Решение б/н Решение и предписание по делу №02-08-01-2017 в отношении Ком... от 20 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02-08-01-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2017 года                                                        

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2017 года                                                             г.Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушение антимонопольных требований к торгам в составе:

- руководитель Курского УФАС России, председатель Комиссии

– начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии

- специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело №02-08-01-2017, возбужденное по жалобе ПАО «Карачаровский механический завод» по признакам нарушения ФЗ «О защите конкуренции» со стороны организатора предварительного отбора подрядных организаций - Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, в присутствии представителя заявителя ПАО «Карачаровский механический завод» (по доверенности) М.А.А., представителя Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области (по доверенностям) К.Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

 

            В Курское УФАС России из ФАС России передана жалоба ПАО «Карачаровский механический завод» на действия организатора предварительного отбора подрядных организаций по предмету «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт» - Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как следует из доводов жалобы и представленных заявителем документов, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.2016г. №615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - постановление №615, Положение о привлечении подрядных организаций), Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 15.09.2016г. №107 (в ред. от 04.10.2016г. №114, от 30.11.2016г. №136) была утверждена документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций №2.3-2016 РКП.ЛО от 02.12.2016г. по предмету «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт».

Заявитель полагает, что пп.«м» п.4 раздела 5 документации по проведению предварительного отбора подрядных организаций №2.3-2016 РКП.ЛО противоречит требованиям пп.«п» п.23 и п.38 Положения о привлечении подрядных организаций. По мнению заявителя, для подтверждения наличия у участника предварительного отбора опыта выполнения соответствующих работ должно учитываться наличие у него трех исполненных договоров, соответствующих предмету отбора, сумма которых в совокупности составляет не более 10% указанной в свидетельстве саморегулируемой организации (СРО) стоимости работ, в то время как согласно указанного протокола, заявка ПАО «Карачаровский механический завод» отклонена по причине отсутствия трех договоров, по каждому из которых стоимость выполненных работ составляет не менее 10% стоимости работ, указанной в свидетельстве СРО, что в совокупности составляет 30% от указанного в свидетельстве СРО размера. 

            На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав также на то, что, согласно Протокола №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 09.01.2017г., ПАО «Карачаровский механический завод» не было включено в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине несоответствия заявки данного хозяйствующего общества требованиям оспариваемого заявителем пп.«м» п.4 раздела 5 документации по проведению предварительного отбора подрядных организаций №2.3-2016 РКП.ЛО, а именно: по причине отсутствия в составе заявки на участие в предварительном отборе трех исполненных договоров, соответствующих предмету отбора, размер стоимости выполненных работ по каждому их которых составляет 10% указанной в свидетельстве саморегулируемой организации (СРО) стоимости работ.

Таким образом, пп.«м» п.4 раздела 5 документации по проведению предварительного отбора подрядных организаций №2.3-2016 РКП.ЛО, содержащий требование об обязательном предоставлении участниками предварительного отбора в составе заявок не менее 3 контрактов, соответствующих предмету отбора, размер стоимости выполненных работ по каждому их которых составляет 10% указанной в свидетельстве саморегулируемой организации (СРО) стоимости работ, противоречит, по мнению заявителя, нормам Положения о привлечении подрядных организаций и приводит к необоснованному отказу во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций хозяйствующих субъектов, СРО которых предоставляет им право заключения договоров на значительные суммы.

В ходе рассмотрения дела представитель органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций - Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области пояснила, что, по мнению Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, принятое конкурсной комиссией решение об отклонении заявки ПАО «Карачаровский механический завод» является законным и обоснованным, т.к. в соответствии с п/п «а» п.38 Положения о привлечении подрядных организаций заявка на участие в предварительном отборе должна включать не менее трех контрактов на выполнение работ, аналогичных предмету отбора, причем минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается заказчиком в документации об отборе по каждому контракту, а не суммарно по всем трем представленным участником договорам.

      Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.  

            В соответствии с ч.5 ст.182 Жилищного кодекса РФ, привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

            Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016г. №615 утверждено Положение  о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определяющее в том числе порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций и включения их в реестр квалифицированных подрядных организаций, который ведется в установленном этим нормативным актом порядке уполномоченным органом субъекта Российской Федерации по ведению такого реестра.

            Материалами дела установлено, что приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 15.09.2016г. №107 (в ред. от 04.10.2016г. №114, от 30.11.2016г. №136) утверждены извещение и документация предварительного отбора №2.3-2016 РКП.ЛО от 02.12.2016г. по предмету «Выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт», которые размещены 02.12.2016г. на официальном сайте оператора электронной площадки www.rts-tender.ru в установленном действующим законодательством порядке.

Пунктом «м» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора», подпунктом «м» пункта 4 раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» данной документации о проведении предварительного отбора установлено требование о наличии у участника  предварительного отбора опыта выполнения работ не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту должен составлять 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету электронного аукциона.

            Исходя из данного требования документации о предварительном отборе, участник отбора должен представить документы, подтверждающие наличие у него опыта выполнения работ не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года при условии, что  стоимость ранее выполненных работ по каждому контракту должна составлять 10% стоимости работ, указанной в соответствующем свидетельстве СРО.

Подпунктом «п» пункта 23 Положения о привлечении подрядных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ №615 от 01.07.2016г., предусмотрено,  что минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона.

Требования к содержанию и составу заявки на участие в предварительном отборе подрядных организаций установлены п.38 Положения о привлечении подрядных организаций. Абз. 8 п/п «б» п.38 устанавливает, что в составе заявки должны быть представлены копии не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки.  При этом, минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается заказчиком в документации о проведении предварительного отбора в соответствии с подпунктом «п» пункта 23 настоящего Положения.

Согласно п.24 Положения о привлечении подрядных организаций орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.

Учитывая, что положения пункта «м» раздела V «Требования к участникам предварительного отбора», подпункта «м» пункта 4 раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе» документации о проведении предварительного отбора №2.3-2016 РКП.ЛО полностью воспроизводят нормы действующего законодательства РФ, регулирующего порядок проведения отбора порядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно - нормы подпункта «п» пункта 23 и абз. 8 п/п «б» п.38 Положения о привлечении подрядных организаций, обжалуемая документация не содержит положений, противоречащих указанному нормативному акту, и следовательно, в действиях Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по утверждению документации предварительного отбора №2.3-2016 РКП.ЛО отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В то же время, исходя из буквального толкования п/п «п» п.23 Положения о привлечении подрядных организаций, последовательности расположения норм Положения о привлечении подрядных организаций, определяющих перечень требований к участникам предварительного отбора и пакету документов, обязательных для предоставления в составе заявки на участие в предварительном отборе, организатор предварительно отбора вправе требовать от участника предварительного отбора подтверждение опыта выполнения работ путем представления не менее 3 контрактов за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора, установив размер стоимости ранее выполненных работ не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету электронного аукциона.

Абзац 8 п/п «б» п.38 Положения о привлечении подрядных организаций расширяет право организатора предварительно отбора требования от участников предварительного отбора представления указанных контрактов путем предоставления возможности самостоятельно устанавливать минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту, но в рамках, обозначенных п/п «п» п.23 Положения о привлечении подрядных организаций.

Кроме того, в настоящее время Минстроем России на рассмотрение Правительства РФ  внесен проект постановления Правительства  РФ «О внесении изменений в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме», согласно которому пп. «п» п.23 Положения о привлечении подрядных организаций предлагается дополнить следующей нормой: размер стоимости ранее выполненных работ определяется как совокупная стоимость работ по всем договорам, предоставленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта.

На основании изложенного, исходя из приведенного выше толкования пп. «п» п.23 Положения о привлечении подрядных организаций, к участнику предварительно отбора устанавливается требование  по наличию у такого участника опыта выполнения работ не менее, чем по 3 контрактам, причем орган по ведению реестра должен оценивать наличие необходимого опыта работ у участников предварительного отбора на основании размера стоимости ранее выполненных работ по 3 контрактам в совокупном размере не более 10 процентов от суммы, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации, в соответствии с которым участник отбора вправе заключать договоры по осуществлению организации работ об оказании услуг по предметам электронного аукциона.

Как установлено материалами дела, ПАО «Карачаровский механический завод», а также ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» не были включены в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине несоответствия заявок данных хозяйствующих обществ требованиям пп.«м» п.4 раздела 5 документации по проведению предварительного отбора подрядных организаций №2.3-2016 РКП.ЛО, а именно: по причине отсутствия в составе заявки на участие в предварительном отборе трех исполненных договоров, соответствующих предмету отбора, размер стоимости выполненных работ по каждому их которых составляет 10% указанной в свидетельстве саморегулируемой организации (СРО) стоимости работ, то есть в совокупности 30% от указанной стоимости работ, что в абсолютном выражении составляет 300 млн. рублей. Иное толкование и применение рассматриваемых требований законодательства о проведении предварительного отбора подрядных организаций приводит к созданию дискриминационных условий участия в отборе для хозяйствующих субъектов, имеющих допуск СРО к выполнению работ на более значительные суммы, следствием которого является отказ таким претендентам во включении в реестр, в то время как иные участники предварительного отбора, имеющие меньший (в абсолютном, а не в процентном отношении) опыт выполнения работ по предмету отбора, включаются в реестр и получают преимущества в своей предпринимательской деятельности.

Согласно п.26 Положения о привлечении подрядных организаций при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций в случае: несоответствия требованиям, установленным п.23 данного Положения; непредставление документов, установленных п.38 данного Положения; недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора.

Таким образом, организатор предварительного отбора - Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в лице созданной им комиссии, неверно применив нормы Положения о привлечении подрядных организаций путем предъявления к участникам предварительно отбора требований, не предусмотренных действующим законодательством РФ о предоставлении не менее трех исполненных договоров, соответствующих предмету отбора, размер стоимости выполненных работ по каждому из которых составляет 10% указанной в свидетельстве саморегулируемой организации (СРО) стоимости работ, что в сумме по трем договорам составляет 30%, в то время, как  Положение о привлечении подрядных организаций предусматривает предоставление участником предварительно отбора 3 контрактов, совокупный размер стоимости которых составляет  не более 10 процентов от суммы СРО,

нарушил п/п «м» п.4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора, п.23 и п.26 Положения о привлечении подрядных организаций, создал дискриминационные условия участия в предварительном отборе хозяйствующим субъектам, СРО которых предоставляет им право заключения договоров на крупные суммы, в частности - ПАО «Карачаровский механический завод», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьей 41, статьей 49,  статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать жалобу ПАО «Карачаровский механический завод» обоснованной в части.

            2. Признать организатора предварительного отбора - Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области в лице созданной им комиссии по проведению предварительно отбора нарушившим порядок предварительного отбора подрядных организаций, установленный п/п «м» п.4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора, утвержденной Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 15.09.2016г. №107 (в ред. от 04.10.2016г. №114, от 30.11.2016г. №136), п.23 и п.26 Положения о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.2016г. №615.

      3. В целях устранения допущенных нарушений порядка проведения предварительного отбора выдать организатору предварительного отбора - Комитету ЖКХ и ТЭК Курской области в лице созданной им комиссии по проведению предварительно отбора предписание об отмене Протокола №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 09.01.2017г., в части отказа во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций ПАО «Карачаровский механический завод», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

 

   Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                        

Члены Комиссии                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

об отмене протокола №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 09.01.2017г.

 

Предписание объявлено 16 января 2017 года                                   

Предписание изготовлено 19 января 2017 года                                                                               г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения антимонопольных требований к торгам в составе:

            - председатель Комиссии

            – член Комиссии

            – член Комиссии

руководствуясь статьей 23, статьей 18.1, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №02-08-01-2017 о нарушении Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области в лице созданной им комиссии по проведению предварительно отбора порядка проведения торгов, установленного документацией о проведении предварительного отбора, Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, постановление Правительства РФ от 01.07.2016г. №615),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. В целях устранения нарушений порядка организации и проведения торгов в форме предварительного отбора подрядных организаций организатору предварительного отбора - Комитету ЖКХ и ТЭК Курской области в лице созданной им комиссии по проведению предварительно отбора в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения настоящего предписания отменить протокол №2 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 09.01.2017г., в части отказа во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций ПАО «Карачаровский механический завод», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания представить в Курское УФАС России не позднее трех рабочих дней с даты их исполнения.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии – М.С.Е.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                           

Члены Комиссии                                                                                                                    

 

                                                                                                                                                    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны