Решение б/н Решение в отношении ООО "Спутниковые навигационные системы" ... от 25 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02-08-113-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 марта 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2016 года. г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

– руководитель Курского УФАС России, председатель Комиссии

– начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело №02-08-113-2015 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Спутниковые навигационные системы» (305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, д.114 ИНН 4632121409) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии заявителя —......., в присутствии представителя ООО «Спутниковые навигационные системы» (по доверенности) — …...,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление гражданина ….... с жалобой на действия ООО «Спутниковые навигационные системы», выразившиеся в установлении и взимании дополнительной платы к стоимости билетов в размере тридцати пяти рублей с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам, «за предварительную продажу билетов», что содержит признаки злоупотребления доминирующим положением и приводит к ущемлению интересов пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам.

Из заявления гражданина …......следует, ООО «Спутниковые навигационные системы» при предварительной продаже билетов в кассах автовокзала города Железногорска взимает плату за предварительную продажу билетов на междугородние автобусные рейсы. Так, при приобретении заявителем в кассе автовокзала города Железногорска 04.10.2015 года (день отправления 10.10.2015г.) проездной билет на регулярный маршрут «Железногорск-Курск ч/з Линец» дополнительно было оплачено 35 рублей за «предварительную продажу билета».

В процессе рассмотрения поступивших материалов и дополнительно представленных документов Управлением было установлено следующее.

ООО «Спутниковые навигационные системы» осуществляет оказание услуг по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Железногорска и занимает доминирующее положение на рынке данных услуг.

С 01.05.2014 г. и 01.01.2015 года на основании приказов генерального директора ООО «Спутниковые навигационные системы» №11 и №01 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями» и «Об утверждении стоимости и порядка предоставления услуги по предварительной продаже билетов» Обществом с пассажиров при предварительной продаже билетов на регулярные автобусные маршруты взимается комиссионный сбор в размере 35 рублей 00 копеек.

При этом, как подтверждается представленными заявителем пояснениями и документами, фактически указанный сбор взимается при предварительной продаже билетов на междугородние рейсы при приобретении билетов непосредственно в кассе автовокзала «Железногорск».

В то же время, Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.06.2015г. №27 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах Курской области» установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах.

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ООО «Спутниковые навигационные системы» (305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, д.114 ИНН 4632121409) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании дополнительной платы к стоимости билетов в размере тридцати пяти рублей с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам с отправлением из города Железногорска Курской области, «за предварительную продажу билетов».

В ходе рассмотрения дела 11.12.2015 года представитель ООО «Спутниковые навигационные системы» пояснила, что на подведомственных ООО «Спутниковые навигационные системы» автовокзалах и автостанциях, одним из которых является автовокзал «Железногорск», в рамках осуществления деятельности терминалов (автобусных станций) предусмотрено оказание пассажирам услуги по предварительной продаже билетов. Понятие «предварительная продажа» билетов используется, исходя из положений п.51 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014), разделяющих текущую - за 10 и менее дней до отправления - и предварительную - более чем за 11 дней до отправления - продажу билетов. Данный вид услуги предоставляется лицам, осуществляющим приобретение билетов непосредственно в кассе автовокзала за 11 и более дней до отправления транспортного средства, и ввиду того, что является дополнительным по отношению к услуге по текущей продаже билетов, подлежит оплате со стороны заказчика услуги в кассе автовокзала/автостанции. Стоимость услуги по предварительной продаже билетов рассчитывалась исходя из технических особенностей установленной на автовокзале системы формирования и выдачи лицам, приобретающим билет более чем за 11 дней до отправления, соответствующих квитанций, подтверждающих факт оплаты данной услуги автовокзала.

Относительно количества билетов, при реализации которых пассажирам была оказана услуга по предварительной продаже билетов более чем за 11 дней до отправления, ответчик пояснила, что за период с 01.01.2015 г. и по 11.12.2015 года услуга по такой предварительной продаже была оказана 7 раз на общую сумму 245 рублей: в марте 2015 г. -3 раза, в мае 2015 г.- 2 раза, в августе 2015 - 2 раза.

Выслушав объяснения представителя ООО «Спутниковые навигационные системы», проанализировав материалы дела, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. Приказом ФАС России от 17.01.2007г. № 5) Курским УФАС России дважды был проведен анализ рынка услуг по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории Курской области (далее также - анализ рынка).

По результатам проведенного анализа рынка было установлено, что ООО «Спутниковые навигационные системы» занимает доминирующее положение на вышеуказанном товарном рынке с долей 100% и является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Железногорска, и следовательно, его деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными антимонопольным законодательством (ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав), федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 14.07.2015г.) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

В соответствии со статьей 4 Устава перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном сообщении. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009г. действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее - Правила перевозок).

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, билет должен содержать обязательные реквизиты. В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. При этом, взимание платы за продажу билетов более чем за 10 суток до отправления транспортного средства данным нормативным правовым актом не предусмотрено.

Согласно Правилам перевозок «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки. Услуги по предварительной или текущей продаже билетов предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются администрацией Курской области.

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.06.2015г. №27 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах в Курской области» утверждена стоимость проезда за 1 пассажиро-километр на междугородних маршрутах составляет 1 рубль 80 копеек (включая налог на добавленную стоимость), на пригородных маршрутах автобусами всех видов - 1 рубль 70 копеек (включая налог на добавленную стоимость).

В то же время, ООО «Спутниковые навигационные системы», оказывая услуги автовокзала для приобретения пассажирами услуги по перевозке при предварительной продаже билетов дополнительно взимает плату в размере 35 рублей, не предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации и Курской области.

Взимание с пассажиров платы за предварительную продажу билетов для проезда автомобильным (автобусным) транспортом при продаже указанных билетов на регулярные межобластные, внутриобластные и пригородные перевозки пассажиров осуществляется ООО «Спутниковые навигационные системы» в соответствии с приказами генерального директора ООО «Спутниковые навигационные системы» от 01.05.2014 г. №11 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями» и от 01.01.2015 г. №01 «Об утверждении стоимости и порядка предоставления услуги по предварительной продаже билетов».

В соответствии с пунктом 2 Приказа генерального директора ООО «Спутниковые навигационные системы» от 01.01.2015г. во всех обособленных подразделениях ООО «Спутниковые навигационные системы» уполномоченным сотрудникам предоставлять пассажирам услуги по предварительной продаже билетов за 11 более дней до отправления и взимать с пассажиров установленную плату в размере 35 рублей. Таким образом, вышеуказанные приказы распространяют свое действие на неопределенный круг потребителей - пассажиров, следующих по междугородним и международным маршрутам Курской области.

ООО «Спутниковые навигационные системы» в ходе рассмотрения дела не представлено в Курское УФАС России правового и экономического обоснования установления данной платы «за предварительную продажу билетов». Действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и другими нормативными актами, регламентирующим осуществление деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по регулярным пригородным и междугородным маршрутам, равно как и деятельность по организации соответствующих перевозок (деятельность автовокзалов и автостанций) право на взимание подобного сбора с пассажиров (лиц, приобретающих билеты) не установлено. При этом, исходя из технологии оказания рассматриваемой услуги, последовательность действий исполнителя услуги идентична при предварительной и текущей продаже билетов, в связи с чем их себестоимость не может быть различной. При таких обстоятельствах, взимание дополнительной платы к цене билета «за предварительную продажу» не имеет экономического обоснования.

Таким образом, издание ООО «Спутниковые навигационные системы» локальных правовых актов (приказов от 01.05.2014 г. №11 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями» и от 01.01.2015 г. №01 «Об утверждении стоимости и порядка предоставления услуги по предварительной продаже билетов»), предусматривающих взимание с потребителей услуг автовокзала (неопределенного круга пассажиров) дополнительной к стоимости билета платы «за предварительную продажу», приводит к необоснованному увеличению стоимости перевозки, не предусмотренному действующими нормативными актами Российской Федерации.

Неправомерное установление и взимание дополнительной платы за предварительную продажу билетов на междугородние и пригородные регулярные автобусные рейсы ущемляет интересы неопределенного круга пассажиров, которые вынуждены нести дополнительные расходы по проезду автобусами при приобретении билетов в кассах ООО «Спутниковые навигационные системы» на территории Курской области (в том числе в городе Железгногорске), что является нарушением части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 23, ст. 41, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Спутниковые навигационные системы» (ИНН 4632121409) нарушившим ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» в части установления приказами от 01.05.2014г. №11 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями», от 01.01.2015г. №01 «Об утверждении стоимости и порядка предоставления услуги по предварительной продаже билетов») дополнительной платы с потребителей услуг по продаже билетов на междугородние и пригородные автобусные маршруты «за предварительную продажу», не предусмотренной действующим законодательством РФ и влекущей нарушение прав и законных интересов неопределенного круга потребителей услуг по продаже билетов.

2. В связи с отменой ООО «Спутниковые навигационные системы» до принятия Комиссией Курского УФАС России решения по делу №02-08-113-2015 платы за «услуги, оказываемых автовокзалами и автостанциями», по предварительной продаже билетов предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Спутниковые навигационные системы» не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны