Решение №045/01/17.1-9/2020 Решение № 045/01/17.1-9/2020 от 25 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

члены комиссии:

Старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,

Государственный инспектор контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/01/17-9/2020 по признакам нарушения Федеральным Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Курганский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «КГУ») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам не имеющим лицензию подать заявку на участие в закупке и соответственно быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

в присутствии представителя ответчика ФГБОУ ВО «КГУ»,

в отсутствии представителя заявителя - уведомленного надлежащим образом,

 

                                      УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения материалов ИП (вх. № 7247 от 19.12.2019 г.), указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управлением   Федеральной антимонопольной службы по Курганской области возбуждено дело № 045/01/17-9/2020 в отношении ФГБОУ ВО «КГУ» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции Закон о защите конкуренции, выразившегося в установлении в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам не имеющим лицензию подать заявку на участие в закупке и соответственно быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Определением от 19 марта 2020 г. дело № 045/01/17-9/2020 о нарушении антимонопольного законодательства ФГБОУ ВО «КГУ» назначено к рассмотрению на 12 мая 2020 года в 15 часов 00 минут.

Представитель ответчика на заседание комиссии представила письменные пояснения по обстоятельствам дела. При этом доводы представителя ответчика сводились к тому, что заказчиком перемещение содержимого септиков путем вывоза специальным транспортом на очистные сооружения расценивались как часть технологического процесса вывоза жидких бытовых отходов, а не как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416 «О водоснабжении и водоотведении».

  В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства принимает заключение об обстоятельствах дела.

  Пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

  Частью 3 статьи 48.1. Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

   В связи с вышеизложенным и руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено определение от 12 мая 2020 г. об отложении рассмотрения дела № 045/01/17-9/2020.

По результатам изучения материалов дела установлено, что 26.11.2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов в период с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года (извещение № 0343100005219000143).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 474 200,00 рублей.

Заказчиком является ФГБОУ ВО «КГУ».

При рассмотрении аукционной документации Комиссией Курганского УФАС России отмечено, что в пункте 24 информационной карты данного аукциона заказчиком установлено требование к наличию лицензии по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 2 части 1 вышеуказанной статьи аукционная документация наряду с информацией, содержащейся в извещении о проведении такого аукциона, должна включать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Оценивая довод заявителя о необходимости исключения заказчиком требования о наличии лицензии на транспортирование отходов I - IV классов опасности в рамках данного аукциона, следует отметить следующее.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с вышеуказанной статьей Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В Приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» в блоке 7 указаны отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Письмом Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод» определено, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

Так, в данном письме указано, что в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, а не отходами в понимании Закона № 89-ФЗ, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) к сточным водам относятся принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Необходимо указать, что согласно части 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Из указанных положений Закона № 416-ФЗ следует, что при отсутствии подключения объекта абонента к централизованной системе водоотведения абонент вправе заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги как вывоз жидких бытовых отходов, которая в свою очередь обязана заключить договор водоотведения с организацией водно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).

Согласно Приложению 1 проекта контракта вывезенные жидкие бытовые отходы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Курганской области, должны быть вывезены на очистные сооружения.

 Таким образом, по условиям контракта сточные воды (жидкие бытовые отходы), требуемые к вывозу и утилизации для нужд ФГБОУ ВО «КГУ» в рамках данного аукциона, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты и, следовательно, не относятся к отходам согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, соответственно дальнейшее обращение с ними регулируется нормами Закона № 416-ФЗ.

Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что услуги, являющиеся объектом данной закупки, не подлежат обязательному лицензированию, в связи с чем наличие в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ФГБОУ ВО «КГУ» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно установление в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам, не имеющим такую лицензию подать заявку на участие в закупке и, соответственно, быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика.

На момент рассмотрения Комиссией Курганского УФАС России закупка по транспортировке отходов I-IV классов опасности не состоялась.

На основании изложенного Комиссией принято решение предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», исследовав в совокупности представленные в материалах дела документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и, применив вышеназванные нормы законодательства, Комиссия Курганского УФАС России, пришла к выводу о том, что действия ФГБОУ ВО «КГУ» содержат все квалифицирующие признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Курганского УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и, применив вышеназванные нормы права, руководствуясь статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

  РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях ФГБОУ ВО «КГУ» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установление в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам, не имеющим такую лицензию подать заявку на участие в закупке и, соответственно, быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика.
  2.  Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 045/01/17-9/2020 уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ФГБОУ ВО «КГУ» производства по делу об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны