Предупреждение б/н Предостережение председателя административно-правового комит... от 18 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства

 

18 мая 2018 года                                                                                                                                  г.Курск

 

 

Курским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Центр ЭКО» с жалобой на действия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Курской области (далее – Комиссия, ОМС), состав которой утвержден постановлением Администрации Курской области от 19.01.2015г. №9-па «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Курской области», по распределению медицинским организациям объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы по системе ОМС на 2018г., противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлено следующее.

Как следует из указанного заявления и приложения 3 к Программе, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 29.12.2017г. №117-па «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2018г. и на плановый период 2019 и 2020 годов», медицинская организация ООО «Центр ЭКО» включено в реестр медицинский организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории Курской области в 2017-2018гг. (далее – реестр медицинских организаций) (реестровый номер <...> ).

Согласно ч.10 ст.36 Федерального закона от 29.11.2010г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Состав указанной комиссии по разработке территориальной программы ОМС Курской области утвержден постановлением Администрации Курской области от 19.01.2015г. №9-па «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Курской области» и включает представителей Комитета здравоохранения Курской области, ТФОМС Курской области, страховых компаний, медицинских и некоммерческих организаций.

Согласно письма Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Курской области от 10.01.2018г. (исх.№02-01/26), распределение объемов медицинской помощи по ОМС в разрезе медицинских организаций на 2018г. было произведено Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Курской области на заседании 20.12.2017г. (протокол №13). Вышеуказанным решением комиссии ООО «Центр ЭКО», а так же иным хозяйствующим субъектам, включенным в реестр медицинский организаций и осуществляющих деятельность по проведению процедур ЭКО, кроме ОБУЗ «Областной перинатальный центр», объемы медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС на 2018г. не выделены.

В соответствии со ст.110 Положения о деятельности комиссии (далее – Положение о комиссии), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011г. №158н, в соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.

Таким образом, невыделение Комиссией ООО «Центр ЭКО», иным медицинским организациям, включенным в реестр медицинских организаций, объемов медицинской помощи по проведению процедуры ЭКО в рамках территориальной программы ОМС приводит к невозможности осуществить оплату оказанной такой медицинской организацией медицинской помощи из фонда ОМС, что создает необоснованные препятствия в деятельности таких хозяйствующих субъектов, может привести к устранению медицинских организаций с рынка соответствующих медицинских услуг в системе ОМС, повлечь ограничение конкуренции и нарушение норм ФЗ «О защите конкуренции», в частности ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данной нормой закона  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Анализ представленных в Курское УФАС России Комитетом здравоохранения Курской области и ТФОМС Курской области пояснений и документов свидетельствует о том, что Комиссией при распределении объемов медицинской помощи по проведению процедуры ЭКО в рамках территориальной программы ОМС в отношении разных медицинских организаций применен различный порядок расчета указанных объемов: одним – в соответствии с заявленным медицинской организацией размером, другим – путем последующего перераспределения объемов медицинской помощи в количестве уже выполненных по факту работ.

Применение к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на одном товарном рынке (проведение процедуры ЭКО), различного порядка расчета выделения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС может иметь своим результатом необоснованное ущемление законных интересов отдельных хозяйствующих субъектов и создание для них дискриминационных условий.

Согласно письма Комитета здравоохранения Курской области от 14.03.2018г. (исх.№10.3-01-14/4/47), в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011г. №158н комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в целях разработки проекта территориальной программы рассматриваются предложения медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи медицинским организациям с учетом потребности застрахованных в данном виде медицинской помощи.

В то же время, с учетом «преимущественно необоснованной заявленной медицинскими организациями потребности» (ООО «Центр ЭКО» заявило о необходимости выделения данной организации объема медицинской помощи в размере 300 единиц), а также действующим порядком, согласно которому пациенты, страдающим бесплодием, самостоятельно выбирают медицинскую организацию, в которой им будет оказана медицинская помощь путем применения метода ЭКО, утверждаются и оплачиваются исходя из фактически выполненных.

Так, согласно письма Комитета здравоохранения Курской области от 24.04.2018г. (исх.№10.3-01-19/27) протоколом №2 заседания комиссии по разработке территориальной программы ОМС Курской области от 28.02.2018г. ООО «ЭКО Центр» г.Москва был выделен 1 случай по стационарзамещающей медицинской помощи для проведения процедуры ЭКО в соответствии с имеющимся направлением на проведение данной медицинской процедуры и  решением комиссии Комитета здравоохранения Курской области по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО (исх.№10.3-06-01-16/2 от 19.01.2018г.).

В то же время, ОБУЗ «Областной перинатальный центр» решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС Курской области на заседании 20.12.2017г. (протокол №13) предоставлен плановый объем медицинской помощи по ЭКО в рамках территориальной программы ОМС на 2018г. в размере 400 случаев.

Согласно письма Комитета здравоохранения Курской области от 24.04.2018г. (исх.№10.3-01-19/27), письма ТФОМС Курской области от 23.04.2018г. (исх.№02-01/2002) объемы медицинской помощи по услуге ЭКО выделены ОБУЗ «Областной перинатальный центр» по заявке медицинской организации о включении в реестр медицинских организаций, работающих в системе ОМС.

Таким образом, комиссией по разработке территориальной программы ОМС Курской области к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на одном товарном рынке (оказание медицинской помощи с использованием метода ЭКО), применены разные методы выделения объемов медицинской помощи по ЭКО в рамках территориальной программы ОМС на 2018г. (плановое выделение объемов медицинской помощи или последующее предоставление необходимого объема по факту проведенных процедур ЭКО), при этом уполномоченными органами не представлено мотивированное обоснование возможности применения указанных методов, не представлен расчет, обосновывающий необходимость выделения медицинской организации – ОБУЗ «Областной перинатальный центр» конкретно определенного объема медицинской помощи.

Согласно пункту 8 Положения о комиссии, комиссия на заседаниях по представленным секретарем Комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

Критерии, подлежащие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой, содержатся в п.5 (раздел «формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования») Письма Минздрава России от 13.12.2017г. №11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Таким образом, распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями должно осуществляться Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования не произвольно, а в соответствии с критериями, установленными действующим законодательством РФ. В этой связи решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к конкретному лечебному учреждению.

В то же время, анализ действующего законодательства РФ свидетельствует о недостаточном нормативном урегулировании порядка расчета объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в частности по ЭКО, выделяемых конкретно определенным медицинским организациям в соответствии с установленными законом критериями и показателями работы каждой медицинской организации.

Согласно письма Комитета здравоохранения Курской области от 24.04.2018г. (исх.№10.3-01-19/27), письма ТФОМС Курской области от 23.04.2018г. (исх.№02-01/2002) Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017г. №1492 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утверждены средние нормативы объема медицинской помощи по видам медицинской помощи, при этом нормативное значение по оказанию медицинской помощи с применением метода экстракорпорального оплодотворения не определено, администрацией Курской области порядок деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС не утверждался.

Таким образом, порядок деятельности Комиссии по разработке программы ОМС не разработан и не утвержден, в том числе не регламентированы порядок и сроки направления медицинскими организациями предложений по распределению объемов медицинской помощи, не определены критерии распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями, которым не может быть определен объем медицинской помощи по показателям, установленным законом (например, ЭКО случаи), а также сроки оформления протоколов Комиссии по разработке программы ОМС, порядок и сроки их доведения до заинтересованных лиц.

По мнению Курского УФАС России, отсутствие четкой регламентации порядка расчета объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, в частности по ЭКО, распределяемых между медицинским организациям, и отсутствие единого подхода к такому расчету может иметь своим результатом необоснованное ущемление законных интересов отдельных хозяйствующих субъектов и создание для них дискриминационных условий деятельности.

Наличие механизма (системы) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, предусматривающего обязательные для Комиссии объективные критерии распределения объемов оказания медицинской помощи позволит установить единые требования к медицинским организациям по представлению ими документов для подтверждения заявленных объемов, доказательств возможностей выполнения заявленных объемов, разработка единой системы (формулы) оценки представленных медицинскими организациями документов позволит создать прозрачную систему распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, основанную как на принципах сбалансированности распределения медицинской помощи, в том числе относительно процедуры ЭКО, между медицинскими учреждениями Курской области, так и на конкретных показателях каждой медицинской организации.

В связи с изложенным, в целях недопущения возможного создания дискриминационных условий при распределении объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС путем применения различного порядка распределения объемов медицинской помощи медицинским организациям, на основании ст.25.7 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Курское УФАС России предостерегает председателя административно-правового комитета Администрации Курской области Е.А.В. о необходимости разработки нормативного акта, регулирующего порядок предоставления объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, устанавливающего четкий, последовательный и подлежащий применению в равной мере ко всем медицинским организациям Курской области, порядок действий комиссии по разработке территориальной программы ОМС Курской области по распределению указанных объемов медицинской помощи путем предоставления плановых объемов медицинской помощи по ЭКО в рамках территориальной программы ОМС с приведением строго регламентированной процедуры расчета или же путем перераспределения объемов медицинской помощи по ЭКО исходя из текущей необходимости, подтвержденной решением уполномоченного органа о необходимости проведения пациенту указанной процедуры, выданными направлениями на ее проведение в определенную медицинскую организацию, исключающий возможность необоснованного распределения указанных объемов медицинской помощи и денежных средств по программе ОМС.

О выполнении предостережения Административно-правовому комитету Администрации Курской области необходимо сообщить в Курское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

 

 

Руководитель  Курского УФАС России

государственный советник РФ 2 класса                                                                                   

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны