Определение б/н В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганско... от 15 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 045/01/10-1/2021 

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА                                    К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

«15» июля 2021 года г. Курган

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства *

 

                                                   УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление ООО «Интерсвязь-Курган» (вх. № 1223 от 01.04.2021 г., далее по тексту – Заявитель) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны АО «СУЭНКО» (далее по тексту – Общество) по факту установления монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

Заявитель указал, что в Тарифах на предоставление услуг по предоставлению недискриминационного доступа к инфраструктуре АО «СУЭНКО» с 01.01.2020 указана стоимость предоставления доступа оператору связи для размещения одного волоконно-оптического кабеля в размере 321,02 рубля (с НДС – 20%) за размещение (подвеса) 1 места крепления и за размещение единицы запаса (оптической муфты) для одного провода кабеля, в размере 642,06 рубля (с НДС – 20%).

АО «СУЭНКО» оказывает операторам связи только услугу по предоставлению мест креплений. Вместе с тем, в расчете тарифов Обществом не указано конкретных видов работ, закрепленных и выполняемых в отношении мест креплений кабелей связи. Следовательно, Общество оказывая лишь услугу по предоставлению мест креплений на опорах, возложило на арендатора содержание и обслуживание всей опоры.

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу частей 1, 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом ФСТ России от 24.11.2008 № 429-э АО «СУЭНКО» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии». 

Следовательно, на деятельность АО «СУЭНКО» распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в том числе недопущение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов.

Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (утв. постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284, далее – Правила № 1284) определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.

В соответствии с положениями Правил № 1284 АО «СУЭНКО» обязано обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи.

В силу пункта 18 Правил № 1284 владелец инфраструктуры при наличии технологической и экономической возможности не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю. Доступ к инфраструктуре предоставляется любому пользователю на недискриминационных условиях. 

Согласно пункту 19 Правил № 1284 доступ к инфраструктуре предоставляется на основании договора. В соответствии с пунктом 28 Правил № 1284 пользователь инфраструктуры обязан оплачивать владельцу инфраструктуры пользование инфраструктурой.

В соответствии с пунктом 38 Правил № 1284, тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил № 1284, а именно:

а) обеспечение соответствия указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил недискриминационного доступа;

б) своевременное информирование пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечение на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Требования к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологические нормы и требования к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, нормы проектирования сопряженных объектов инфраструктуры, иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, не установлены.

АО «СУЭНКО» при определении тарифа использовало метод экономически обоснованных затрат. 

Определение величины затрат, обусловленных предоставлением доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи и (или) их отдельных элементов, и необходимой прибыли должно осуществляться владельцем объектов инфраструктуры путем применения затратного подхода, как единственного отвечающего сути требований, установленных понятием «экономическая возможность доступа к инфраструктуре» (пункт 2 Правил № 1284): обеспечение возмещения экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли владельца инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре, за счет пользователя инфраструктуры.

В отсутствие установленных требований к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры экономическая возможность доступа к инфраструктуре должна устанавливаться с учетом положений пункта 2 Правил № 1284 с использованием затратного метода определения цены, предусматривающего расчет экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли владельца инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре, возмещаемых за счет пользователя инфраструктуры.

Согласно пункту 40 Правил № 1284 владелец инфраструктуры вправе дифференцировать тарифы на доступ к инфраструктуре в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает специальной методики расчета такого тарифа или специального порядка определения его величины.

Для анализа условий установления цены по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля у АО «СУЭНКО» был запрошен расчет стоимости услуги по предоставлению во временное пользование опор для подвеса кабелей связи на 2019 и 2020 годы (калькуляцию) с приложением всех документов, на основании которых был произведен расчет.

Согласно Приказу АО «СУЭНКО» № 0793/2 от 28.06.2019 утвержден расчет № 1-001 стоимости размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ для одного провода (кабеля) связи – 312,66 руб. (с НДС), при этом рентабельность – 12%.

С 01.01.2020 утвержден расчет № 1-001 стоимости размещения единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ для одного провода (кабеля) связи – 321,02 руб. (с НДС), при этом рентабельность – 15%.

Вместе с тем, Общество оказывая лишь услугу по предоставлению мест креплений на опорах, возложило на арендатора содержание и обслуживание всей опоры.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения, либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, в действиях АО «СУЭНКО» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан Приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 01.07.2021 года № 83 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «СУЭНКО» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Назначить дело № 045/01/10-1/2021 к рассмотрению на 29.07.2021 г. в 14 часов 00 минут местного времени по адресу: г. Курган, ул. М. Горького, 40, каб. 211.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

- в качестве заявителя – ООО «Интерсвязь-Курган» (ИНН 7448079060, ОГРН 1067448050306, адрес: 640023, Курганская область, г. Курган, 4-й микрорайон, д. 23/6, офис 4);

- в качестве ответчика – АО «СУЭНКО» (ИНН 7205011944, ОГРН 1027201233620, адрес: 625023, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 27).

3. Привлечь Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

4. АО «СУЭНКО» в срок до 28.07.2021 представить в Курганское УФАС России следующие документы и сведения:

- исходные данные для расчета стоимости услуги по размещению единицы места крепления на опоре ВЛ-0,4/6/10 кВ для одного провода (кабеля) связи (преимущественно в формате Excel) к Приказу АО «СУЭНКО» № 0793/2 от 28.06.2019, а также Приказу № 1488 от 25.12.2019;

- копии договоров, заключенных АО «СУЭНКО» с операторами связи (интернет-провайдерами) на оказание услуг по предоставлению во временное пользование опор воздушных линий электропередач для размещения кабелей связи на территории Курганской области за период с 01.01.2019 по 01.07.2021 годы со всеми приложениями и дополнениями;

- информацию о том, каким образом взимается плата за услуги по предоставлению во временное пользование операторам связи (интернет-провайдерам) опор воздушных линий электропередач для размещения кабелей связи на территории Курганской области при размещении на одной опоре воздушной линии электропередач кабелей связи нескольких хозяйствующих субъектов;

- данные раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности за период с 2019 по 2021 годы;

- письменную нормативно обоснованную позицию о рассматриваемых обстоятельствах.

5. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в срок до 28.07.2021 представить в Курганское УФАС России информацию об установлении тарифного решения на услуги по передаче электрической энергии за период с 2019 по 2021 годы в отношении АО «СУЭНКО» (с приложением копий экспертных заключений по расчету тарифов и актов об утверждении тарифов).

Представителям лиц, участвующих в деле, для участия в заседании Комиссии по рассмотрению дела необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность на участие в рассмотрении дела; документы, удостоверяющие полномочия лица, правомочного представлять интересы организации без доверенности; документы, удостоверяющие личность.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

В целях ускорения процесса обмена информацией материалы, письменные позиции прошу направлять на официальный электронный адрес Курганского УФАС России: to45@fas.gov.ru, * заблаговременно.

 

Дополнительно разъясняется, что в силу части 5 статьи 19.8  КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны