Определение б/н прекращено с учетом мнения Рекламного совета от 20 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Восход», адрес нахождения: 640000, г. Курган, ул. Гоголя, д. 66 оф. 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 045/05/5-3/2020

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

20 июля 2020 г. г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – <…>. – врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

<…>.– старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России;

<…>.- государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России,

рассмотрев дело № 045/05/5-3/2020 по факту размещения неэтичной рекламы на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 49 в г. Кургане, с нарушением требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ООО «Восход» - <…>., доверенность от 01.12.2019 г.,

УСТАНОВИЛА:

12 декабря 2019 года в Курганское УФАС России поступило обращение <…>. (далее – Заявитель), поступившее на личном приеме руководителя Курганского УФАС России <…>. (вх.№26 от 12.12.2019 г.), по вопросу размещения неэтичной рекламы на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 56 в г. Кургане, с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель сообщает, что по ул. Красина в городе Кургане на рекламной конструкции размещена реклама, на которой изображен образ обнаженной девушки. По мнению Заявителя данная реклама является неэтичной.

К обращению Заявителя приложены фотоматериалы, из которых усматривается, что по адресу ул. Красина, 56 в городе Кургане размещена рекламная конструкция (рекламная тумба) с изображением образа обнаженной девушки и указанием текста следующего содержания: «РБЦ 606-606* Место для Вашей РЕКЛАМЫ *ДОГОВОР РБЦ* www.reklama45.ru».

По результатам рассмотрения материалов Курганским УФАС России установлено следующее.

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту – Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33 Законом о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение.

Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, в рекламе не допускается использование непристойных образов.

Проанализировав спорную рекламную информацию Курганское УФАС России приходит к следующим выводам.

Как усматривается из рекламы, в ней присутствует обнаженный женский образ, указание на объект рекламирования - организация с коммерческим наименованием «РБЦ», указание на услугу, контактная информация.

Спорное рекламное изображение содержит сведения о потребительских свойствах рекламируемой услуги. В рекламе используется обнаженный женский образ с целью привлечения внимания потребителей к объекту рекламирования.

Согласно позиции ФАС России к непристойным образам могут быть отнесены изображении, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности (Письмо ФАС России от 29.04.2013 года №АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе»).

В соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова под «непристойным» понимается «неприличный, бесстыдный».

Анализируя содержание вышеуказанной рекламной информации, можно прийти к выводу, что данная информация, обладает всеми признаками рекламы, так как направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к услугам компании ООО «РБЦ».

Согласно запрашиваемой информации Курганским УФАС России, поступил ответ из Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, согласно которого рекламная конструкция, расположенная по адресу по ул. Красина, 56, в городе Кургане принадлежит ООО «Восход».

Рекламная конструкция установлена ООО «РБЦ» на основании разрешения на распространение наружной рекламы и информации №<…>. от 27.06.2008 года.

В сентябре 2013 года ООО «РБЦ» передало все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО «Климат45».

28.07.2015 года ООО «Климат45» передали все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО «Медиа баинг».

26.02.2019 года ООО «Медиа баинг» передали все права и обязанности по использованию муниципальных рекламных мест ООО «Восход».

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование непристойных образов.

Образ обнаженной девушки является непристойным, поскольку нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Так, в силу статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем рассматриваемой рекламы является компания с коммерческим обозначением ООО «Восход», адрес нахождения: 640000, г. Курган, ул. Гоголя, д. 66, оф.1, ИНН 4501209794 , ОГРН 1164501055454.

По результатам рассмотрения материалов Курганское УФАС России вынесено определение о возбуждении дела № 045/05/5-3/2020 от 06.02.2020 года, по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Согласно письменным пояснениям, документам, представленным на основании запроса Курганского УФАС России от 10.01.2020 года (исх. 04-12/21-11) ООО «Восход» сообщило, что размещенная реклама не нарушает законодательства Российской Федерации о рекламе и соответствует требованиям Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

29.05.2020 года Курганское УФАС России направило запрос в Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный совет» для получения экспертного мнения, в целях всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств по делу.

14.07.2020 года в Курганское УФАС России поступил ответ от СРО (вх.№ 3370), из которого следует, что вышеуказанный запрос рассмотрен членами Комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО.

Изучив материалы из обращения Курганского УФАС России, эксперты высказались следующим образом:

Вопрос № 1. Содержатся ли в макете оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения?

Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 3 эксперта ответили—ДА (30%).

Вопрос № 2. Имеются ли в макете нарушения требований Российской Федерации о рекламе?

Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 3 эксперта ответили—ДА (30%).

Вопрос № 3. Имеются ли в макете нарушения норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012г.) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП?

Эксперты большинством голосов ответили НЕТ. Лишь 2 эксперта ответили—ДА (20%).

Свою позицию эксперты мотивировали следующими выводами.

От отдельных экспертов поступили особые мнения о том, что данная реклама является типовым примером сексуальной объективизации женского образа, что недопустимо с точки зрения этической максимы о недопустимости использования человека в качестве объекта. При этом, особо стоит отметить, что данный образ используется самим владельцем конструкции, который как участник рекламной индустрии должен более требовательно относится к собственным коммерческим высказываниям.

Соответственно, экспертами не выявлено нарушения положений Федерального Закона от 13.03.2006 . №38-ФЗ «О рекламе».

Нарушения этических норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012г.) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП, которые могут вызвать активную негативную потребительскую реакцию, экспертами СРО не выявлены.

Принимая во внимание решение членов Комитета по рассмотрению жалоб СРО, Курганское УФАС России приходит к выводу об отсутствии фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в размещенной наружной рекламе на рекламной конструкции, расположенной по адресу ул. Красина, д. 49 в г. Кургане, содержащей изображение полуобнаженной девушки, держащей перед собой листок бумаги с надписью «Место для вашей рекламы».

В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 17.08.2006 года N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" производство по делу может быть прекращено в следующих случаях: а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Производство по делу №045/05/5-3/2020 прекратить в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>.

 

Члены Комиссии <…>.

 

<…>.

Исполнитель: <…>.

Телефон: 8/3522/463955

Связанные организации

Связанные организации не указаны