Решение №76/АМЗ Решение № 75/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ан... от 20 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаместителю Шадринского
межрайонного прокурора
РЕШЕНИЕ №76 /АМЗ
ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
20 ноября 2020 года г. Курган
21 сентября 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение жильцов многоквартирного дома № (…), перенаправленное Шадринской межрайонной прокуратурой с жалобой на действия ОАО «Энергосбыт», выразившиеся в неправомерном начислении платы за тепловую энергию жильцам многоквартирного дома №(…).
По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем предусмотрены действующим законодательством о теплоснабжении.
Между тем, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила № 354).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (…) (далее-МКД), оборудован общедомовым прибором учета (далее-ОДПУ) тепловой энергии, введённым в эксплуатацию с 29.10.2014 г., что подтверждается актом № (…)
Указанный многоквартирный дом находится в управлении обслуживающей организации- ООО «Энергоснабжение». ООО «Энергосбережение» (далее-Заказчик) заключен договор № (…) с ООО УК «Жилсервис» (далее-Исполнитель) на обслуживание коммерческого узла учета тепловой энергии расположенного в многоквартирном жилом доме № (…).
Договор теплоснабжения между ПАО «Курганская генерирующая компания» (далее-Общество) и ООО «Энергосбережение» отсутствует, поскольку Общество имеет прямые договора с потребителями, заключенные путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 1 договора № (…) Исполнитель обязуется ежемесячно выполнять комплекс работ по обслуживанию коммерческого узла учета тепловой энергии: снятие архивных данных с вычислителя; подготовка отчета потребления тепловой энергии установленной формы; передача отчета потребления тепловой энергии в Энергосбыт.
На основании отчетной ведомости за декабрь месяц с 19.12.2019 г-21.01.2020 г. Исполнитель должен был выполнить расчет относительной погрешности измерений теплосчетчика «Эльф-01» зав. №01050714, установленного на вводе в многоквартирный жилой дом № (…) .
В соответствии с подпунктом «б» пункта 115 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённой приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. №99/пр, относительная максимально допускаемая погрешность для датчика расхода класса 1, выраженная в процентах, составляет:
Ef= (1+0, 01х150/ (13625, 5/816) =1, 08%, Т1,
Ef= (1+0, 01х150/ (12538, 4/816) =1, 09%, Т2,
Таким образом, допустимая погрешность двух расходомеров составляет 2,17%
Фактическое расхождение показаний двух расходомеров на основании отчетной ведомости с 19.12.2019 по 21.01.2020 г. вычисляется путем использования простых математических формул (разъяснение Ростехнадзора- см. бюллетень «Теплоснабжение» №1(20) за 2001 г.) и в данном случае составляет:
((G1-G2) /G1+G2) /2) *100%=((13625,5-12538,4) /13625,5+12538,4) /2)*100%=8,3%
Таким образом, фактическое значение расхождений двух расходомеров превышает допустимое значение (2,17 %).
Поскольку расхождение двух расходомеров превысило допустимое значение, то в соответствии с подпунктом «г» пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее-Правила №354), прибор учета «Эльф-01» зав. №01050714 считается вышедшим из строя.
Учитывая изложенное, наличие нарушений учета, предусмотренных пунктом 81(12) Правил №354, является основанием для признания нерасчётным такого прибора учета, следовательно в соответствии с пунктом 81(12) Правил №354 Исполнитель обязан незамедлительно известить Заказчика, а Заказчик в свою очередь обязан известить об этом Общество, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности(осуществление ремонта, замены) в течении 30 дней со дня выхода прибора учета из строя(возникновения неисправности).
Следует отметить, что Заказчик не известил Общество о том, что прибор учета «Эльф-01» зав. №01050714 вышел из строя и признается нерасчетным.
Между тем, Общество, в отсутствии на то обязательств, по отчетной ведомости архива тепловычислителя «Эльф-01» зав. №01050714 в целях документального оформления выявленного факта расхождения допустимых значений погрешности расходомеров, инициировало проверку функционирования ОДПУ тепловой энергии, установленного в МКД.
Информирование Заказчика о проведении проверки ОДПУ тепловой энергии осуществлено по телефону:
-30.01.2020 в 16:36 с рабочего стационарного телефона (…);
-04.02.2020 в 09:14 с принадлежащей АО «ЭК «Восток» (агент ПАО «КГК») (…)), с присвоенным ей оператором сотовой связи МТС абонентским номером (…), что подтверждается детализацией оказанных услуг связи по номеру (…) за период с 01.02.2020 по 19.02.2020 г., на номер сотового телефона (…), принадлежащей директору ООО «Энергосбережение» (…).
Учитывая изложенное, Заказчик был извещен о проведении проверки ОДПУ и в соответствии с предусмотренным пунктом 87 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г №1034 (далее-Правила №1034) обеспечил
беспрепятственный доступ к узлу учета.
В свою очередь, Правилами №1034 не регламентирован порядок извещения потребителей тепловой энергии о проведении работоспособности узла учета тепловой энергии, кроме того порядок инициирования комиссионной проверки функционирования узла учета с участием теплоснабжающей организации и потребителя Правилами №1034, также не определен.
Таким образом, 04.02.2020 г. доступ к узлу учета тепловой энергии МКД, сотруднику АО «ЭК «Восток» (…) был обеспечен представителем Заказчика. В рамках проведения указанной проверки и принимая во внимание, в том числе несоответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, узел учета тепловой энергии, установленный в отношении МКД, был признан не соответствующим Правилам №1034, о чем сотрудником Общества был составлен акт проверки функционирования ОДПУ тепловой энергии от 04.02.2020 №87.
Деятельность по управлению МКД осуществляет Заказчик на основании договора управления МКД. В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (утверждённое Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110) лицензионными требованиями к лицензиату, установленными в соответствии с частью 1 стать 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах.
Из пункта 18 Минимального перечня услуг и работ необходимых для надлежащего содержания общего имущества в МКД (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.0.42013 г №290) следует, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем отопления в МКД, обеспечиваются проверкой исправности, работоспособности, регулировкой и техническим обслуживанием коллективных (общедомовых) приборов учета.
На основании вышеизложенного управляющая организация ООО «Энергосбережение» должно обеспечить надлежащую эксплуатацию узла учета тепловой энергии, который установлен в МКД, путем организации проведения его поверки и ввода в эксплуатацию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится абонентом за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исходя из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При осуществлении деятельности по теплоснабжению Общество руководствуется Правилами №354 которыми регламентирован порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Правилам №354, плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, начиная с даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленного требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, по истечении указанного срока-исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункты 59(1),60(1) Правил №354).
Поскольку в расчетных периодах с февраля по апрель 2020 года, в отношении МКД отсутствовала организация коммерческого учета тепловой энергии (в соответствии с Правилами №1034), в связи с несоответствием узла учета тепловой энергии указанным правилам, начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению производилось в соответствии с (пунктами 59(1),60(1) Правил №354)- исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса. В последующих месяцах - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При изложенных обстоятельствах не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в соответствии с требованиями действующего законодательства, с подпунктом «б» «г» пункта 81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случае превышения допустимой погрешности показаний прибора учета. То есть начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению ПАО «КГК» производит в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку в действиях ПАО «Курганская генерирующая компания» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.