Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО «Региональное объедине... от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-54-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года. г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №02/08-54-2014 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автовокзалов» (305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, 114, офис 3, ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствии заявителя, представителей ООО «Региональное объединение автовокзалов», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление гражданина С. с жалобой на действия ООО «Региональное объединение автовокзалов», выразившиеся в установлении и взимании дополнительной платы к стоимости билетов в размере тридцати рублей с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам, «за предварительную продажу билетов», что содержит признаки злоупотребления доминирующим положением и приводит к ущемлению интересов пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам.

Из заявления гражданина С. следует, ООО «Региональное объединение автовокзалов» при предварительной продаже билетов в кассах автовокзала «Курск» г.Курска взимает незаконно комиссионный сбор. Так, при приобретении заявителем в кассе автовокзала «Курск» 08.03.2013 года (день отправления 08.03.2013г.) проездной билет на регулярный маршрут «Курск-Белая» дополнительно было оплачено 30 рублей за «предварительную продажу билета».

В процессе рассмотрения поступивших материалов и дополнительно представленных документов Управлением было установлено следующее.

ООО «Региональное объединение автовокзалов» осуществляет оказание услуг по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Курска и занимает доминирующее положение на рынке данных услуг.

С 27.10.2012 года на основании приказа генерального директора ООО «Региональное объединение автовокзалов» от 29.12.2012 г. №Р/70 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями» Обществом с пассажиров при предварительной продаже билетов на регулярные автобусные маршруты взимается комиссионный сбор в размере 30 рублей 00 копеек (на внутриобластных и межобластных маршрутах), 12 рублей 00 копеек (на пригородных маршрутах).

В то же время, Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 12.10.2012г. №71 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах», Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.04.2014г. №26 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах в Курской области» установлены тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах.

В соответствии со статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, председатель Комиссии Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства признал их достаточными для возбуждения дела по признакам нарушения ООО «Региональное объединение автовокзалов» (305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, 114, офис 3, ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и взимании дополнительной платы к стоимости билетов в размере тридцати рублей с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам, «за предварительную продажу билетов», что приводит к ущемлению интересов пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам и содержит признаки злоупотребления доминирующим положением.

Во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. Приказом ФАС России от 17.01.2007г. № 5) Управлением ФАС по Курской области был проведен анализ рынка услуг по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Курска (далее также - анализ рынка).

По результатам проведенного анализа рынка было установлено, что ООО «Региональное объединение автовокзалов» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке с долей 100% и является единственной компанией, оказывающей услуги по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Курска.

Как следует из письменных пояснений ООО «Региональное объединение автовокзалов», что Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 12.10.2012г. №71 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах» утверждены и введены в действие с 27.10.2012 года тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа пассажирским автомобильным транспортом общего пользования в Курской области, в соответствии с которыми, исходя из протяженности маршрута, определяется стоимость билета. ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007г. №259-ФЗ и Правилами перевозок пассажиров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. №112 не предусмотрено взимание с пассажиров дополнительной платы к стоимости билета, в том числе за предварительную продажу билетов на междугородние рейсы.

При этом, документов, обосновывающих введение такой платы ООО «Региональное объединение автовокзалов» на запросу Управления ФАС по Курской области не представило.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Управления ФАС по Курской области приходит к следующему.

Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статьей 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Региональное объединение автовокзалов» занимает доминирующее положение на рынке услуг по организации пассажирских перевозок по пригородным, междугородним и международным маршрутам на территории города Курска и следовательно, его деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными антимонопольным законодательством.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) и правилами перевозок пассажиров, которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок (статьи 1 и 3 Устава).

В соответствии со статьей 4 Устава перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном сообщении. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (далее - Правила перевозок).

Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам, билет должен содержать обязательные реквизиты. В соответствии с пунктом 51 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства. При этом, взимание платы за продажу билетов более чем за 10 суток до отправления транспортного средства данным нормативным правовым актом не предусмотрено.

Согласно Правилам перевозок «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещённый на специально отведённой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Пассажир обращается в кассу автовокзала для приобретения услуги перевозки. Услуги по предварительной или текущей продаже билетов предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу части 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются администрацией Курской области.

Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 12.10.2012г. №71 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах» утверждена стоимость проезда за 1 пассажиро-километр на междугородных внутриобластных и межобластных маршрутах общего типа составляет 1 рубль 40 копеек, с мягкими сиденьями составляет 1 рубль 50 копеек (без учета налога на добавленную стоимость), на пригородных маршрутах автобусами всех видов - 1 рубль 40 копеек (включая налог на добавленную стоимость). Как установлено материалами дела данное постановление утратило законную силу, после вступления в законную силу Постановления Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.04.2014г. №26 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах в Курской области», которым утверждена стоимость проезда за 1 пассажиро-километр на междугородних маршрутах составляет 1 рубль 65 копеек (включая налог на добавленную стоимость), на пригородных маршрутах автобусами всех видов - 1 рубль 55 копеек (включая налог на добавленную стоимость).

В то же время, ООО «Региональное объединение автовокзалов», оказывая услуги автовокзала для приобретения пассажирами услуги перевозки при предварительной продаже билетов дополнительно взимает комиссионный сбор, не установленный действующим законодательством Российской Федерации и Курской области.

Взимание с пассажиров комиссионного сбора за предварительную продажу билетов для проезда автомобильным (автобусным) транспортом при продаже указанных билетов на регулярные межобластные, внутриобластные и пригородные перевозки пассажиров осуществляется ООО «Региональное объединение автовокзалов» в соответствии с приказом генерального директора ООО «Региональное объединение автовокзалов» от 29.12.2012 №Р/70 «Об утверждении стоимости услуг, оказываемых автовокзалами и автостанциями».

Правового и экономического обоснования установления данного дополнительного сбора «за предварительную продажу билетов» Ответчик не предоставил. При этом, исходя из технологии оказания рассматриваемой услуги, последовательность действий исполнителя услуги идентична при предварительной и текущей продаже билетов, в связи с чем их себестоимость не может быть различной. При таких обстоятельствах, взимание дополнительной платы к цене билета «за предварительную продажу» не имеет экономического обоснования.

Таким образом, включение ООО «Региональное объединение автовокзалов» в стоимость билета дополнительного сбора «за предварительную продажу», является необоснованным увеличением стоимости перевозки, которая должна определяться в соответствии с установленными Постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 12.10.2012г. №71 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах» и от 09.04.2014г. №26 «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных и междугородних маршрутах в Курской области», а также противоречит нормам Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», регулирующим отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и другими нормативными актами не предусмотрено взимание комиссионного сбора за предварительную продажу билетов.

Экономические, технологические и иные различия при оказании услуги по продаже пассажирам билетов на автобусные рейсы, отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с условиями договоров на кассовое обслуживание, заключенных между ООО «Региональное объединение автовокзалов» и перевозчиками, за соответствующие услуги автовокзал взимает плату (комиссионное вознаграждение) с данных хозяйствующих субъектов.

Неправомерное взимание дополнительной платы (комиссионного сбора) за предварительную продажу билетов ущемляет интересы пассажиров, которые вынуждены нести дополнительные расходы по проезду автобусами междугородних и международных маршрутов, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела ООО «Региональное объединение автовокзалов» (ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) изменило свое наименование на ООО «Версаль», юридический адрес: г.Краснодар.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, статьей 41, статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автовокзалов» (ООО «Версаль») (ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в части установления и взимании дополнительной платы к стоимости билетов с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам, «за предварительную продажу билетов».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автовокзалов» (ООО «Версаль») (ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением путем прекращения взимания дополнительной платы к стоимости билетов с пассажиров автобусов, следующих по междугородним и международным маршрутам, «за предварительную продажу билетов», и отмены локальных актов, устанавливающих такую плату.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

П Р Е Д П И С А Н И Е

о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года. г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №02/08-54-2014 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автовокзалов» (305040, г.Курск, ул.50 лет Октября, 114, офис 3, ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Региональное объединение автовокзалов» (ООО «Версаль») (ИНН 4632157282, ОГРН 1114632009513) в срок до 01.02.2015г. прекратить действия по взиманию с пассажиров комиссионного сбора либо иной дополнительной платы за предварительную продажу билетов для проезда автомобильным (автобусным) транспортом при продаже указанных билетов на регулярные межобластные, внутриобластные и пригородные перевозки пассажиров, а также отменить локальные акты (приказы, распоряжения и т. п.), которыми установлена такая плата.

2. Документированную информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее 5 дней со дня их исполнения.

3. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии –

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны