Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "Первая топливная компан... от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-37-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2015 года.                                             

Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2015 года.                                                    г. Курск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

           

            рассмотрев дело №02/08-37-2015 по признакам нарушения ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» заказчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ (далее – ФГБУ «Санаторий «Марьино») при проведении закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика, в присутствии представителей заказчика - ФГБУ «Санаторий «Марьино» (по доверенности) – Г.Е.Л. и Г.Т.А., представителя заявителя ООО «Первая топливная компания» (по доверенности) – Б.И.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление ФАС по Курской области 15.05.2015 г. поступила жалоба ООО «Первая топливная компания» на действия заказчика — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ при проведении закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            В процессе рассмотрения поступившей жалобы, Управлением ФАС по Курской области  установлено следующее.    

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru 13.05.2015г. было размещено извещение №31502348269 о проведении ФГБУ «Санаторий «Марьино» закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика, с приложением документации по проведению прямой закупки (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) на право заключения контракта на закупку (поставку) дизельного топлива летнего и проекта контракта. Как следует из документов о закупке, данная закупка осуществлялась заказчиком за счет внебюджетных средств в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

14.05.2015г. на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru был опубликован протокол проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г., согласно которому закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить контракт на закупку (поставку) дизельного топлива летнего способом закупки у единственного поставщика.

В приложении №2 к Документации по проведению прямой закупки (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) в разделе обоснования начальной (максимальной) цены контракта на закупку (поставку) дизельного топлива летнего сравниваются цены за 1 литр топлива двух компаний: ООО «Маслосбыт» и ООО «Нефтетранс». У поставщика ООО «Нефтетранс» цена за 1 литр топлива составила 31,30 р., у ООО «Маслосбыт» - 34,30 р., в связи с чем закупочной комиссией было принято решение заключить контракт на закупку (поставку) дизельного топлива летнего с ООО «Нефтетранс».

Заявитель - ООО «Первая топливная компания» полагает, что действия Заказчика, связанные с организацией и проведением неконкурентной закупки у единственного поставщика, являются необоснованными, не соответствуют основным принципам и нормам действующего законодательства РФ о закупках.

На заседании Комиссии Управления ФАС по Курской области представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив следующее.

ООО «Первая топливная компания» считает  проведенную ФГБУ «Санаторий «Марьино» закупку на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика необоснованной и нарушающей нормы действующего законодательства по нескольким основаниям.

1. В закупочной документации в разделе «Правовой статус процедуры» содержатся сведения о том, что  прямая закупка (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) проводится в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ (далее – Положение о закупках), Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Вместе с тем, в протоколе проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г. и закупочной документации отсутствует указание на конкретные основания осуществления Заказчиком закупки у единственного поставщика, отсутствует информация о критериях и условиях выбора Заказчиком неконкурентного способа закупки.

Статья 43 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ предусматривает следующие условия размещения заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки:

-  вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

- осуществляется закупка продукции при необходимости оперативного и срочного удовлетворения нужд Заказчика в товарах, работах, услугах при условии, что Заказчик не располагает временем на проведение конкурентных процедур, решение о возможности размещения такого заказа принимается Руководителем учреждения;

- стоимость заключенных договоров на поставку одноименной продукции не превышает

3 000 000,00 (Три миллиона) рублей с НДС (если применяется), в течение квартала.

Представитель Заявителя пояснил, что ООО «Первая топливная компания», как и любые иные заинтересованные лица, не располагает информацией относительного того, на основании какого из вышеперечисленных пунктов ст.43 Положения о закупках ФГБУ «Санаторий «Марьино» проводил закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика в связи с тем, что данная информация не представлена ни в протоколе №31502348269 от 14.05.2015г., ни в закупочной документации.

При этом, Заявитель считает, что наличие у Заказчика чрезвычайных обстоятельств и необходимости срочного удовлетворения нужд в поставке дизельного топлива (летнего) не подтверждается фактическими обстоятельствами. Соблюдение условия о стоимости заключенных договоров на поставку одноименного товара не подтверждается документацией, оформленной Заказчиком в рамках проведения закупки у единственного поставщика, а также иными документами и сведениями.

Перечисленные обстоятельства, по мнению Заявителя, свидетельствуют об отсутствии у Заказчика необходимых и достаточных оснований для проведения процедуры закупки у единственного поставщика.

2. По мнению заявителя, при проведении оспариваемой закупки заказчиком не обоснована цена заключаемого по результатам закупки контракта, при этом ООО «Первая топливная компания» считает данную цену завышенной и не соответствующей рыночному уровню цен.

Так, между ООО «Первая топливная компания» и Заказчиком были заключены гражданско-правовые договоры от 04.08.2014г и 15.09.2014г. на поставку автомобильного топлива, по которым ООО «Первая топливная компания» надлежащим образом выполнило обязательства по поставке товара (дизельного топлива летнего) Заказчику. При этом, стоимость топлива по указанным договорам (30,67 р. за 1 литр) была ниже стоимости товара, определенной по результатам проведения обжалуемой закупки (31, 30 р. за 1 литр).

По утверждению заявителя, ООО «Первая топливная компания» на момент проведения закупки у единственного поставщика имело реальную возможность принять участие в закупке и предложить меньшую стоимость заключаемого контракта относительно цены, зафиксированной в протоколе №31502348269 от 14.05.2015г. Однако, каких-либо предложений (запросов) со стороны Заказчика в адрес ООО «Первая топливная компания» не поступало, следовательно, в распоряжении Заявителя отсутствовала информация о проводимой закупке.

Учитывая изложенные обстоятельства, Заявитель полагает, что осуществление Заказчиком выбора компании-поставщика без указания определенных оснований для принятия соответствующего решения, а равно не предоставление иным потенциальным поставщикам, включая ООО «Первая топливная компания», возможности участвовать в закупке, свидетельствуют о нарушении Заказчиком процедуры закупки и необоснованности выбора способа ее проведения.

На заседании Комиссии Управления ФАС по Курской области представители Заказчика пояснили, что обжалуемая закупка осуществлялась в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ, утвержденным Генеральным директором данного учреждения 27.01.2015г. Пунктом 13 части 2 статьи 43 указанного Положения предусмотрена возможность размещения заказа у единственного поставщика без использования конкурентных процедур закупки, если стоимость заключенных договоров на поставку одноименной продукции не превышает 3 000 000,00 (Три миллиона) рублей с НДС (если применяется), в течение квартала. На основании вышеуказанных положений Заказчиком было принято решение о проведении закупки (поставки) дизельного топлива летнего у единственного поставщика (извещение №31502348269 от 13.05.2015г.). На основании протокола проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г. принято решение о заключении контракта на закупку (поставку) дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика – ООО «Нефтетранс» (цена контракта 1 095 500, 00 р.)

Условие, указанное в Положении о закупках относительно стоимости заключенных договоров на поставку одноименной продукции Заказчиком соблюдено. Так, во втором квартале 2015 года была проведена закупка продуктов нефтепереработки (масло М10 Г2К, бензин АИ-80, солидол Ж, литол), сумма контракта составила 1 818 431, 00, закупка дизельного топлива летнего, сумма контракта – 1 095 500, 00 р. Указанная продукция  входит в одноименную группу товаров (продукты нефтепереработки, газонефтепереработки и пиролиза, продукты газоперерабатывающих заводов), общая сумма контрактов составляет 2 913 931, 00 р., что не превышает вышеобозначенную сумму в 3 000 000 р.

Согласно п.9 протокола №31502348269 решение о проведении закупки у единственного поставщика было принято на основании рапорта директора АПК ФГБУ «Санаторий «Марьино» С.Ю.Н. от 06.05.2015г., согласно которому возникла срочная необходимость закупить дизельное топливо летнее для организации весенней посевной кампании, которая в связи с благоприятными погодными условиями началась в мае 2015г. Решение о проведении закупки у единственного поставщика было принято в целях выполнения агротехнических мероприятий в кратчайшие сроки.

В целях обоснования цены контракта Заказчиком были направлены запросы о предоставлении ценовой информации четырем поставщикам: ООО «Маслосбыт», ООО «Нефтетранс», ООО «Первая топливная компания», ООО «Агрос-регион Курск», что подтверждается «скриншотом» электронной почты. В адрес Заказчика поступили сведения о цене за единицу товара от ООО «Маслосбыт» и ООО «Нефтетранс», которые и применялись при обосновании цены контракта. ООО «Первая топливная компания» на запрос Заказчика не предоставило предложения о цене товара.

 Учитывая, что лучшее коммерческое предложение (наименьшая цена) было предложено ООО «Нефтетранс», Заказчиком было принято решение об осуществлении закупки у данного хозяйствующего субъекта как у единственного поставщика. По результатам проведения прямой закупки у единственного поставщика ФГБУ «Санаторий «Марьино» с ООО «Нефтетранс» был заключен контракт №31502348269-25 от 15.05.2015г. на закупку (поставку) дизельного топлива летнего, который на момент рассмотрения жалобы ООО «Первая топливная компания» исполнен в полном объеме.

В связи с вышеизложенным Заказчик считает, что ФГБУ «Санаторий «Марьино» осуществило закупку у единственного поставщика с соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в связи с чем просит признать жалобу ООО «Первая топливная компания» необоснованной.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав материалы дела, комиссия Управления ФАС по Курской области приходит к следующему.

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru 13.05.2015г. было размещено извещение №31502348269 о проведении ФГБУ «Санаторий «Марьино» закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика, с приложением документации по проведению прямой закупки (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) на право заключения контракта на закупку (поставку) дизельного топлива летнего и проекта контракта.

14.05.2015г. на официальном сайте государственных закупок http://zakupki.gov.ru был опубликован протокол проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г., согласно которому закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить контракт на закупку (поставку) дизельного топлива летнего способом закупки у единственного поставщика.

Указанная закупка проведена в соответствии  с положениями Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ, утвержденным Генеральным директором данного учреждения 27.01.2015г.

По результатам проведения прямой закупки у единственного поставщика ФГБУ «Санаторий «Марьино» с ООО «Нефтетранс» был заключен контракт №31502348269-25 от 15.05.2015г. на закупку (поставку) дизельного топлива летнего, который на момент  заседания Комиссии УФАС по Курской области по рассмотрению жалобы ООО «Первая топливная компания» исполнен в полном объеме.

В соответствии с п.1 ст.1 и п.1 ст.3 Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ст.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ регламентация закупок товаров, работ, услуг применяется в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ч.2 ст.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В ст.43 Положении о закупках предусмотрено 30 случаев, при наступлении которых допускается размещение заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки. В процессе рассмотрения поступившей жалобы, представителем Заказчика были обозначены три причины в соответствии с которыми закупка дизельного топлива (летнего) проводилась посредством размещения заказа у единственного поставщика, без использования конкурентных процедур закупки:

-  вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

- осуществляется закупка продукции при необходимости оперативного и срочного удовлетворения нужд Заказчика в товарах, работах, услугах при условии, что Заказчик не располагает временем на проведение конкурентных процедур, решение о возможности размещения такого заказа принимается Руководителем учреждения;

- стоимость заключенных договоров на поставку одноименной продукции не превышает

3 000 000,00 (Три миллиона) рублей с НДС (если применяется), в течение квартала.

В закупочной документации в разделе «Правовой статус процедуры» указано, что прямая закупка (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) проводится в соответствии с Положением о закупке, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федеральным законом от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».                             

В то же время, в закупочной документации и в протоколе №31502348269 от 14.05.2015г. отсутствует указание на конкретные основания осуществления Заказчиком закупки у единственного поставщика, отсутствует информация о критериях и условиях выбора Заказчиком неконкурентного способа закупки, что является нарушением ст.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ.                             

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» полномочия антимонопольного органа распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в связи с чем, рассмотрение доводов жалобы относительно обоснованности цены контракта, заключенного по результатам проведения закупки у единственного поставщика, не отнесено действующим законодательством к полномочиям УФАС по Курской области при рассмотрении жалобы на нарушения антимонопольных требований к закупке товаров, работ, услуг.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО "Первая топливная компания" частично обочнованной.

2. Признать заказчика — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента порядок проведения закупки у единственного поставщика, установленный Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Управления делами Президента.                           

            3. Выдать заказчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ предписание о внесении изменений в протокол проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г. в части указания конкретных оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

           

           

           

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   


                                                                          УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

О внесении изменений в протокол

 

Предписание объявлено 25 мая 2015 года.                                          

Предписание изготовлено 27 мая 2015 года.                                                                               г. Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

           

руководствуясь статьей 23, частью 20 статьи 18.1, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №02/08-37-2015 о нарушении заказчиком — Федеральным государственным бюджетным учреждением «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ при проведении закупки на поставку дизельного топлива летнего посредством закупки у единственного поставщика Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            1. В целях устранения нарушений порядка осуществления закупки Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГБУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ, заказчику – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента РФ в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения предписания внести изменения в протокол проведения закупки у единственного поставщика №31502348269 от 14.05.2015г. в части указания конкретных оснований для проведения закупки у единственного поставщика., предусмотренных ст.43 указанного Положения.

   2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее трех рабочих дней с даты его исполнения.

   3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии – М.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              

Члены Комиссии                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны