Решение №045/01/17.1-9/2020 Решение № 045/01/17.1-9/2020 от 25 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
члены комиссии:
Старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Государственный инспектор контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России,
рассмотрев дело № 045/01/17-9/2020 по признакам нарушения Федеральным Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Курганский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВО «КГУ») части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам не имеющим лицензию подать заявку на участие в закупке и соответственно быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
в присутствии представителя ответчика ФГБОУ ВО «КГУ»,
в отсутствии представителя заявителя - уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения материалов ИП (вх. № 7247 от 19.12.2019 г.), указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области возбуждено дело № 045/01/17-9/2020 в отношении ФГБОУ ВО «КГУ» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закон о защите конкуренции Закон о защите конкуренции, выразившегося в установлении в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам не имеющим лицензию подать заявку на участие в закупке и соответственно быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Определением от 19 марта 2020 г. дело № 045/01/17-9/2020 о нарушении антимонопольного законодательства ФГБОУ ВО «КГУ» назначено к рассмотрению на 12 мая 2020 года в 15 часов 00 минут.
Представитель ответчика на заседание комиссии представила письменные пояснения по обстоятельствам дела. При этом доводы представителя ответчика сводились к тому, что заказчиком перемещение содержимого септиков путем вывоза специальным транспортом на очистные сооружения расценивались как часть технологического процесса вывоза жидких бытовых отходов, а не как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416 «О водоснабжении и водоотведении».
В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства принимает заключение об обстоятельствах дела.
Пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции определено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.
Частью 3 статьи 48.1. Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области вынесено определение от 12 мая 2020 г. об отложении рассмотрения дела № 045/01/17-9/2020.
По результатам изучения материалов дела установлено, что 26.11.2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов в период с 01 января 2020 по 31 декабря 2020 года (извещение № 0343100005219000143).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 474 200,00 рублей.
Заказчиком является ФГБОУ ВО «КГУ».
При рассмотрении аукционной документации Комиссией Курганского УФАС России отмечено, что в пункте 24 информационной карты данного аукциона заказчиком установлено требование к наличию лицензии по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 вышеуказанной статьи аукционная документация наряду с информацией, содержащейся в извещении о проведении такого аукциона, должна включать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Оценивая довод заявителя о необходимости исключения заказчиком требования о наличии лицензии на транспортирование отходов I - IV классов опасности в рамках данного аукциона, следует отметить следующее.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с вышеуказанной статьей Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В Приказе Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» в блоке 7 указаны отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).
Письмом Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод» определено, что отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
Так, в данном письме указано, что в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами, а не отходами в понимании Закона № 89-ФЗ, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) к сточным водам относятся принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Необходимо указать, что согласно части 5 статьи 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Из указанных положений Закона № 416-ФЗ следует, что при отсутствии подключения объекта абонента к централизованной системе водоотведения абонент вправе заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги как вывоз жидких бытовых отходов, которая в свою очередь обязана заключить договор водоотведения с организацией водно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).
Согласно Приложению 1 проекта контракта вывезенные жидкие бытовые отходы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Курганской области, должны быть вывезены на очистные сооружения.
Таким образом, по условиям контракта сточные воды (жидкие бытовые отходы), требуемые к вывозу и утилизации для нужд ФГБОУ ВО «КГУ» в рамках данного аукциона, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты и, следовательно, не относятся к отходам согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, соответственно дальнейшее обращение с ними регулируется нормами Закона № 416-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что услуги, являющиеся объектом данной закупки, не подлежат обязательному лицензированию, в связи с чем наличие в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ФГБОУ ВО «КГУ» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно установление в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам, не имеющим такую лицензию подать заявку на участие в закупке и, соответственно, быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика.
На момент рассмотрения Комиссией Курганского УФАС России закупка по транспортировке отходов I-IV классов опасности не состоялась.
На основании изложенного Комиссией принято решение предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», исследовав в совокупности представленные в материалах дела документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и, применив вышеназванные нормы законодательства, Комиссия Курганского УФАС России, пришла к выводу о том, что действия ФГБОУ ВО «КГУ» содержат все квалифицирующие признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Курганского УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, установив фактические и иные обстоятельства дела и, применив вышеназванные нормы права, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать в действиях ФГБОУ ВО «КГУ» нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установление в аукционной документации требования к участникам о наличии лицензии на транспортирование отходов I-IV классов опасности, что не позволяет участникам, не имеющим такую лицензию подать заявку на участие в закупке и, соответственно, быть признанными победителем и исполнить договор в соответствии с потребностями заказчика.
- Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
- Передать материалы дела № 045/01/17-9/2020 уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ФГБОУ ВО «КГУ» производства по делу об административном правонарушении.