Решение №75/АМЗ Решение №75/АМЗ об отказе в возбуждении дела о нарушении ант... от 17 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFДиректору ООО «УК-Жилсервис"
РЕШЕНИЕ №75/АМЗ
ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
17 ноября 2020 года г. Курган
30 октября 2020 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) поступило обращение ООО «УК-Жилсервис» с жалобой на действия ООО «Чистый город», выразившиеся в неправомерном отказе по вывозу отходов, образовавшиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
По результатам рассмотрения заявления Курганским УФАС России установлено следующее.
С 01 января 2020 на территории Курганской области приступил к работе региональный оператор по обращению с твёрдым коммунальными отходами в лице ООО «Чистый город», на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее-ТКО) на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года.
Согласно статье 24.7 Закона №89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
01.01.2020г. между ООО «Чистый город» и ООО «УК-Жилсервис» заключен «Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № (…)».
Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ твердые коммунальные отходы- это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходами, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическим лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Формулы для расчета платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, которые определены в приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (Правила N 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона №89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объёма и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства №505 (Правила №505).
Согласно пункту 6 Правил №505, в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правилами №505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Общие положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах N 354.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 (далее - Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. №524/пр (далее - Методические рекомендации).
Согласно пунктам 14, 15 раздела 4 постановления Правительства Курганской области от 25 декабря 2019 г №492 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Курганской области» необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их объем определяются исходя их количества человек, проживающих в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах, для накопления ТКО которых предназначены контейнеры, и установленных нормативов накопления ТКО с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Количество и объем контейнеров могут быть изменены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО в соответствии с условиями договора и с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Количество и объем контейнеров могут быть изменены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования" (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. №1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ, исполнителем работ.
В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290 (далее - Постановление N 290), работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональный оператор в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивает только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона N 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Региональный оператор ООО «Чистый город» приступил к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Курганской области с 01.01.2020 года. Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области «Об установлении предельных единиц тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год» № 47-8 от 30.12.2019 года установлен тариф на услугу регионального оператора.
При изложенных обстоятельствах не усматривается нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как в соответствии с требованиями действующего законодательства ООО «Чистый город» оказывает услуги только по обращению с твердыми коммунальными отходами, образовавшиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; а также в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходами, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическим лицами.
Поскольку в действиях ООО «Чистый город» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 2 части 8 и пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.