Решение б/н Решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопол... от 7 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 25/АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

06.04.2020 года г. Курган

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) рассмотрено заявление ООО «...» (от 07.02.2020 года вх. № 599) (далее по тексту – Заявитель) с жалобой на действия Администрации ...., Администрации ... и ООО НИИ «...», выразившиеся в использовании результата интеллектуальной деятельности – Проекта Генерального плана Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, разработанного ООО «...», без согласия правообладателя.

По результатам рассмотрения заявления Курганское УФАС России установлено следующее.

Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района и ООО НИИ «...», чьими действиями, по мнению ООО «...», нарушены авторские права Заявителя на результат его интеллектуальной деятельности – Проект Генеральный план Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области, посредством использования указанного проекта ООО НИИ «...» при его разработке в 2018 году.

Идентичность содержания Проекта Генерального плана Колесниковского сельсовета, выполненного ООО «...» и ООО НИИ «...», Заявитель подтверждает ссылками в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также перечнем совпадений, изложенных на страницах 3-7 заявления.

В обоснование нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации ООО «...» указывает, что в 2015 году между Администрацией Кетовского сельсовета и ООО «...» имелись договорные отношения по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования для Кетовского сельсовета. Разработанные материалы в рамках заключенных договоров переданы заказчику (Администрацие ...) 09.02.2017 года по актам приема-передачи. Оплата за выполненную работу заказчиком не произведена, однако 16.02.2017 года на разработанные ООО «...» материалы были размещены сайте ФГИС ТП.

22.06.2018 года Администрация Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к ООО «...» о признании недействительной (ничтожной) сделки, оформленной договорами №15/15 от 25.05.2015 на разработку проекта генерального плана села Колесниково Колесниковского сельсовета, №16/15 от 01.07.2015 на разработку проекта генерального плана д. Лукино Колесниковского сельсовета, №17/15 от 01.10.2015 проекта генерального плана пос. Нефтяников и Колесниковского сельсовета, №18/15 от 15.09.2015 на разработку проекта генерального плана д.Патронное Колесниковского сельсовета; признании недействительными дополнительных соглашений №1 от 02.06.2016 к договорам №15/15 от 25.05.2015 на разработку проекта генерального плана села Колесниково Колесниковского сельсовета, №16/15 от 01.07.2015 на разработку проекта генерального плана д. Лукино Колесниковского сельсовета, №17/15 от 01.10.2015 проекта генерального плана пос. Нефтяников и Колесниковского сельсовета, №18/15 от 15.09.2015 на разработку проекта генерального плана д.Патронное Колесниковского сельсовета; применении последствий недействительности сделки – обязать Администрацию ... возвратить ООО «...» три тома проекта генерального плана Колесниковского сельсовета, графические материалы на CD-носителях, с файлами, датированными 08.02.2017, 09.02.2017, 20.03.2017, 04.04.2017, 05.04.2017, 06.04.2017, 19.04.2017, 06.12.2017; обязании ООО «...» возвратить Администрации К... денежные средства в размере 99980 руб.

Решением Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6916/2018 от 05.12..2018 года, признана недействительными (ничтожными) сделка, оформленная договорами №15/15 от 25.05.2015, №16/15 от 01.07.2015, №17/15 от 01.10.2015, №18/15 от 15.09.2015; дополнительные соглашения №1 от 02.06.2016 к договорам №15/15 от 25.05.2015, №16/15 от 01.07.2015, №17/15 от 01.10.2015, №18/15 от 15.09.2015, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В 2018 году на основании Закона Курганской области от 25.12.2014 года № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» с 01.01.2018 года вопросы по градостроительной деятельности перешли от поселений на уровень органов местного самоуправления.

В связи с этим, между Администрация ..., лице Главы ... А.., и ООО НИИ "..." 10.06.2019 года проведена закупочная процедура и заключен муниципальный контракт № 0843500000219000800_59385 (ИКЗ: 193451000043945100100100570087111244), согласно условиям которого, ООО НИИ «...» приняло на себя обязательства по выполнению работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к Контракту), календарным планом (приложение № 2 к Контракту) и условиями контракта.

22.11.2019 года по акту о приемке выполненных работ № 108 по муниципальному контракту от 10.06.2019 года работы ООО НИИ «...» приняты заказчиком.

Заявитель указывает, что зарегистрировал авторские права на проект «Генеральный план и Правила землепользования и застройки Колесниковского сельсовета М1:1000 и населенных пунктов, входящих а его состав в М1:5000» у нотариуса Ч... 06.11.2018 года и полагает, что нарушение его прав вызвано использованием результата интеллектуальной деятельности (без согласия Заявителя) Администрацией ... и ООО «НИИ «...», действовавшего в рамках заключенного муниципального контракта от 10.06.2019 года, а также неоплатой Администрацией ... выполненной и принятой работы по договорам от 2015 года, в связи с чем, обществу причинены убытки в размере 400 000 рублей.

ООО «...» полагает, что ООО НИИ «...» обязаны обратиться к обществу в целях заключения договора коммерческой концессии на использование результата интеллектуальной деятельности, принадлежащего Заявителю.

В ответ на запрос Курганского УФАС России от 06.03.2020 года Администрация ...Курганской области (вх.№1381 от 19.03.2020 года) сообщила, что спорный документ заработан ООО «...» с грубейшими недоработками, материалы не были утверждены Кетовской районной Думой.

Проект Генерального плана Колесниковского сельсовета был размещен на сайте ФГИС ТП и на официальном сайте Администрации ... 16.02.2017 года и находился в общем доступе до момента размещения Генерального плана Колесниковского сельсовета, разработанного ООО НИИ «...».

Администрация ... считает, что:

1) авторские права не распространяются на документы территориального планирования и градостроительного зонирования, так как не могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора;

2) представленные ООО «...» материалы разрабатывались с учетом многочисленных совещаний, не только сотрудников администраций, но и отраслевых организаций (нежелание проектировщиков отображать все замечания, в частности - проектирование жилых зон за границами населенных пунктов, включение опасных объектов нефтепроводного транспорта и магистральных газопроводов в границы населенных пунктов, невозможность в дальнейшем постановки на кадастровый учет предусмотренных в проекте территориальных зон, указание в проектных решениях на гектары земель, подлежащих «выносу» и др., привело к невозможности утверждения разработанных Заявителем документов);

3) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований не являются объектами авторского права.

Дополнительно Администрация ...сообщила, что Проект Генерального плана Колесниковского сельсовета Кетовского района, разработанный ООО НИИ «...», в настоящее время не согласован, рассматривается органами местного самоуправлении, федеральными и региональными структурными подразделениями и находится в стадии доработки.

Изучив представленные документы, Курганское УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации под результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе произведения науки, литературы, искусства.

Статьей 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 Гражданского Кодекса Российской Федерации), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.

ФАС России в письме от 31.07.2013 года № АК/29883/13 указала, что согласно пункту 1 статьи 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав. В силу статьи 1294 Гражданского Кодекса Российской Федерации автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Вместе с тем, ФАС России сообщила, что в соответствии с частью 3 статьи 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению недобросовестной конкуренции.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Глава 2.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень запретов на определенные формы недобросовестной конкуренции (ст.ст. 14.1-14.7), а также устанавливает запрет на иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона (ст. 14.8 Закона).

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рассматриваемом случае Курганским УФАС России невозможно установить товарный рынок, на котором бы осуществлялось обращение товара.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

 В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  1. наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке;
  2. при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:
  • противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом;

- в результате названных действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации

Курганское УФАС России сообщает, что по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции Администрация Кетовского района Курганской области не является хозяйствующим субъектом. Следовательно, в отношении действий органа местного самоуправления антимонопольным органом не могут быть рассмотрены с точки зрения нарушения запретов, установленных главой 2.1. Закона о защите конкуренции.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 110.1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) контракт, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства, должен содержать условия, согласно которым:

- Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;

- заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе Администрации Кетовского района Курганской области принадлежит исключительное право использования произведений градостроительства, разработанные в рамках муниципального контракта от 10.06.2019 года № 0843500000219000800, заключенного с ООО НИИ «Земля и город».

Относительно действий ООО НИИ «...» с точки зрения их квалификации как акта недобросовестной конкуренции Курганское УФАС России поясняет.

15.05.2019 года Администрацией ... размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0843500000219000800 на «Выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области».

Начальная (максимальная) цена контракта 550 000,00 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 24.05.2019 года, подано 8 заявок, к участию в аукционе допущено 8 участников.

Согласно протокол подведения итогов электронного аукциона от 29.05.2019 № 0843500000219000800-3 участие в электронном аукционе приняло только 5 участников, ООО «...» участие в данном аукционе не принимало.

Курганскому УФАС России на момент рассмотрения заявления не установлено подавало или не подавало ООО «...» заявку на участие в указанном электронном аукционе (номер закупки № 0843500000219000800). Вместе с тем, даже при наличии поданной ООО «...» заявки на участие в электронном аукционе (при наличии допуска к участию всех подавших заявки), но не принявшего дальнейшего участия в нем, указывает на отсутствие со стороны общества интереса к закупке и следовательно, к выполнению работ в рамках по разработке градостроительной документации.

ООО НИИ «...» приняло участие в указанном аукционе (участник под номером 5), предложив наименьшее цену контракта в размере 354 750,00 рублей.

ООО НИИ «...», участвовав в конкурентной борьбе (аукционной в электронной форме, номер закупки № 0843500000219000800) по объекту закупки «Выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области», и признанный победителем электронного аукциона от 27.05.2019 года, в последующем, заключив муниципальный контракт № 0843500000219000800_59385 от 10.06.2019 года, исполняло принятые на себя обязательства по условиям контракта и технического задания.

Соответственно, ООО НИИ «...» не имело правовых оснований для отступления от требований заказчика и условий муниципального контракта. Курганским УФАС России установлено, что согласно пояснениям Администрации Кетовского района, на сегодняшний день Проект Генерального плана Колесниковского сельсовета находится в стадии доработки.

Таким образом, на основании изложенного, Курганским УФАС России не установлено, что действия ООО НИИ «З...»:

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

  • в рассматриваемом случае направлены на приобретение преимуществ перед иными субъектами-конкурентами в том числе, в рамках участия в электронном аукционе (номер закупки № 0843500000219000800), поскольку закупка проведена в установленном законом порядке;

- причинили убытки и/или нанесли ущерб деловой репутации хозяйствующим субъектам-конкурентам.

Дополнительно Курганское УФАС России поясняет, что вопросы, связанные с нарушением авторских прав, указанные завителем, не подпадают ни под один из запретов, установленных главой 2.1. Закона о защите конкуренции.

Как следует из статьи 1250 Гражданского Кодекса Российской Федерации, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными названным Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

В соответствии со статьей 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных этим (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Гражданского Кодекса Российской Федерации требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Поскольку в заявлении ООО «...» ссылается, в том числе, и на наличие гражданско-правовых отношений в рамках выполненной, принятой, но не оплаченной Администрацией ... работы, по сделке, оформленной договорами №15/15 от 25.05.2015, №16/15 от 01.07.2015, №17/15 от 01.10.2015, №18/15 от 15.09.2015; дополнительные соглашения №1 от 02.06.2016 к договорам №15/15 от 25.05.2015, №16/15 от 01.07.2015, №17/15 от 01.10.2015, №18/15 от 15.09.2015, признанной в последующем недействительной (ничтожной), Курганское УФАС России поясняет, что указанный вопрос не отнесен к полномочиям антимонопольного органа, поскольку не содержит нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, вопрос взыскания неосновательного обогащения может быть разрешен путем обращения в судебные инстанции.

В соответствии с подпунктом 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявление ООО «...» не содержит фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а в ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом фактов нарушения со стороны Администрации К..., Администрации ... и ООО НИИ «...», не установлено нарушение норм действующего антимонопольного законодательства, ввиду наличия гражданско-правового спора.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 8, пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Курганским УФАС России приятно решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ..., Администрации ... и ООО НИИ «...».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Руководитель 

Связанные организации

Связанные организации не указаны