Предупреждение №03-07/2024 Предупреждение 03-07/2024 от 16 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-07/2024

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях Индивидуального предпринимателя Н признаков нарушения п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившихся в недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение при размещении на сайте «https://lev-fbk.ru» слова «федеральный».

В адрес Курского УФАС России поступило заявление гражданина о наличии на сайте «https://lev-fbk.ru» слова «федеральный». Заявитель полагает, что использование слова «федеральный» на данном сайте создает впечатление о причастности ИП Н. к деятельности органов власти Российской Федерации.

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России установлено следующее.

На сайте https://lev-fbk.ru размещена информация о предоставлении услуг банкротства физических лиц. Согласно информации на данном сайте услуги оказывает индивидуальный предприниматель Н (<…>), который является арбитражным управляющим (регистрационный номер в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве <…>, зарегистрирован <…>).

ИП Н. осуществляет деятельность под коммерческим обозначением «ВТОРОЙ ШАНС Банкротная компания». В рамках данной деятельности гражданам оказываются услуги по юридическому сопровождению процедуры банкротства физических лиц в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (подготовка документов для судебного разбирательства, представительство интересов заказчика в суде, контактирование с коллекторами и кредиторами, юридическая консультация и т.п.).

Слово «Федеральный» упоминается на сайте «https://lev-fbk.ru» в двух видеозаписях:

- видео-обращении руководителя арбитражного управляющего <…> в начальной, конечной заставке и в правом верхнем углу на протяжении всего видео-обращения изображен логотип в виде щита с изображением льва и надписью «Федеральная банкротная компания ЛЕВ»

 

 

<…>

 

 

- видео-отзыве клиента компании на фоне изображения логотипа в виде щита с изображением льва и надписью «Федеральная банкротная компания ЛЕВ»

<…>.

 

При осуществлении запроса «федеральная банкротная компания Второй шанс» в информационно-поисковой системе «Яндекс» в списке результатов по ссылке на сайт «https://lev-fbk.ru» отражается наименование «Федеральная банкротная компания Второй шанс Курск».

 

<...>

При переходе по ссылке на сайт «https://lev-fbk.ru» наименование вкладки с открытым сайтом представлено фразой «Федеральная банкротная компания «Второй шанс» - Курск».

<…>

По информации, представленной ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени «https://lev-fbk.ru» является <…>.

<…> с 03.06.2022 является правообладателем товарного знака (торговой марки) <...>

В соответствии со ст. 1538 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ):

1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

2. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Исходя из вышеизложенного, ИП Н. при осуществлении деятельности по оказанию услуг банкротства физических лиц использует для идентификации сайта «https://lev-fbk.ru» два коммерческих обозначения «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ».

В соответствии с ч.4 ст. 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в фирменное наименование юридического лица не могут включаться, в том числе полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Также, в силу ст. 1473 ГК РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 «Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация или «Россия», а также слов производных от этого наименования», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 № 52, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику, а также в случае, если более 25 процентов голосующих акций акционерного общества или более 25 процентов уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или организации, созданной Российской Федерацией на основании специального федерального закона, наименование которой включает официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, в части использования в фирменном наименовании указанного юридического лица наименования этой организации, являющейся его участником.

Согласно различным словарям, слово «федеральный» означает следующее:

1) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ, федеральная, федералистское (полит.). Прил. к федерация, представляющий собой федерацию; то же, что федеративный. Федеральный строй. Федеральное государство (Большой толковый словарь Русского языка Ушакова Д.Н.);

2) федеральный - соотносящийся по знач. с сущ. федерация, связанный с ним; общегосударственный (в государстве, представляющем собою федерацию федерация) (Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный Ефремова Т. Ф.)

Учитывая, что слова «Федерация» и «федеральный» имеют в составе общий корень «федер», то слово «федеральный» является производным от слова «Федерация».

Кроме того, данное обстоятельство подтверждено Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 28.07.2018 по делу №А40-148185/2017, в котором указано, что слово «Федеральная» является синонимом слова «Федерация», а следовательно, производным от слов «Российская Федерация» или «Россия».

На сайте «https://lev-fbk.ru» <…> представлен как «руководитель» и «арбитажный управляющий», что создает у потребителя впечатление о том, что <…> является работником (сотрудником) некой организации (юридического лица), которой оказываются услуги по банкротству физических лиц.

Коммерческие обозначения «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ» могут вызвать у потребителя уверенность в том, что фирменное наименование такой организации включает в себя слово «федеральный», например: ООО ««Федеральная банкротная компания Второй шанс» или ООО «Федеральная банкротная компания ЛЕВ».

Применение ИП Н. при осуществлении деятельности по оказанию услуг банкротства физических лиц для идентификации сайта «https://lev-fbk.ru» и своей деятельности двух коммерческих обозначений «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ» способно вызвать у потребителей стойкую ассоциацию с участием государства в деятельности компании/индивидуального предпринимателя либо особой значимостью деятельности компании/индивидуального предпринимателя в государственных интересах.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Пунктом 1 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя.

В силу ч.2 ст. 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.

ИП Н. зарегистрирован как индивидуальный предприниматель <…> и в силу положений ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом. Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является «Деятельность в области права» (ОКВЭД 69.10).

На территории г. Курска и Курской области «Деятельность в области права» осуществляют более 500 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них не менее 100 хозяйствующих субъектов оказывают услуги по банкротству физических лиц.

Применяя при осуществлении деятельности по оказанию услуг банкротства физических лиц для идентификации сайта «https://lev-fbk.ru» и своей деятельности коммерческие обозначения «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ», ИП Н. вводит потребителей в заблуждение относительно участия государства в своей деятельности, особой значимости деятельности индивидуального предпринимателя в государственных интересах и принадлежности к органам государственной власти.

Указанные действия ИП Н. противоречат ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ, ч.2 ст.1539 ГК РФ, п.1 ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции», а также обычаям делового оборота.

Применяя для идентификации сайта «https://lev-fbk.ru» и своей деятельности коммерческие обозначения «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ», ИП Н. получает необоснованные конкурентные преимущества при осуществлении деятельности по оказанию услуг банкротства физических лиц.

Указанные действия ИП Н. могут привести к перераспределению спроса на рынке оказания услуг банкротства физических лиц. Такие действия отвлекают потенциальных и фактических клиентов добросовестных субъектов, оказывающих услуги по банкротству физических лиц. Тем самым у клиентов формируется представление об участии государства в деятельности ИП Н, особой значимости деятельности индивидуального предпринимателя в государственных интересах и принадлежности к органам государственной власти. Добросовестные конкуренты ИП Н. лишаются возможности эффективно оказывать свои услуги, что, в свою очередь, сказывается на размере их прибыли.

Применяя при осуществлении деятельности по оказанию услуг банкротства физических лиц для идентификации сайта «https://lev-fbk.ru» и своей деятельности коммерческие обозначения «Федеральная банкротная компания Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания ЛЕВ», ИП Н. вводит потребителей в заблуждение относительно участия государства в своей деятельности, особой значимости деятельности индивидуального предпринимателя в государственных интересах и принадлежности к органам государственной власти, направлены на получение необоснованных преимуществ в посреднической деятельности, противоречат положениям ч.2 ст.1539 ГК РФ, требованиям ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», требованиям добропорядочности, справедливости, обычаям делового оборота, могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде упущенной выгоды.

Таким образом, Курским УФАС России установлены в действиях ИП Н. все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, запрещенной п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Индивидуального предпринимателя Н (<…>) о необходимости прекращения нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем принятия мер:

- исключить слово «федеральный» из коммерческих наименований «Федеральная банкротная компания «Второй шанс» и «Федеральная банкротная компания «ЛЕВ»;

- исключить упоминание слова «федеральный» и его производные из информации, размещенной на сайте «https://lev-fbk.ru», если данное слово не является ссылкой на наименование федеральных органов власти либо на наименование федеральных законов.

Срок выполнения настоящего предупреждения – 30 дней со дня получения ИП Н настоящего предупреждения.

В силу ч.5 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением такого предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

Руководитель

Курского УФАС России,                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны