Постановление №045/04/14.3-184/2021 ненадлежащая реклама (мелкий шрифт) от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

з

ИП <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПО ДЕЛУ № 045/04/14.3-184/2021

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ                                            

 

23 ноября 2021 года                                                                                               г. Курган

 

Заместитель руководителя – <...>, рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и в порядке статьи 29.7 КоАП РФ протокол от 08.11.2021 и иные материалы дела № 045/04/14.3-184/2021 об административном правонарушении, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) (<...>) по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ,

при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: ИП <...> (предъявлен паспорт),

 

УСТАНОВИЛ:

Поводом к возбуждению дела согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ и примечания к ней явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Курганского УФАС России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно распространения ненадлежащей рекламы в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в г. Кургане, следующего содержания  «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)», нарушающей часть 7 статьи 5 и части 1, 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Дело согласно статьи 28.1, 28.2 КоАП РФ возбуждено 08.11.2021 путем составления старшим государственным инспектором отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России Струнгарь Г.К. протокола об административном правонарушений в присутствии ИП <...>

Определением от 08.11.2021 назначены время и место рассмотрения дела на 23.11.2021 в 13 час. 30 мин.

Дело рассмотрено в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Отводов не заявлено, а обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении (статья 29.2 КоАП РФ), должностным лицом Курганского УФАС России не выявлено, также участия в производстве по делу об административном правонарушении участвующих в нем лиц (статья 25.12 КоАП РФ) не выявлено.

При рассмотрении дела ИП <...> представил письменные пояснения, в которых указал, что не согласен с вменяемым правонарушением, предусмотренным частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ, поскольку не предусмотрена ответственность на рекламораспространителя за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 3 статьи 28 Закона о рекламе. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, в случае признания виновным нарушение требований части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении основываются на ошибочном толковании нормы права и противоречат собранным по делу доказательствам.

В рассматриваемом случае совершенное правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено, равно, как отсутствуют и иные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо Курганского УФАС России пришло к следующим выводам относительно подлежащих согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.

 

Наличие события совершенного административного правонарушения подтверждается Решением Курганского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 045/05/5-19/2021, которое согласно статье 26.2 и статье 26.7 КоАП РФ является письменным доказательством. В установленном порядке указанное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.

Решением Курганского УФАС России от 10.03.2021 по делу № 045/05/24-2/2021, установлено следующее.

1.   Курганским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе зафиксирована информация следующего содержания: «ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ»* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.,37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ»…, размещенная  в общественном транспорте (автобус), следующем по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45 в                     г. Кургане (акт фиксации от 10.04.2021), с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Курганским УФАС России по собственной инициативе выявлен факт, указывающий на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившийся в следующем.

Зафиксирована информация следующего содержания: 

крупный шрифт, яркие зеленый и оранжевый цвета, занят основной объем поверхности плаката:

«*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*»;

мелкий шрифт без каких-либо акцентов цветом, толщиной букв и т.п., ниже основного текста:

«*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ.

ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)».

Способ крепления баннера: на стекле окна автобуса, следующего по маршруту № 311 с регистрационным номером у 317 кх 45, место распространения: г. Курган, путем наружного размещения (способ распространения).

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/5-19/2021 от 11.05.2021 года по признакам нарушения законодательства о рекламе, назначено дело к рассмотрению на 26.05.2021 года, с последующим отложением на 16.06.2021 г., 05.07.2021 г., 27.07.2021 г.

Антимонопольным органом признаны лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО МКК «Агора»                                                  (ИНН 5210001698, адрес: 630112, Новосибирская область, Новосибирск, ул. Гоголя, 44, этаж/офис 18/5) и ИП <...> (ИНН <...>). 

Из информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru и в других источниках в сети «Интернет» следует, что под брендом «Отличные наличные» осуществляют деятельность несколько юридических лиц и в зависимости от географии местожительства заемщика договор на выдачу онлайн займа заключается с одной из микрофинансовых организаций (ООО МКК «Авантаж», ООО МКК «Агора» или ООО МКК «Финансовый супермаркет»).

Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Таким образом, рассматриваемый информационный блок полностью соответствует понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования – финансовых услуг по предоставлению займа, призван формировать и поддерживать интерес к ООО МКК «Агора», осуществляющему деятельность под коммерческим наименованием «Отличные наличные» и оказываемой обществом услуге, способствует продвижению их на рынке.

По информации ООО МКК «Агора» микрофинансовая деятельность обществом осуществляется на основании Свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций от 15.12.2014 №651403322006088.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

ООО МКК «Агора», являющаяся микрокредитной организацией, как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.05.2021 г., представитель ООО МКК «Агора» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях (вх. № ЭП-1982 от 24.05.2021), указав, что, Обществом в апреле 2021 года была посредством размещения в автотранспортных средствах постеров, изготовленных и размещённых ИП <...> на основании Счёт-договора №515 от 01.03.2021 года, размещена рекламная информация Общества, обращающая внимание потребителя на предоставляемые Обществом финансовые услуги по выдаче микрозаймов. Площадь постера, занятая рекламной информацией Общества составляет 5/6 (83,3%) от всего размера постера. Оставшаяся 1/6 (16,7%) часть постера была отведена Обществом для размещения предусмотренной Законом о рекламе информации, которая обязательная для размещения при рекламе финансовых услуг. Вывод об отведении 1/6 (16,7%) части постера под размещение обязательной информации сделан на основе анализа Обществом положений законодательства о рекламе, в частности положений части 7 статьи 24 ФЗ Закона о рекламе, а именно о необходимости размещения предупреждения, размером не менее 5% от всего рекламного пространства рекламной конструкции, о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов по вопросу применения медицинских препаратов, медицинских услуг. Медицинские услуги и препараты, в связи с их специфичностью и особенностями применения, схожи с финансовыми услугами в части наличия специальных требований законодательства РФ к их рекламе в отношении широкого круга возможных потребителей. В соответствии со статьёй 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные законодательством гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Аналогия закона применена Обществом в виду отсутствия в Законе о рекламе положений о размере шрифта, которым необходимо выполнять размещение обязательных сведений о предоставлении финансовых услуг и в связи с тем, что действующим законодательством РФ не содержатся требования по размеру шрифта, которым необходимо выполнять указание обязательной информации, относящихся к предоставлению финансовых услуг. Вывод Курганского УФАС России в определении о назначении дела к рассмотрению от 11.05.2021 г. о нечитаемости Рекламы в нижней части, ввиду особенностей размещения Рекламы в автотранспортном средстве, Общество считает субъективным, Реклама в автотранспортных средствах расположена на уровне глаз пассажиров, не ограждена вокруг никакими препятствиями. Размер использованного на Рекламе шрифта (кегль/размер 6.2, примерно 1.57 мм), место и формат его размещения отвечает всем условиям и обычаям принятого делового оборота, и ссылка антимонопольного органа на его нечитаемость, при отсутствии экспертного заключения по результатам исследования, также является субъективным мнением. При добросовестном подходе конечного потребителя услуги Общества, он предпримет все необходимые действия к ознакомлению со всей информацией, указанной на Рекламе и такую возможность объективно имеет - путём фотографирования Рекламы и её последующего изучения с целью получения услуги. В настоящее время экспонирование Рекламы Обществом прекращено.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 16.06.2021 г., 05.07.2021 г., 27.07.2021, представитель ООО МКК «Агора» поддержал ранее высказанную позицию.

ИП <...> на заседании Комиссии 05.07.2021 г. пояснил, что по договору, заключенному с ООО МКК «Агора» от 24.0.3021 г. №539 выполнены услуги по размещению рекламы услуг Общества, которое предоставило макет рекламы. ИП <...> считает, что рекламная информация исчерпывающая и не нарушает рекламное законодательство. Далее на заседаниях Комиссии ИП <...> поддержал ранее высказанную позицию.

Комиссией по рассмотрению данного дела доводы лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе по делу признаны необоснованными и не принимаются на основании следующего.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из части 3 статьи 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

При осмотре сайта OTLNAL.RU (акт осмотра от 13.04.2021г.), размещены правила проведения акции «Легкий ноль», согласно условиям акции, акция проводится путем предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа на 100% при строгом соблюдении условий:

1) на момент получения займа Клиент не должен иметь ни одного действующего либо погашенного займа в Компании;

2) срок, в течение которого не начисляются проценты, составляет не более 7 (семи) дней, при этом Клиент должен в полном объеме погасить заем в сроки, указанные в индивидуальных условиях к договору займа;

3) клиент может оформить заем на более длительный срок, но, чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль», необходимо полностью погасить заем не позднее, чем на 7 (седьмой) календарный день пользования;

4) если клиент не закрывает заем в полном объеме в срок 7 (семь) календарных дней или продлевает срок действия займа, то этот клиент автоматически теряет право на участие в акции «Легкий ноль». Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке, для данной категории клиента, с первого дня пользования займом;

5) все условия программы распространяются в равной степени как на займы, предоставленные наличными в офисах Компании, так и на займы на займкарту.

Следовательно, информация, выполненная ярким крупным шрифтом: «ЗАЙМ под 0%» вводит потребителя в заблуждение, в связи с наличием иных условий, причем отличных от условий, утверждённых Правилами проведения стимулирующего мероприятия «Легкий ноль»:

- скидка в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100%;

- условия предлагаются в индивидуальном порядке;

- сумма займа от 1000 до 30000руб.;

- процентная ставка по займу от 361,35% до 365% годовых, точная процентная ставка определяется программой скоринга и указывается в договоре;

- срок займа от 1 до 30 дней;

и т.д.

Комиссия отмечает, что в рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

            Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума ВАС РФ №58), если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ №58 определено, что в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 №АК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что, исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Как указано выше, в рассматриваемой рекламе информация «ЗАЙМ под 0%» *ВЗЯЛ знак равенства ОТДАЛ и ни копейки больше*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ*ВМЕСТЕ 10ЛЕТ и адрес сайта OTLNAL.RU 8 800 600-70-00*исполнены крупным шрифтом.

Внизу рекламного блока под вышеуказанной информацией мелким шрифтом содержится существенная информация о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги, часть сведений об условиях предоставления займов и, в частности, о проводимой акции.

Здесь необходимо отметить, что по результатам анализа вышеобозначенной рекламы и изучения информации, размещенной на сайте www.otlnal.ru, установлено, что «ЗАЙМ под 0%» - это акция «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», проводимая ООО МКК «Агора» в период с 01.11.2020-31.12.2021 при предоставлении займа.

При этом из 2-ой части рассматриваемой рекламы следует, что «скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предоставляются при строгом соблюдении всех условий для участников, соответствующих требованиям. Окончательные условия предоставления скидки в виде снижения процентной ставки по договору займа до 100% предлагаются в индивидуальном порядке в срок проведения акции».  Кроме того, из рекламы следует, что предоставление займа по такой акции возможно только при одновременном соблюдении следующих условий: «гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или по выслуге лет)».

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Следовательно, в таком случает необходимо исходить из того, что размер и способ доведения до потребителей рекламной информации должны быть такими, чтобы изложенные в рекламе условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Обозначенные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).

Так, формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (ЗАЙМ под 0%) является наружной, содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (0%). Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламного банера и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы. Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (кредит, займ), лице, предоставляющем финансовые услуги форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Кроме того, важно также отметить, что с учетом места нахождения рекламы она доступна для восприятия пассажирам общественного транспорта, где размещена реклама, соответственно направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

При этом, поскольку вышеуказанная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугой, а именно взять заем под 0%, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.

Совокупность обстоятельств размещения рекламы, ограниченное время считывания (для пассажиров транспортного средства), размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита, не позволяют потребителям прочесть информацию обо всех условиях кредита, а также неуказание при этом существенной информации в полном объеме, вводит потребителей в заблуждение относительно предлагаемого рекламного продукта «ЗАЙМ под 0%».

Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама: «*ОТЛИЧНЫЕ НАЛИЧНЫЕ* ВМЕСТЕ 10 ЛЕТ*OTLNAL.RU 8 800 600-70-00* ВЗЯЛ ЗАЙМ НА 7 ДНЕЙ ПО 0%=ОТДАЛ И НИ КОПЕЙКИ БОЛЬШЕ* К.МЯГОТИНА, 58* 3 МКР.37*ПР.МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 3А*НОВЫМ КЛИЕНТАМ, ПРИ УСЛОВИИ УЧАСТИЯ В АКЦИИ, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА В ВИДЕ 0% ДОСТИГАЕТСЯ В ВИДЕ СКИДКИ 100 % НА 7 ДНЕЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЙМОМ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРИ СТРОГОМ СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ УСЛОВИЙ И ПРАВИЛ АКЦИИ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ», ПРИ УСЛОВИИ ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА В УСТАНОВЛЕННОЙ АКЦИЕЙ СРОК. ПРИ ПОГАШЕНИИ ДОГОВОРА ЗАЙМА В СРОК БОЛЕЕ ЧЕМ НА 7 ДНЕЙ, КЛИЕНТ ТЕРЯЕТ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ, СРОК ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ: 01.11.2020-31.12.2021 (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО). АКЦИЯ «ЛЕГКИЙ НОЛЬ» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ДОГОВОР ЗАЙМА С ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ В РАЗМЕРЕ ОТ 0,99% ДО 1% В ДЕНЬ НА СУММУ ЗАЙМА ОТ 1000 ДО 30 000 РУБЛЕЙ НА СРОК ЗАЙМА ОТ 1 ДО 30 ДНЕЙ, ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА ОТ 361,35% ДО 365% ГОДОВЫХ. ТОЧНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРОГРАММОЙ СКОРИНГА И УКАЗЫВАЕТСЯ В ДОГОВОРЕ. ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЗАЙМОДАВЦЕ, СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОЛУЧЕНИЯ, ПОРЯДКЕ ВЫДАЧЕ ЗАЙМОВ И ИНЫХ УСЛОВИЯХ /ОБ ОРГАНИЗАТОРЕ АКЦИИ, О СУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВИЛАХ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕ ПРИЗОВ ИЛИ ВЫИГРЫШЕЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОЙ АКЦИИ, СРОКАХ, МЕСТЕ И ПОРЯДКЕ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ: ИНТЕРНЕТ САЙТ OTLNAL.RU, ТЕЛ.8 800 600-70-70, ОФИСЫ ЗАЙМОДАВЦА/ОРГАНИЗАТОРА. ЗАЙМОДАВЕЦ/ОРГАНИЗАТОР АКЦИИ: ООО МКК «АГОРА», ИНН 5210001698, РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР В РЕЕСТРЕ ЦБ РФ МФО №651403322006088, ВАЛЮТА ЗАЙМА РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА: НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ. УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА: ГРАЖДАНИН РФ, ВОЗРАСТ ОТ 18 ЛЕТ, ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ПОСТОЯННОЕ МЕСТО РАБОТЫ (ЛИБО ПЕНСИОНЕР ПО СТАРОСТИ ИЛИ ПО ВЫСЛУГЕ ЛЕТ). НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА: ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РФ (ПЕНСИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ- ПРИ НАЛИЧИИ)» содержит нарушения части 7 статьи 5, частей 1,3 статьи 28   Закона о рекламе.

Данные обстоятельства установлены решением Курганского УФАС России от 27.07.2021 по делу № 045/05/5-19/2021.

2.  В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, части 1, 3 статьи 28,  несет рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

В соответствие с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 С учетом представленных документов рекламодателем рассматриваемой рекламы финансовых услуг является ООО МКК «АГОРА», рекламораспространителем – ИП <...>

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

3. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Объективна сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ выражается в нарушении распространения кредитной организацией ненадлежащей рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.

Как установлено из материалов дела № 045/04/14.3-184/2021 ИП <...> не является субъектом правонарушения по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Описанные в протоколе об административном правонарушении № 045/04/14/3-184/2021 от 08.11.2021 года обстоятельства совершения ИП <...> административного правонарушения достаточны для определения иной квалификации противоправного деяния. При этом составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 статьи 14.3 и частью 6 статьи 14.3  КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства - общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы.

Как установлено из материалов дела № 045/04/14.3-184/2021 ИП <...> не является субъектом ответственности за нарушение части 6 статьи 14.3 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, действия ИП <...> подлежат переквалификации на часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Такое решение не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и согласуется с правовой позицией, указанной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», абзаце 2 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов.

По смыслу пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ окончательная квалификация вменяемого лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения определяется судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении по существу, в выносимом им постановлении. Условием, подлежащим обязательному соблюдению при переквалификации совершенного деяния, является условие о подведомственности дела об административном правонарушении с учетом новой квалификации органу, должностное лицо которого рассматривает дело и осуществляет переквалификацию. Каких-либо иных ограничений на осуществление переквалификации совершенного административного правонарушения на стадии рассмотрения дела об этом административном правонарушении, помимо вышеизложенных, КоАП РФ не предусматривает.

По результатам оценки в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ представленных материалов должностное лицо установило, что ИП <...> имел возможность не допустить распространение рекламы с нарушением требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Доказательств того, что ИП <...> принял все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства, в материалах дела не имеется, как и не представлены доказательства объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, ИП <...> является виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Курган.

Время совершения административного правонарушения: 10.04.2021 года.

Объектом административного правонарушения являются общие и специальные требования к процессу производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона состава административного правонарушения заключается в нарушении ИП <...> требований к рекламе, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе.

4. Обстоятельства, смягчающие либо отягчающие (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ) административную ответственность, не выявлены. 

5. Ущерб, причиненный административным правонарушением, не выявлен.

6. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности не истек (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

7. Причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, не выявлены.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте ФНС России, ИП <...> (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие).

Выявленное правонарушение совершено ИП <...> впервые при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1.1, частью 1 статьи 14.3, статьей 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя <...>(<...>) виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в порядке замены на предупреждение.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                           <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

<...>Тел. 8  (3522) 46-39-55

Связанные организации

Связанные организации не указаны