Решение б/н Решение в отношении Комитета строительства и архитектуры Кур... от 12 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02-08-108-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2015г. г.Курск

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №02-08-108-2015 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Комитета строительства и архитектуры Курской области, ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» и ООО «Госнорматив», в присутствии представителя Комитета строительства и архитектуры Курской области (по доверенности) Ш.,. директора ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» М., в отсутствие представителя ООО «Госнорматив», надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Курское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступили материалы проведенной ФАС России проверки соответствия антимонопольному законодательству действий организаций - разработчиков документов, используемых для утверждения сметных нормативов в строительстве (ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НАСИ), ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета», ООО «Стройинформиздат»), а также региональных органов исполнительной власти, в том числе Администрации Курской области и подведомственного ей ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве» Курской области, в результате которой установлены признаки нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении согласованных действий, результатом которых может являться ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынки услуг по разработке и реализации компьютерных программ по созданию проектно-сметной документации, а также работ по проектированию строительных объектов.

Как следует из материалов ФАС России, территориальные сметные нормативы, утвержденные постановлением Администрации Курской области от 07.03.2012г. №210-па, фактически были разработаны не ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» в соответствии со своими полномочиями, а НО «НАСИ», которым как разработчиком соответствующей базы данных права на ее использование переданы ООО «Госнорматив». Согласно полученных ФАС России в ходе проведения проверки материалов, между ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» и ООО «Госнорматив» в 2012 году были заключены соглашения, на основании которых территориальные сметные нормативы для Курской области, разработанные НО «НАСИ», и необходимое для их разработки и использования программное обеспечение были переданы ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» на возмездной основе как объект интеллектуальной собственности.

При этом, размещенные на официальном сайте Администрации Курской области территориальные сметные нормативы (ТЕР-2001) имеют технические ограничения для копирования и распечатки, поверх текста на каждой странице нанесена перекрывающая текст надпись «территориальные сметные нормативы», что препятствует свободному использованию данных документов заинтересованными хозяйствующими субъектами и может привести к необходимости их обращения к вышеуказанным организациям как разработчиков этих нормативов (в частности, НО «НАСИ», ООО «Региональная ассоциация специалистов сметного инжиниринга» и ООО «Госнорматив») для получения соответствующих документов за плату.

Как установлено материалами дела №1-16-179/00-22-14, возбужденного Центральным аппаратом ФАС России, передача территориальных сметных нормативов другим заинтересованным лицам, в том числе хозяйствующим субъектам, осуществляющим разработку проектно-сметной документации или программ для составления смет, осуществляется разработчиком данных нормативов НО «НАСИ» через входящее с ним в группу лиц ООО «Госнорматив» за плату как объект интеллектуальной собственности (электронная база данных), что с учетом отсутствия технической возможности ознакомиться с этими нормативами в открытом доступе создает необоснованные препятствия для доступа заинтересованных лиц к территориальным сметным нормативам Курской области и приводит к созданию преимуществ в коммерческой деятельности ООО «Госнорматив».

Во исполнение поручения ФАС России от 25.06.2015г. №КА/31703/15 Курским УФАС России проведена дополнительная проверка по вышеуказанным обстоятельствам, которой фактов создания преимуществ в деятельности ООО «Госнорматив» со стороны органов исполнительной власти Курской области и ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» по состоянию на период проведения проверки не установлено.

Как следует из документов, представленных на запросы ФАС России и Курского УФАС ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области», в настоящее время территориальные сметные нормативы при разработке проектно-сметной документации на территории Курской области не применяются в связи с принятием Администрацией Курской области постановления от 13.05.2014г. №304-па «О переводе расчетов сметной стоимости объектов капитального строительства. реконструкции, капитального и текущего ремонта, финансируемых из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования на федеральные единичные расценки». Согласно указанного нормативного акта, с 01.07.2014г. при расчете сметной стоимости строительных работ на территории Курской области не применяются территориальные сметные нормативы, взамен которых используются федеральные сметные нормативы (ФЕР-2001) и расчетные индексы пересчета стоимости строительных работ, утверждаемые ежеквартально Администрацией Курской области.

В то же время, материалы, направленные ФАС России (приложение к поручению от 25.06.2015г. №КА/31703/15) свидетельствуют о наличии в действиях Администрации Курской области (в лице структурного подразделения, обеспечивающего ведение официального сайта http://adm.rkursk.ru), ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области», ООО «Госнорматив» признаков нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в период с 05.03.2012г. (даты заключения лицензионного соглашения ООО «Госнорматив») по 01.07.2014г. (даты перехода на федеральные сметные нормативы согласно постановления Администрацией Курской области от 13.05.2014г. №304-па), выразившегося в реализации согласованных действий, имевших результатом создание преимуществ в коммерческой деятельности ООО «Госнорматив» и ущемление интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, лишенных вследствие таких согласованных действий возможности свободного доступа к территориальным сметным нормативам, необходимым для составления сметной документации.

В ходе рассмотрения дела №02-08-108-2015, на основании представленных Комитетом информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области документов, Курским УФАС России установлено, что в функции указанного Комитета входит только техническое обеспечение надлежащего функционирования официального сайта Администрации Курской области, в то время как его наполнение конкретной информацией, в том числе определение формата размещаемой на сайте информации осуществляется органами исполнительной власти Курской области, определенными Порядком эксплуатации, поддержки и наполнения разделов официальных информационных ресурсов (сайтов) Администрации Курской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (утв. постановлением Администрации Курской области от 13.02.2012г. №94-па). При этом, в соответствии с п.35 приложения №2 к указанному нормативному акту, ведение тематического раздела официального сайта Администрации Курской области «Строительство и стройиндустрия», в котором были размещены территориальные сметные нормативы Курской области в формате, не обеспечивающем свободный доступ всех заинтересованных лиц, возможность их беспрепятственного изучения, копирования и распечатки, закреплено за Комитетом строительства и архитектуры Курской области.

В связи с изложенным, производство по делу в отношении Комитета информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области было прекращено в связи с отсутствием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, связанного с ограничением доступа хозяйствующих субъектов к территориальным сметным нормативам Курской области при осуществлении деятельности по разработке проектно-сметной документации и создании программного обеспечения для разработки сметной документации в строительстве. В качестве Ответчика к участию в деле определением от 18.11.2015г. привлечен Комитет строительства и архитектуры Курской области как орган, осуществляющего размещение на официальном сайте Администрации Курской области информации в сфере строительной деятельности, в т.ч. территориальных сметных нормативов и единичных расценок, необходимых для разработки проектно-сметной документации.

В ходе рассмотрения дела представитель Комитета строительства и архитектуры Курской области пояснила, что использование территориальных сметных нормативов, разработанных НО «НАСИ», было навязано региональным органам власти в 2012 году Федеральным центром ценообразования в строительстве. Иных документов, содержащих территориальные сметные нормативы для Курской области, кроме размещенных на официальном сайте Администрации Курской области в формате, затрудняющем их прочтение и копирование, органам власти региона разработчиком передано не было, единственный экземпляр в электронном виде имел тот формат, в котором и был размещен для общего доступа сотрудником Комитета строительства и архитектуры Курской области, уполномоченным на размещение информации на сайте Администрации Курской области.

Директор ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» пояснил, что никаких договоров или соглашений между данным бюджетным учреждением и ООО «Госнорматив» либо иными владельцами электронных баз данных территориальных сметных нормативов не заключалось, денежных средств за предоставление нормативов не уплачивалось, использование базы данных ООО «Госнорматив» было навязано органам власти Курской области ФГУ «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве», направлявшим соответствующие письменные указания в 2012 году. Переданные в единственном экземпляре территориальные сметные нормативы в электронной форме были размещены для общего доступа на официальном сайте Администрации Курской области работниками Комитета строительства и архитектуры Курской области в том виде, в котором получены от разработчика. В ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» эти сметные нормативы отсутствуют, при разработке проектно-сметной документации они не используются, т.к. согласно действующего законодательства субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать, применять федеральные или территориальные сметные нормативы и единичные расценки. Постановлением

ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» также представило в Курское УФАС пояснения, согласно которых территориальные сметные нормативы Курской области, утвержденные Администрацией Курской области в 2012 году, данным областным учреждением не разрабатывались, при этом базы данных указанных сметных нормативов в ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» ни разработчиком, ни органами власти Курской области не передавались, в связи с чем учреждение не имело возможности распространять либо препятствовать распространению таких баз данных, создавая ограничения для ознакомления с ними для заинтересованных хозяйствующих субъектов.

ООО «Госнорматив» 09.12.2015г. представлено в Курское УФАС ходатайство о приостановлении рассмотрения дела №02-08-108-2015 в связи с нахождением на рассмотрении Арбитражного суда города Москвы дел № №А40-234160/2015 по заявлению ООО «Госнорматив», №А40-219654/2015 по заявлению ООО «Стройинформиздат» о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы по делу №1-16-179/00-22-14, обстоятельства которого, в том числе, послужили основанием для возбуждения Курским УФАС дела №02-08-108-2015 о нарушении ст.16 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с п.1 ч.3 ст.47 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия вправе приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В то же время, учитывая, что дело №02-08-108-2015 возбуждено Курским УФАС не только по материалам, переданным Федеральной антимонопольной службой, но и на основании проведенного Управлением собственного исследования фактических данных, связанных с обстоятельствами утверждения и распространения территориальных сметных нормативов Курской области, комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований и необходимости приостановления рассмотрения настоящего дела до вступления в силу судебных актов по спорам между ООО «Госнорматив» и иными ответчиками по делу №1-16-179/00-22-14 об оспаривании решения ФАС России по указанному делу.

При таких обстоятельствах, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, полно и всесторонне изучив материалы дела, комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

Статьей 743 Гражданского кодекса РФ установлено, что при исполнении договора строительного подряда подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с письмом Госстроя РФ от 22.10.1993г. N БЕ-19-21/12 сметы на выполнение строительных работ могут выполняться с использованием базисно - индексного метода, который представляет собой использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Для определения стоимости строительства в составе сметных документов рекомендуется использовать систему сметных нормативов, которая является составной частью общей системы нормативных документов в строительстве, включающую входят строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие документы (РДС). Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Эти индексы рекомендовано применять как в целом на стоимость строительных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).

Постановлением Госстроя России от 05.03.2004г. №15/1 утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, согласно которой текущий уровень сметных цен определяется на основе базисного уровня цен, приведенных в сборнике сметных норм и расценок, и индексов изменения стоимости, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах. При этом, согласно разъясняющего письма Минрегиона РФ от 18.04.2008г. №9158-СК/08 «О некоторых вопросах применения Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», При определении стоимости строительства базисно-индексным методом сметная документация (локальные сметы) составляется в базисном уровне цен, предусмотренном в сборниках сметно-нормативной базы (ФЕР-2001 или ТЕР-2001), с последующим перемножением на индекс, соответствующий периоду составления сметной документации или периоду выполнения работ, предусмотренных указанной сметной документацией.

Таким образом, сметные нормативы (территориальные ТЕР-2001, федеральные ФЕР-2001) являются необходимым элементом составления смет, используемых при выполнении строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) в Российской Федерации.

Письмом Федерального центра ценообразования в строительстве Минрегионразвития России от 29.04.2009г. №499-8574/фц до Комитета строительства и стройиндустрии Курской области (в настоящее время реорганизован в Комитет строительства и архитектуры Курской области) доведена информация о необходимости внедрения на территории Российской Федерации федеральных сметных нормативов и приведения в соответствии с ними территориальных единичных расценок, утверждаемых органами власти субъектов РФ, с разъяснениями порядка получения электронного эталона Федеральной сметно-нормативной базы, разработчиком и обладателем исключительного права на которую является НО «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НО НАСИ). Указанным письмом рекомендовалось заключить с НО «НАСИ» соглашение на безвозмездной основе, предусматривающее передачу «региональному партнеру» (в рассматриваемом случае - Комитету строительства и стройиндустрии Курской области) автоматизированных программных комплексов сметных нормативов, правообладателем которых является НО «НАСИ».

Согласно представленной Комитетом строительства и архитектуры Курской области информации, соответствующее соглашение данным Комитетом либо иными органами власти Курской области с НО «НАСИ» не заключалось.

02.07.2010г. Федеральным центром ценообразования в строительстве Министерства регионального развития РФ в адрес Администрации Курской области было направлено письмо (исх.№713-12025/99) о необходимости приведения территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) Курской области в соответствие с утвержденными государственными сметными нормативами и передаче Администрации Курской области на безвозмездной основе «сформированного проекта территориальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001 Курской области, прошедшей проверку на соответствие утвержденным государственным сметным нормативам». Как следует из данного документа, одновременно с ним в Администрацию Курской области передан USB-флеш-накопитель с электронной базой данных территориальных сметных нормативов Курской области.

Постановлением Администрации Курской области от 07.03.2012г. №210-па на территории Курской области утверждены и введены в действие согласованные с Минрегионразвития России территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы, строительные и специальные строительные работы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы и капитальный ремонт оборудования, а также территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, предназначенные для применения на территории Курской области (ТЕР-2001) в редакции 2009 года.

Материалами дела установлено, что ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» в разработке территориальных сметных нормативов Курской области (ТЕР-2001) участия не принимало, соглашений с владельцами баз данных территориальных сметных нормативов Курской области не заключало, самих баз данных (в том числе, в электронном виде) от их правообладателей не получало. Администрацией Курской области утверждены в качестве территориальных сметных нормативов Курской области электронные базы данных, разработанные НО «НАСИ» и переданные в Администрацию Курской области письмом Федерального центра ценообразования в строительстве от 02.07.2010г. №713-12025/99 на электронном носителе информации с ключом доступа.

Документы об утверждении территориальных сметных нормативов Курской области (ТЕР-2001), а также сами сметные нормативы были размещены для ознакомления всеми заинтересованными лицами в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru/index.php?id=485&mat_id=13915&page=3). В то же время, ознакомление с данными сметными нормативами существенно было затруднено в связи с тем, что размещенный по вышеназванному адресу в сети Интернет текст имел технические ограничения для копирования и распечатки, поверх текста на каждой странице нанесена перекрывающая текст надпись «территориальные сметные нормативы», что создавало свободному использованию данных документов заинтересованными хозяйствующими субъектами.

В то же время, содержащаяся в территориальных сметных нормативах документированная информация является необходимым элементом для создания программных продуктов, предназначенных для создания проектно-сметной документации, а также для разработки собственно проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в связи с чем невозможность свободного доступа к данной информации создает препятствия для выполнения своих функций хозяйствующим субъектам и иным лицам, осуществляющим разработку проектно-сметной документации для собственных нужд или на договорной основе.

Таким образом, препятствование свободному доступу заинтересованных хозяйствующих субъектов к базам данных территориальных сметных нормативов Курской области (ТЕР-2001) по сути препятствует доступу таких лиц на рынок услуг по разработке проектно-сметной документации для объектов, расположенных или планируемых к строительству на территории Курской области, а также препятствует доступу на рынок разработки компьютерных программ для создания проектно-сметной документации хозяйствующим субъектам - разработчикам таких компьютерных программ.

Материалами дела установлено, что необходимая для разработки проектно-сметной документации информация о территориальных сметных нормативах содержится в электронных базах данных, разработчиком и правообладателем которых является НО «НАСИ», и соответственно, доступна для использования только данной некоммерческой организации и хозяйствующим субъектам, заключившим с ней лицензионные соглашения. Проведенной ФАС России проверкой также установлено, что НО «НАСИ» предоставлено право распространения баз данных, содержащих территориальные сметные нормативы Курской области (ТЕР-2001), ООО «Госнорматив», которое осуществляет эту деятельность путем заключения возмездных договоров с заинтересованными в получении баз данных хозяйствующими субъектами. Указанная схема взаимодействия, а также отсутствие возможности свободного доступа к территориальным сметным нормативам Курской области на официальном сайте утвердившего их органа власти - Администрации Курской области приводит к необходимости обращения лиц, заинтересованных в получении территориальных сметных нормативов Курской области, к НО «НАСИ» либо ООО «Госнорматив» для получения соответствующих документов за плату, что создает дискриминационные условия для доступа широкого круга хозяйствующих субъектов (как разработчиков компьютерных программ в области составления смет, так и разработчиков проектно-сметной документации) к информации, необходимой для разработки сметной документации на выполнение строительных работ и необоснованные преимущества для деятельности ООО «Госнорматив», получающего доход от реализации права пользования соответствующими базами данных.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается заключение соглашений и осуществление согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления между собой либо с хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок.

Как следует из материалов дела, базы данных территориальных сметных нормативов Курской области (ТЕР-2001), разработанных НО «НАСИ» и утвержденных постановлением Администрации Курской области от 07.03.2012г. №210-па, были размещены на официальном сайте Администрации Курской области по адресу: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=485&mat_id=13915&page=3 в разделе «Строительство и стройиндустрия» 15.03.2012г. специалистом Комитета строительства и стройиндустрии Курской области в виде документов, имеющих ограничения для свободного прочтения, копирования и распечатки. Согласно пояснений Комитета строительства и архитектуры Курской области, именно в таком виде соответствующие электронные документы были переданы в Администрацию Курской области Федеральным центром ценообразования в строительстве Минрегионразвития РФ, которым они были получены от НО «НАСИ». При этом, право на распространение баз данных, содержащих территориальные сметные нормативы Курской области, разработанные НО «НАСИ», предоставлено им как правообладателем ООО «Госнорматив», осуществляющему распространение указанных баз данных на договорной основе за плату.

Таким образом, в результате согласованных действий Комитета строительства и стройиндустрии Курской области (согласно постановления Губернатора Курской области от 14.07.2010г. №294-пг в редакции от 17.08.2015г. в настоящее время - Комитет строительства и архитектуры Курской области) и ООО «Госнорматив», выразившихся в ограничении свободного доступа неопределенного круга хозяйствующих субъектов к территориальным сметным нормативам Курской области в период действия указанных нормативов, ООО «Госнорматив» были созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке услуг по разработке проектно-сметной документации, а также возможность получения дополнительного дохода от продажи права на использование соответствующих нормативов в то время как действующим законодательством в сфере строительства не предусмотрено предоставление доступа к ним заинтересованных лиц на платной основе.

В связи с изложенным, рассматриваемые действия квалифицируются как нарушение требований ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения согласованных действий, которые могли привести к ограничению конкуренции на рынках услуг по разработке проектно-сметной документации для строительства, а также на рынке услуг по созданию программного обеспечения для разработки проектно-сметной документации, для которых в силу действующего законодательства о сметном нормировании в строительстве необходимо использование соответствующих территориальных сметных нормативов.

В то же время, материалами дела установлено, что ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» не заключало соглашений и не осуществляло действий, способных ограничить доступ заинтересованных лиц к территориальным сметным нормативам Курской области, базами данных указанных сметных нормативов не обладало, размещение ограниченной для ознакомления информации о сметных нормативах на официальном сайте Администрации Курской области либо в иных источниках не осуществляло, в связи с чем в действиях данного учреждения нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.

Как следует из документов, представленных в Курское УФАС России Комитетом строительства и архитектуры Курской области и ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области», по состоянию на период рассмотрения настоящего дела территориальные сметные нормативы при разработке проектно-сметной документации на территории Курской области не применяются в связи с принятием Администрацией Курской области постановления от 13.05.2014г. №304-па «О переводе расчетов сметной стоимости объектов капитального строительства. реконструкции, капитального и текущего ремонта, финансируемых из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников финансирования на федеральные единичные расценки». Согласно указанного нормативного акта, с 01.07.2014г. при расчете сметной стоимости строительных работ на территории Курской области не применяются территориальные сметные нормативы, взамен которых используются федеральные сметные нормативы (ФЕР-2001) и расчетные индексы пересчета стоимости строительных работ, разрабатываемые ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» и утверждаемые ежеквартально Администрацией Курской области.

Выборочный анализ проектно-сметной документации на строительство и ремонт объектов капитального строительства за счет средств областного и муниципальных бюджетов в 2015 году, размещенной в составе аукционной документации соответствующих торгов на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, свидетельствует о том, что фактически при составлении сметной документации на территории Курской области заказчиками используются не территориальные, а федеральные сметные нормативы, единичные расценки (ФЕР-2001).

Таким образом, в настоящее время потребность в приобретении за плату у ООО «Госнорматив» соответствующих баз данных территориальных сметных нормативов и единичных расценок для Курской области в целях разработки проектно-сметной документации у заинтересованных лиц отсутствует, в связи с чем рассматриваемые в рамках настоящего дела действия не могут способствовать получению рыночных преимуществ ООО «Госнорматив» как лица, обладающего правом на распространение соответствующих баз данных на платной основе.

В целях устранения ограничений доступа заинтересованных лиц к информации о территориальных сметных нормативах и недопущения нарушения антимонопольного законодательства, Курским УФАС 17.09.2015г. в адрес Администрации Курской области было направлено письмо о необходимости принять меры по размещению на официальном сайте Администрации Курской области документов в области сметного нормирования в актуальной редакции, обеспечив доступность их для просмотра, копирования, печати без взимания платы.

Согласно представленных Администрацией Курской области документов, с учетом того, что с 2014 года в Курской области не применяются территориальные сметные нормативы и территориальные единичные расценки (ТЕР-2001), во избежание введения в заблуждение заинтересованных лиц соответствующая информация о территориальных сметных нормативах с официального сайта Администрации удалена 15.09.2015г. специалистом Комитета строительства и архитектуры Курской области. Данная информация подтверждается также письменными пояснениями Комитета информатизации, государственных и муниципальных услуг Курской области (вх.№5677 от 28.10.2015г.), обеспечивающего техническое функционирование данного официального сайта.

Таким образом, рассматриваемые комиссией действия могли повлечь негативные последствия для конкуренции лишь в период действия территориальных сметных нормативов Курской области, утвержденных для применения при разработке проектно-сметной документации соответствующим нормативным актом Администрации Курской области, т.е. в период с 07.03.2012г. по 01.07.2014г.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела на территории Курской области не применяются территориальные сметные нормативы и, соответственно, наличие либо отсутствие свободного доступа к данным нормативам не влияет на возможность осуществления своей деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими разработку проектно-сметной документации с использованием федеральных сметных нормативов и единичных расценок, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании вышеизложенного, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, полно и всесторонне изучив материалы дела, руководствуясь ст.16, ст.23, ст.48, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет строительства и архитектуры Курской области и ООО «Госнорматив» (ИНН 7728728863) нарушившими ст.16 ФЗ «О защит конкуренции» в части осуществления согласованных действий, направленных на ограничение доступа хозяйствующих субъектов к территориальным сметным нормативам Курской области, используемым при разработке проектно-сметной документации в строительстве, что могло привести к созданию преимущественных условий деятельности для ООО «Госнорматив» как владельца электронных баз данных, содержащих территориальные сметные нормативы Курской области, в период с 07.03.2012г. по 01.07.2014г.

2. Производство по делу о нарушении статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОБУ «Центр по ценообразованию в строительстве Курской области» прекратить в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства в действиях данного учреждения.

3. В связи с фактическим устранением обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, по состоянию на дату рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны