Решение №6/АМЗ РЕШЕНИЕ № 6/АМЗ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТ... от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 6/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«25» марта 2021 года                                                                                           г. Курган

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России, антимонопольный орган) поступило заявление <…> (вх. № Н-5359 от 28.12.2021; далее – <…>., заявитель) на действия потребительского кооператива «Хрустальный» (далее – ПК «Хрустальный»), выраженные в непредставлении документов, в частности разрешения на присоединение к уличной газораспределительной сети, необходимых для газификации многоквартирного жилого дома по адресу: <…>.

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 4 Положения установлено, что ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган осуществляет функции по выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность хозяйствующими субъектами.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Исходя из приведенных положений, правовая квалификация нарушения в форме злоупотребления доминирующим положением состоит из следующей совокупности факторов:

1) наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на конкретном товарном рынке;

2) совершение данным хозяйствующим субъектом действия (бездействия), не основанного на нормах закона;

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Между <…> и ПК «Хрустальный» заключен договор о совместной деятельности по газификации индивидуального (многоквартирного) жилого дома от 2017 г. (далее – Договор о совместной деятельности), по условиям которого стороны путем объединения имущества и усилий обязуются действовать для достижения общих некоммерческих целей по газификации индивидуального (многоквартирного) жилого дома по адресу: <…>  (пункт 1.1 Договора о совместной деятельности).

Кроме того, между <…>  (Заказчик) и ООО «Профсервис» (Подрядчик) заключен договор подряда б/н от 10.11.2017 (далее – Договор подряда) по строительству внутридомового газопровода для газоснабжения жилого дома по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. Шкодинское, мкр. Северный, д. 33 (пункт 1.1 Договора подряда).

Актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы строительно-монтажные работы сети газораспределения жилых домов по адресу: <…> выполнены в полном объеме, объект принят.

По окончании исполнения Договора о совместной деятельности ПК «Хрустальный» выдает <…>  разрешение на присоединение к уличной газораспределительной сети, после чего стороны подписывают акт, в котором определяют границы раздела собственности на совместно созданное имущество (пункт 1.3)

Как указывает заявитель ПК «Хрустальный» отказывается выдать разрешение на присоединение к уличной газораспределительной сети. Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих указанный довод.

Вместе с тем, Курганское УФАС России сообщает, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. <…> может самостоятельно обратиться за защитой своих гражданских прав в суд с соответствующими требованиями к иному участнику гражданского оборота (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

 Ненадлежащее исполнение занимающим доминирующее положение лицом, в том числе субъектом естественной монополии, договорных обязательств, ущемление им имущественных прав контрагента по договору само по себе не является достаточным основанием для квалификации данных действий по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, допущенное нарушение должно быть обусловлено именно его доминирующим положением и иметь антиконкурентную направленность.

В рассматриваемом случае усматриваются признаки спора, возникающего из договорных правоотношений.

При изложенных обстоятельствах в действиях (бездействии) ПК «Хрустальный» не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 1, 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Руководитель                                                                                               <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны