Решение №76/АМЗ Решение № 75/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ан... от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заместителю Шадринского

межрайонного прокурора

РЕШЕНИЕ №76 /АМЗ

ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

20 ноября 2020 года г. Курган

21 сентября 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение жильцов многоквартирного дома № (…), перенаправленное Шадринской межрайонной прокуратурой с жалобой на действия ОАО «Энергосбыт», выразившиеся в неправомерном начислении платы за тепловую энергию жильцам многоквартирного дома №(…).

По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем предусмотрены действующим законодательством о теплоснабжении.

Между тем, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила № 354).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (…) (далее-МКД), оборудован общедомовым прибором учета (далее-ОДПУ) тепловой энергии, введённым в эксплуатацию с 29.10.2014 г., что подтверждается актом № (…)

Указанный многоквартирный дом находится в управлении обслуживающей организации- ООО «Энергоснабжение». ООО «Энергосбережение» (далее-Заказчик) заключен договор № (…) с ООО УК «Жилсервис» (далее-Исполнитель) на обслуживание коммерческого узла учета тепловой энергии расположенного в многоквартирном жилом доме № (…).

Договор теплоснабжения между ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее-Общество) и ООО «Энергосбережение» отсутствует, поскольку Общество имеет прямые договора с потребителями, заключенные путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 1 договора № (…) Исполнитель обязуется ежемесячно выполнять комплекс работ по обслуживанию коммерческого узла учета тепловой энергии: снятие архивных данных с вычислителя; подготовка отчета потребления тепловой энергии установленной формы; передача отчета потребления тепловой энергии в Энергосбыт.

На основании отчетной ведомости за декабрь месяц с 19.12.2019 г-21.01.2020 г. Исполнитель должен был выполнить расчет относительной погрешности измерений теплосчетчика «Эльф-01» зав. №01050714, установленного на вводе в многоквартирный жилой дом № (…) .

В соответствии с подпунктом «б» пункта 115 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённой приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. №99/пр, относительная максимально допускаемая погрешность для датчика расхода класса 1, выраженная в процентах, составляет:

Ef= (1+0, 01х150/ (13625, 5/816) =1, 08%, Т1,

Ef= (1+0, 01х150/ (12538, 4/816) =1, 09%, Т2,

Таким образом, допустимая погрешность двух расходомеров составляет 2,17%

Фактическое расхождение показаний двух расходомеров на основании отчетной ведомости с 19.12.2019 по 21.01.2020 г. вычисляется путем использования простых математических формул (разъяснение Ростехнадзора- см. бюллетень «Теплоснабжение» №1(20) за 2001 г.) и в данном случае составляет:

((G1-G2) /G1+G2) /2) *100%=((13625,5-12538,4) /13625,5+12538,4) /2)*100%=8,3%

Таким образом, фактическое значение расхождений двух расходомеров превышает допустимое значение (2,17 %).

Поскольку расхождение двух расходомеров превысило допустимое значение, то в соответствии с подпунктом «г» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила №354), прибор учета «Эльф-01» зав. №01050714 считается вышедшим из строя.

Учитывая изложенное, наличие нарушений учета, предусмотренных пунктом 81(12) Правил №354, является основанием для признания нерасчётным такого прибора учета, следовательно в соответствии с пунктом 81(12) Правил №354 Исполнитель обязан незамедлительно известить Заказчика, а Заказчик в свою очередь обязан известить об этом Общество, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности(осуществление ремонта, замены) в течении 30 дней со дня выхода прибора учета из строя(возникновения неисправности).

Следует отметить, что Заказчик не известил Общество о том, что прибор учета «Эльф-01» зав. №01050714 вышел из строя и признается нерасчетным.

Между тем, Общество, в отсутствии на то обязательств, по отчетной ведомости архива тепловычислителя «Эльф-01» зав. №01050714 в целях документального оформления выявленного факта расхождения допустимых значений погрешности расходомеров, инициировало проверку функционирования ОДПУ тепловой энергии, установленного в МКД.

Информирование Заказчика о проведении проверки ОДПУ тепловой энергии осуществлено по телефону:

-30.01.2020 в 16:36 с рабочего стационарного телефона (…);

-04.02.2020 в 09:14 с принадлежащей АО «ЭК «Восток» (агент ПАО «КГК») (…)), с присвоенным ей оператором сотовой связи МТС абонентским номером (…), что подтверждается детализацией оказанных услуг связи по номеру (…) за период с 01.02.2020 по 19.02.2020 г., на номер сотового телефона (…), принадлежащей директору ООО «Энергосбережение» (…).

Учитывая изложенное, Заказчик был извещен о проведении проверки ОДПУ и в соответствии с предусмотренным пунктом 87 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г №1034 (далее-Правила №1034) обеспечил
беспрепятственный доступ к узлу учета.

В свою очередь, Правилами №1034 не регламентирован порядок извещения потребителей тепловой энергии о проведении работоспособности узла учета тепловой энергии, кроме того порядок инициирования комиссионной проверки функционирования узла учета с участием теплоснабжающей организации и потребителя Правилами №1034, также не определен.

Таким образом, 04.02.2020 г. доступ к узлу учета тепловой энергии МКД, сотруднику АО «ЭК «Восток» (…) был обеспечен представителем Заказчика. В рамках проведения указанной проверки и принимая во внимание, в том числе несоответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, узел учета тепловой энергии, установленный в отношении МКД, был признан не соответствующим Правилам №1034, о чем сотрудником Общества был составлен акт проверки функционирования ОДПУ тепловой энергии от 04.02.2020 №87.

Деятельность по управлению МКД осуществляет Заказчик на основании договора управления МКД. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110) лицензионными требованиями к лицензиату, установленными в соответствии с частью 1 стать 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ).

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.

Из пункта 18 Минимального перечня услуг и работ необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.0.42013 г №290) следует, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем отопления в МКД, обеспечиваются проверкой исправности, работоспособности, регулировкой и техническим обслуживанием коллективных (общедомовых) приборов учета.

На основании вышеизложенного управляющая организация ООО «Энергосбережение» должно обеспечить надлежащую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который установлен в МКД, путем организации проведения его поверки и ввода в эксплуатацию.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Исходя из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При осуществлении деятельности по теплоснабжению Общество руководствуется Правилами №354 которыми регламентирован порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно Правилам №354, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, начиная с даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленного требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, по истечении указанного срока-исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункты 59(1),60(1) Правил №354).

Поскольку в расчетных периодах с февраля по апрель 2020 года, в отношении МКД отсутствовала организация коммерческого учета тепловой энергии (в соответствии с Правилами №1034), в связи с несоответствием узла учета тепловой энергии указанным правилам, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению производилось в соответствии с (пунктами 59(1),60(1) Правил №354)- исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. В последующих месяцах - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При изложенных обстоятельствах не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в соответствии с требованиями действующего законодательства, с подпунктом «б» «г» пункта 81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае превышения допустимой погрешности показаний прибора учета. То есть начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению ПАО «КГК» производит в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны