Определение б/н О прекращении производства по делу в отношении ПАО «Квадра... от 6 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

О прекращении производства по делу

в отношении ПАО «Квадра», ООО «Курская ТСК»,

ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска

и об отложении рассмотрения дела №02/08-44-2016

 

14 июня 2016 года г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

- руководитель Курского УФАС России, председатель Комиссии,

- заместитель руководителя Курского УФАС России, зам.председателя Комиссии,

- начальник отдела естественных монополий Курского УФАС России, член Комиссии,

- начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России, член Комиссии,

рассмотрев дело №02/08-44-2016, возбужденное по признакам нарушения ст.16 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ со стороны Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Курской области, ООО «Курская ТСК», ПАО «Квадра», ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска, в присутствии заявителей - депутата Курского городского Собрания ….., представителя ГОО «Центр общественного контроля города Железногорска» депутата Железногорской городской Думы ...., представителей ответчиков - Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области (по доверенности) ...., ….., ПАО «Квадра» (по доверенности) ...., ООО «Курская ТСК» (по доверенности) ...., в отсутствие представителей ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска, ООО «КурскКонсалтАудит», Государственной жилищной инспекции Курской области, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращений Городской общественной организации «Центр общественного контроля города Железногорска», депутата Курского городского Собрания …. о нарушении Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области установленного федеральным законодательством порядка утверждения нормативов потребления услуг по отоплению, Курским УФАС России было установлено следующее.

Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области (согласно постановления Губернатора Курской области от 27.03.2012г. №158-пг является уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг) от 20.08.2012г. №62 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, по отоплению на общедомовые нужды, по отоплению при использовании земельного участка и надворных построек, определенные с помощью расчетного метода. Приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области 18.09.2014г. №90 данные нормативы введены в действие с 01.10.2014г.

В соответствии с п.13, п.22 Правил определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306, нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению №1 к данным Правилам. При этом, расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. В иных случаях должен применяться метод аналогов, предполагающий использование сведений об объемах потребления коммунальных услуг, определенных на основании приборов учета, установленных в многоквартирных жилых домах с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами и степенью благоустройства (выборочное наблюдение). Информация о характеристиках и благоустройстве многоквартирных жилых домов для осуществления такой выборки должна предоставляться в регулирующий орган органами местного самоуправления. При этом, п.32 Правил установлено, что уполномоченный орган регулирования дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства и расположенных в аналогичных климатических условиях (данное положение носит императивный характер и не предполагает возможность регулирующего органа действовать иначе). Согласно п.2, п.4 Правил №306, под конструктивными и техническими параметрами многоквартирного жилого дома понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных услуг (применительно к услугам по отоплению такими показателями являются материал стен, кровли, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем). В то же время, вышеуказанными нормативными актами Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области установлены единые для всех многоквартирных домов Курской области нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, дифференцированные только в зависимости от года постройки многоквартирного дома (но не от его технических характеристик и благоустройства) и климатических условий.

При утверждении нормативов Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области установлено, что «период предоставления коммунальных услуг по отоплению принят равным продолжительности отопительного сезона и составляет для всех групп территорий семь календарных месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель)». В то же время, исходя из положений СНиП 23.09.99 «Строительная климатология», продолжительность отопительного периода на территории Курской области составляет 198 суток (5,9 месяцев). Фактическая продолжительность отопительного сезона в муниципальных образованиях Курской области, в т.ч. в г.Курске, г.Железногорске в соответствии с распорядительными актами органов местного самоуправления, также составляет менее 7 месяцев (в среднем, 6-6,5 месяцев). Так, в частности, в г.Железногорске Курской области в период 2009-2014гг. согласно распоряжений Администрации г.Железногорска об установлении отопительного периода его среднеарифметическая продолжительность составляет 193,4 суток, что меньше периода, предусмотренного приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области для взимания платы за слуги по отоплению в многоквартирных жилых домах по соответствующим нормативам.

На запросы Курского УФАС России Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области не было представлено документально подтвержденного обоснования расчета отопительного периода, равного 7 полным календарным месяцам. При этом, как следует из документированной информации, представленной в Курское УФАС данным Комитетом (исх.№07.2-05/5163 от 24.11.2015г., №07.2-05-01/91 от 14.01.2016г.), расчет нормативов, утвержденных приказом Комитета от 20.08.2012г. №62 (в редакции приказа от 18.09.2014г. №90), Комитетом не производился, указанным нормативным актом утвержден расчет, выполненный ООО «КурскКонсалтАудит» «по заказу ресурсоснабжающих организаций Курской области», согласно которого, период оказания услуг по теплоснабжению на территории Курской области составляет семь календарных месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель), что не соответствует фактическому отопительному сезону, устанавливаемому распорядительными актами уполномоченных органов местного самоуправления.

Материалами дела установлено, что расчет нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, выполненный ООО «КурскКонсалтАудит», представило в Комитет ОГУП «Курскоблжилкомхоз», выполняющее наряду с иными хозяйствующими субъектами функции ресурсоснабжающей организации - поставщика услуг теплоснабжения на территории Курской области. Кроме того, ресурсоснабжающими организациями Курской области, прямо заинтересованными в установлении необоснованно рассчитанных (в т.ч. превышающих требования нормативных актов) нормативов потребления услуг по отоплению являются и иные хозяйствующие субъекты Курской области, в частности, ООО «Курская ТСК», ПАО «Квадра», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска.

В этой связи, Курским УФАС России было возбуждено производство по делу по признакам нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий по расчету и утверждению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Курской области (введены в действие приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 18.09.2014г. №90) в порядке, не соответствующем Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №306), что привело к созданию необоснованных преимуществ в деятельности ресурсоснабжающих организаций Курской области.

В ходе рассмотрения дела. ресурсоснабжающими организациями, привлеченными к участию в деле в качестве ответчиков (ПАО «Квадра», ООО «Курская ТСК», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска) представлены письменные пояснения о том, что они не выступали заказчиками выполнения вышеуказанного расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Согласно представленных в Курское УФАС пояснений и документов ОГУП «Курскоблжилкомхоз» (с 18.05.2016г. наименование изменено на ГУП КО «Курскоблжилкомхоз»), данная ресурсоснабжающая организация 05.07.2012г. заключила договор с «экспертной организацией» ООО «КурскКонсалтАудит» на оказание услуг по оценке и разработке нормативов потребления населением Курской области коммунальной услуги по отоплению с предоставлением соответствующего отчета на безвозмездной основе, оплата оказания предусмотренных договором услуг данным хозяйствующим субъектом не производилась. Впоследствии представленный исполнителем услуг расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению был представлен ОГУП «Курскоблжилкомхоз» для рассмотрения в Комитет ЖКХ и ТЭК Курской области.

Как следует из представленных в ходе рассмотрения дела письменных пояснений ООО «КурскКонсалтАудит», данная организация не осуществляет деятельность с 2013 года, документы (в том числе договоры, акты приемки оказанных услуг, платежные документы и т.п.) за период, когда данной организацией производился расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Курской области (2012 год) до настоящего времени не сохранились.

При таких обстоятельствах, у комиссии Курского УФАС России отсутствует объективная возможность установить на основе документальных данных информацию о ресурсоснабжающих организациях Курской области, являвшихся фактическими заказчиками (оплатившими данную услугу) выполненного ООО «КурскКонсалтАудит» расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 20.08.2012г. №62.

Квалификация деяния в качестве нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» предполагает наличие доказательств согласованности действий органа власти и хозяйствующих субъектов, в результате которого возникли или могли возникнуть негативные последствия для товарного рынка, предусмотренные данной нормой закона.

В ходе всестороннего исследования обстоятельств дела, представленных в рамках рассмотрения дела документов и сведений, комиссией Курского УФАС не получено необходимых и достаточных доказательств участия конкретных хозяйствующих субъектов - ресурсоснабжающих организаций Курской области в осуществлении согласованных действий с Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области, в результате которых последним были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, создающие преимущества для деятельности ресурсоснабжающих организаций.

При таких обстоятельствах, комиссия Курского УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для рассмотрения дела в отношении ООО «Курская ТСК», ПАО «Квадра», ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска, а также Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области о нарушении статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В то же время, принятие Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области приказа от 20.08.2012г. №62, которым утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, по отоплению на общедомовые нужды, по отоплению при использовании земельного участка и надворных построек (в редакции приказа 18.09.2014г. №90), в части указания на период предоставления коммунальной услуги по отоплению в течение семи полных календарных месяцев, позволяет ресурсоснабжающим организациям взимать плату с граждан-потребителей данной услуги за фактически не оказанную им услугу (в части месяцев октября и апреля, включенных рассматриваемым нормативным актом в отопительный период в полном объеме), что создает для таких хозяйствующих субъектов необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемых действиях Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по принятию вышеуказанного нормативного акта об утверждении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению содержатся признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к созданию необоснованных преференций (преимуществ) для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В соответствии со ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, рассмотрение настоящего дела по существу в данном заседании невозможно в связи с необходимостью переквалификации нарушения антимонопольного законодательства со стороны Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и выдачи ему предупреждения об отмене или изменении акта, содержащего признаки нарушения указанной нормы закона.

В связи с изложенным, в соответствии со ст.25, ст.39.1, ст.41, ст.42, ст. 47, ст.48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Производство по делу №02/08-44-2016 о нарушении ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Курская ТСК», ПАО «Квадра», ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска, Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области прекратить в связи с неподтверждением нарушения указанной нормы закона в рассматриваемых действиях хозяйствующих субъектов и Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела ООО «Курская ТСК», ПАО «Квадра», ГУПКО «Курскоблжилкомхоз», МУП «Гортеплосеть» г.Железногорска в качестве заинтересованных лиц.

3. Отложить рассмотрение дела №02/08-44-2016.

4. Направить в адрес Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области предупреждение об отмене или изменении акта, содержащего признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» - приказа Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 20.08.2012г. №62 об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, по отоплению на общедомовые нужды, по отоплению при использовании земельного участка и надворных построек, в редакции приказа 18.09.2014г. №90, в части установления продолжительности отопительного периода 7 полных календарных месяцев.

5. Назначить рассмотрение дела №02/08-44-2016 на 21 июля 2016 года на 11 часов 00 минут по адресу: г.Курск, ул. Марата, 9, 2-й этаж, Зал заседаний.

 

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе представить на заседание комиссии Курского УФАС России документы и сведения, которые, по их мнению, имеют значение для полного и всестороннего рассмотрения дела по существу.

 

Явка представителя Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны