.  СНТ «Ромашка-плюс» принято решение о газификации территории садоводческого кооператива путем создания кооператива и последующего привлечения специализированных организаций для строительства газопровода (протокол «№1 от 05.10.2008г.). 25.08.2008г. протоколом СНТ «Ромашка-плюс» вступил в ПК «Надежда и К» для целей газификации кооператива.

Согласно Уставу, Потребительский кооператив «Надежда и К», созданный 07.03.2008г., действует на основании Устава. В своей деятельности кооператив руководствуется Уставом и законодательством РФ, в частности, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» №3085-1 от 19.07.1992г. (далее-Закон о ПК).

В силу п. 2 ст. 4 Закона о ПК потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов - добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него, а также обязательности уплаты вступительного и паевого взносов.

В соответствии с п. 1.1. Устава, Кооператив создан решением Общего собрания членов Кооператива, объединившихся на добровольной основе для удовлетворения потребностей членов Кооператива в строительстве, эксплуатации и обслуживании газопроводов.

Согласно п. 4.2 Устава ПК «Надежда и К» обязан: выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту (текущему и капитальному) системы газоснабжения; заключать договоры с предприятиями и организациями, имеющими лицензии на право заниматься соответствующим видом деятельности, производить своевременную оплату их услуг и д.р.

В связи с исполнением обязанностей, закрепленных Уставом, ПК «Надежда и К» создана линия газопровода в СНТ «Ромашка-плюс» путем заключения гражданско- правовых договоров, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат от 13.07.2009 г. и в последствии заключило договор с ОАО «Кургангоргаз» на техническое обслуживание и аварийное прикрытие газопровода. Указанная линия газопровода на сегодняшний момент является не завершенным линейным объектом недвижимого имущества, так как газификация территории СНТ «Ромашка-плюс» продолжается, линия газопровода  является не завершенным строительством, право собственности в установленном порядке не оформлено. При этом, согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации линия газопровода, созданная силами членов ПК «Надежда и К», породило у данных членов право общей долевой собственности.

Статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

По указанной причине ПК «Надежда и К» представить правоустанавливающие документы на линию газопровода, проходящую по территории СНТ «Ромашка-плюс», не представляется возможным.

По вопросу предоставления нормативно-обоснованной позиции расчета цены за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащей на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, сообщило, что согласно Уставу имущество Кооператива формируется за счет:

-вступительных и членских паевых взносов, целевых, дополнительных и иных взносов членов Кооператива;

-          добровольных имущественных взносов и пожертвований;

-          других, не запрещенных законодательством РФ поступлений (далее - Взносы).

Таким образом, гражданин, желающий стать членом Кооператива, подает заявление в письменной форме о приеме его в члены Кооператива. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства, т.е. паспортные данные. Членство в Кооперативе возникает на основании волеизъявления гражданина и принятия соответствующего решения уполномоченным органом (п. 6.3. Устава). После вынесения правлением Кооператива решения о принятии в члены Кооператива, соискатель, в данном случае новый член ПК «Надежда и К», должен уплатить Взносы, установленные общим собранием членов Кооператива (п.6.4. Устава). Размеры Взносов определяются общим собранием членов Кооператива (п.3.8. Устава). Оплата взносов имеет свое правовое основание, связанное с желанием быть членом Кооператива, а размер Взносов определятся общим собранием членов Кооператива в установленном порядке.

Протоколом общего собрания от 14.04.2018г. определены Взносы в Кооператив в размере 35 000,00 руб., который действует по настоящее время.

Также ПК «Надежда и К» сообщило, что  гражданин <…> не обращался в ПК «Надежда и К» с заявлением о вступлении в члены ПК «Надежа и К» как и с иными заявлениями о подключении к газопроводу, расположенному в границах СНТ «Ромашка-плюс».

На основании анализа представленных ПК «Надежа и К» документов Курганское УФАС России приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 были утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее — Правила) и внесены изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (далее — Основные положения), в части дополнения их разделом «VI. Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям».

В соответствии с Правилами подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.

Необходимо отметить, что пунктом 34 Правил предусмотрен порядок определения и предоставления технических условий для случая, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее — основной абонент).

Таким образом, действие Правил в части технологического присоединения объектов капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента распространяется только в части определения и предоставления технических условий.

Кроме того, государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляемое в соответствии с Основными положениями, не распространяется на случаи подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, принадлежащим лицам, которые не оказывают услуги по транспортировке газа.

Вместе с тем на газопроводы, как и на другие объекты гражданских прав, распространяются требования Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае использования имущества без согласия собственника собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, по мнению Курганского УФАС России, основной абонент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вправе урегулировать вопрос о взимании платы за выдачу согласия на подключение к сети газопотребления, выданного в соответствии с пунктом 34 Правил, в рамках договорных отношений. Данная позиция ранее была высказана ФАС России в письме от 15 октября 2015 г. N АГ/56690/15. 

При этом государственное регулирование (установление тарифа) определения стоимости платы за выдачу согласия основным абонентом на подключение к сети газопотребления Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения не предусмотрено.

Согласно пункту 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 21.02.2019) "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") "регулируемый вид деятельности" - вид деятельности, при выполнении которого расчеты за поставляемый газ (услуги по его транспортировке), услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.

В соответствии с пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о Защите конкуренции) в редакции закона № 275 устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, ущемляющие интересы отдельных граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, с 5 января 2016года не могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.

На основании изложенного, описанное Вами предполагаемое нарушение не связано с предпринимательской деятельностью заявителя, осуществлено не в отношении неопределенного круга потребителей, следовательно, не попадают под запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Курганское УФАС России сообщает, что вопрос по высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа в рамках договорных отношений,  является гражданско-правовым и носит гражданско-правовой характер, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и подлежат оценке судом в рамках рассмотрения соответствующих исков.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры.

В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Вы вправе обратиться в судебный орган за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.

  Поскольку антимонопольным органом не установлено признаков  нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПК «Надежда и К»  по факту установления высокой стоимости за выдачу согласия основного абонента на подключение к сети газопотребления, принадлежащем на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа,  на основании пункта 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Курганским УФАС России  приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.   

  

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Руководитель                                                                                              <…>

 

 

 

 

 

Исп.: <…>

тел.: 8(3522) 46-39-55

Связанные организации

Связанные организации не указаны