Решение №33/АМЗ РЕШЕНИЕ № 33/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ан... от 8 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «СМАК»

 

ул. Свердлова, д. 8, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620027

 

 

Прокуратура Курганской области (для сведения)

 

ул. Ленина, 36, г. Курган, 640000

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 33/АМЗ

об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

«08» августа 2022 года

г. Курган

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее – Курганское УФАС России), рассмотрев материалы Прокуратуры Курганской области по обращению АО «СМАК» (вх. № П-1897 от 11.05.2022), на необоснованное повышение отпускных цен на муку (первый сорт, высший сорт) сообщает следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Прокуратурой Курганской области установлено, что на территории Курганской области зарегистрировано два хозяйствующих субъекта, с которыми у АО «СМАК», ИНН 6659003692, заключены договоры на поставку муки – АО «Шадринский комбинат хлебопродуктов», ИНН 4522000698, (далее – АО «ШКХП»), АО «Мукомольный завод «МуЗа», ИНН 4525001481, (далее – АО «МуЗа»). В период с февраля по апрель 2022 года указанные поставщики повысили стоимость отпускной цены на муку в размере от 9 (АО «МуЗа») до 28% (АО «ШКХП»).

Курганским УФАС России в адрес указанных хозяйствующих субъектов направлены запросы информации, согласно которым установлено следующее.

Как указывает АО «ШКХП» причиной увеличения отпускных цен в марте-апреле 2022 года является переориентирование производства на выпуск мелкофасованной продукции с увеличением спроса федеральных и региональных сетей, а также расширением географии доставок, а также увеличением стоимости сырья для производства муки (зерна) (средняя стоимость зерна в марте-апреле по сравнению с январем-февралем увеличилась на 5,5%), стоимости упаковочных материалов (стоимость с января по апрель 2022 года возросла на 16% на полипропиленовый мешок, на 53,6 по бумажным пакетам), фонда заработной платы, затрат на доставку товара наемным автотранспортом, стоимости на содержание автотранспорта (импортная составляющая), стоимости горюче-смазочных материалов и запасных частей, вспомогательных материалов.

Совокупно транспортные расходы АО «ШКХП» возросли на 70% в связи с расширением географии поставок и возросшим спросом на продукцию.

Представлена калькуляция фактических производственных расходов на муку высшего сорта и муку первого сорта за январь – апрель 2022 года.

Процент повышения отпускных цен на муку высший сорт за период: январь – февраль 2022 года составляет 1,2%; февраль – март 2022 года составляет 3% мука и 4% материальные затраты; март – апрель 2022 года составляет 6% мука и 9,6% материальные затраты.

Процент повышения отпускных цен на муку первый сорт за период: январь – февраль 2022 года составляет 0%; февраль – март 2022 года составляет 7% мука и 2,6% материальные затраты; март – апрель 2022 года составляет 9% мука и 9% материальные затраты.

В подтверждение обоснованности расходов, с которыми связано увеличение стоимости на продукцию муку высшего и первого сорта представлены следующие документы: справка об объемах поставок пшеничной муки высшего сорта и пшеничной муки первого сорта, договоры с приложением спецификаций с поставщиками расходных материалов (сырья), тарных материалов, перечень обслуживающих транспортных организаций с указанием стоимости услуг, информация об увеличении стоимости на запасные части автомобилей.

Согласно ответу АО «МуЗа» фиксированной закупочной цены на сырье у общества нет, цена формируется по результатам переговоров сторон, т.е. является индивидуальной в каждом случае и зависит от конкретного поставщика. Реализация муки является убыточной сферой для общества, торговая оценка является отрицательной, внутренние документы, которыми утверждаются цены на муку, отсутствуют, продукция реализуется по договорным ценам. Таким образом, цены являются индивидуальными для каждого клиента.

Представлена информация о средней цене пшеницы, муки пшеничной высшего сорта и муки пшеничной первого сорта в период с 01.01.2022 по 01.05.2022.

В качестве подтверждающих документов представлена бухгалтерская отчетность из учетной программы 1С «Бухгалтерия».

Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

В силу данного антимонопольного запрета исключаются возможность хозяйствующих субъектов-конкурентов определять уровень предлагаемых на рынке цен в результате достигнутых между ними договоренностей, направленных на поддержание необоснованно высоких потребительских цен, необоснованное занижение цен в целях устранения иных хозяйствующих субъектов-конкурентов с рынка и (или) создание барьеров в возникновении новых конкурентов, иное подобное извлечение выгоды из картеля. При этом положения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в зависимости от субъектного состава участников картеля могут быть применены как к изготовителям, так и к лицам, участвующим в распространении товаров на оптовом и розничном рынках.

Само по себе согласование ценовых условий приобретения товаров (условий получения скидок с цены) между несколькими хозяйствующими субъектами - потребителями и поставщиком (поставщиками) не является основанием для вывода о достижении такими потребителями между собой соглашения об установлении (о поддержании) определенного уровня цен, запрещенного согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона. В то же время антимонопольный орган и иные заинтересованные лица вправе доказывать, что действия хозяйствующих субъектов образуют нарушение части 1 либо частей 2 и 4 статьи 11 Закона, например, если соответствующие договоренности достигнуты между хозяйствующими субъектами в целях исключения возможности получения аналогичных скидок иными потребителями, понуждения поставщика к установлению скидок, которые не предоставляются иным потребителям.

Согласно представленным материалам АО «ШКХП» устанавливает цены на муку высшего сорта и муку первого сорта на основании внутренних документов – приказов генерального директора <…> (приказ № 248/б от 27.12.2021, № 86/б от 28.01.2022, № 94/б от 22.02.2022, № 107/а от 15.03.2022), тогда как АО «МуЗа» устанавливает цены на договорной основе, индивидуально с каждым клиентом.

Таким образом цены у хозяйствующих субъектов устанавливаются по различным основаниям исходя из внутренних документов и на договорной основе.

Курганским УФАС России произведено сравнение цен АО «ШКХП», АО «МуЗа» на муку высшего сорта и муку первого сорта. Данные были переведены в таблицы.

Таблица сравнения цены на муку высшего сорта в период с 01.01.2022 по 01.05.2022 руб/кг:

Организация

АО «ШКХП»

АО «МуЗа»

Январь 2022 года

25,3

23,77

Февраль 2022 года

26,00

23,48

Март 2022 года

27,5

25,00

Апрель 2022 года

28,5

28,03

Таблица сравнения цены на муку первого сорта в период с 01.01.2022 по 01.05.2022 руб/кг:

Организация

АО «ШКХП»

АО «МуЗа»

Январь 2022 года

24,8

22,28

Февраль 2022 года

25,5

22,32

Март 2022 года

26,3

24,37

Апрель 2022 года

27,5

26,83

 

Анализ представленных таблиц сравнения цен, установленных АО «ШКХП» и АО «МуЗа», на муку первого сорта и муку высшего сорта показывает, что хозяйствующими субъектами устанавливаются различные цены. При этом, цены обусловлены соответствующими затратами организаций на осуществление деятельности по реализации продукции, что не противоречит антимонопольному законодательству.

Указанное не позволяет антимонопольному органу сделать вывод о наличии между АО «ШКХП» и АО «МуЗа» антиконкурентного соглашения, поскольку не установлено одного уровня устанавливаемых цен, документальное подтверждение обоснованности которых было представлено хозяйствующими субъектами.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 частью 8 и пунктом 2 частью 9, частью 10 статьи 44 Закона о защите конкуренции Курганским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием признаков его нарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Руководитель

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны