Предупреждение б/н предупреждение от 31.10.2017 от 10 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятию мер

по устранению его причин и условий
 

31 октября 2017 года г.Курск

 

В ходе рассмотрения комиссией Курского УФАС России дела №02/08-73-2017 по признакам нарушения статей 17.1, 19 ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного по обращению гр. Д. о соответствии антимонопольному законодательству соглашения о сотрудничестве от 01.06.2016г., заключенного между Комитетом здравоохранения Курской области, ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» и ООО «Маркетинговое агентство медицинских коммуникаций», были установлены следующие обстоятельства.

01.06.2016г. между Комитетом здравоохранения Курской области, ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» и хозяйствующим субъектом - ООО «Маркетинговое агентство медицинских коммуникаций» (по состоянию на дату вынесения предупреждения 31.10.2017г. переименовано в ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры», далее именуется ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры») заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является «определение порядка и условий совместной деятельности в рамках развития государственно-частного партнерства» для достижения указанных в разделе 1 соглашения социально-значимых целей (повышения имиджа государственной системы здравоохранения, снижения заболеваемости населения, повышение уровня информированности жителей региона о профилактических и лечебных мероприятиях и т.п.).

Одним из основных направлений сотрудничества (п/п3 п.2.1 Соглашения) указано создание системы информирования пациентов о методах профилактики и лечения заболеваний, а также обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в регионе, посредством размещения экранов, единообразных санбюллетеней в медицинских организациях.

Пунктом 3.1 Соглашения предусмотрено, что ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» самостоятельно и за свой счет закупает экраны для размещения информации в медицинских организациях, которые остаются его собственностью (п/п 3) и имеет право в соответствии с заключаемыми с медицинскими организациями соглашениями и договорами размещать рекламную информацию сторонних организаций, не противоречащую ФЗ «О рекламе», на данных экранах, в объеме не более 35% общей площади на санбюллетенях и не более 50% эфирного времени на экранах, которая должна быть согласована с Комитетом (п/п 7, п/п 9).

Таким образом, фактически данное условие Соглашения о сотрудничестве, заключенного Комитетом здравоохранения Курской области с отдельным хозяйствующим субъектом - ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» предоставляет последнему право использовать имущество медицинских организаций Курской области, являющееся областной государственной собственностью, для коммерческой деятельности по распространению рекламы. Данное право предоставлено ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» не по результатам проведения соответствующих торгов и в отсутствие согласования антимонопольного органа на предоставление соответствующей государственной преференции.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» от 13.07.2015г. №224-ФЗ, соглашение о государственно-частном партнерстве заключается по итогам проведения конкурса на право заключения такого соглашения.

Материалами дела №02/08-73-2017 установлено, что такой конкурс Комитетом здравоохранения Курской области не проводился.

В ходе рассмотрения дела №02/08-73-2017 Комитетом здравоохранения Курской области в Курское УФАС России представлена копия дополнительного соглашения от 29.10.2017г. к соглашению о сотрудничестве от 01.06.2016г., согласно которого из раздела 1 соглашения исключены формулировки о государственно-частном партнерстве, в качестве предмета соглашения указано «определение порядка и условий совместной деятельности Группы, Комитета и Центра для достижения предусмотренных соглашением целей». В то же время, иные условия соглашения, в том числе касающиеся порядка использования ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» государственного имущества областных организаций здравоохранения, оставлены без изменений, т.е. существо правоотношений сторон не изменилось.

Материалами дела №02/08-73-2017 установлено, что ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» в 2016-2017гг. заключены договоры с медицинскими организациями, подведомствеными Комитету здравоохранения Курской области, а именно: с ОБУ «Рыльская центральная районная больница», ОБУЗ «Медвенская ЦРБ», ОБУЗ «Железногорская городская больница №1», ОБУЗ «Курская городская детская поликлиника №8», ОБУЗ «Курская городская больница №6», БМУ «Курская городская детская поликлиника №5», ОБУЗ «Льговская ЦРБ», ОБУЗ «Курская городская больница №1 им.Н.С.Короткова», ОБУЗ «Курская городская поликлиника №5», ОБУ «Суджанская ЦРБ», предметом которых является пожертвование Благотворителем (ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры») движимого имущества (санбюллетеней определенного формата, телевизоров (экранов и пультов), т.е. передача на безвозмездной основе в государственную собственность в оговоренных в договорах целях. В качестве целей использования передаваемого в качестве пожертвования имущества указано в том числе размещение информации рекламного характера Благотворителя в объеме не более 50% на экранах, не более 35% на санбюллетенях, при этом договорами установлен запрет на использование передаваемого имущества в целях распространения рекламы иных лиц, что создает Благотворителю исключительные (эксклюзивные) условия для распространения своей рекламной информации на территориях областных медицинских организаций.

Учитывая, что в соответствии со ст.582, ст.574 Гражданского кодекса РФ пожертвование является дарением вещи, т.е. передачей ее в собственность получателя пожертвования, рассматриваемые договоры предполагают использование государственного имущества (переданного Благотворителем в собственность Курской области) для коммерческих целей (распространение рекламы).

В соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ такое использование государственного имущества допускается исключительно по договорам, заключенным по результатам проведения торгов (ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции») либо в качестве предоставления государственной преференции (ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции»).

В рассматриваемой ситуации указанные требования закона не были соблюдены, что обусловлено наличием в соглашении о сотрудничестве от 01.06.2016г., заключенном между Комитетом здравоохранения Курской области и ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры», вышеуказанных условий о порядке использования экранов и санбюллетеней для размещения рекламной информации.

Материалами дела №02/08-73-2017 установлено, что торги на право заключения данного соглашения Комитетом здравоохранения Курской области также не проводились, информация о возможности заинтересованных хозяйствующих субъектов заключить подобное соглашение до неопределенного круга лиц каким-либо общедоступным образом не доводилась.

Заключение данного соглашения, предоставляющего определенные преимущества в деятельности ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» при использовании областного государственного имущества в коммерческих целях (распространение рекламы) в отсутствие публичных, открытых для неопределенного круга лиц процедур определения контрагента, может привести к ограничению конкуренции вследствие предоставления доступа хозяйствующему субъекту к использованию государственного имущества в непрозрачных условиях, лишения иных заинтересованных лиц возможности в равных условиях претендовать на заключение подобных соглашений, получению отдельным хозяйствующим субъектом исключительных (эксклюзивных) условий доступа к рекламированию своих услуг и услуг входящих с ним в группу лиц юридических лиц и предпринимателей, в т.ч. связанных с медицинской деятельностью, на территории областных медицинских организаций.

Частью 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается предоставление хозяйствующим субъектам государственных преференций, под которыми согласно п.20 ст.4 указанного Федерального закона понимается создание органом власти отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, в том числе путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав.

Согласно ч.1, ч.3 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции» государственные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации исключительно в целях, предусмотренных ч.1 ст.19 ФЗ «О защите конкуренции», с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Несоблюдение вышеуказанных требований закона при заключении Комитетом здравоохранения Курской области соглашения о сотрудничестве от 01.06.2017г. с ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» создает преимущества в предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку предоставляет право пользования государственным имуществом областных медицинских организаций, подведомственных Комитету здравоохранения Курской области, для размещения рекламы, минуя установленные антимонопольным законодательством процедуры, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того, содержащаяся в п/п 9 п.3.1 Соглашения обязанность ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» согласовывать с Комитетом здравоохранения Курской области все рекламные сообщения, размещаемые в соответствии с Соглашением на санбюллетенях и экранах, устанавливаемых в областных медицинских организациях, противоречит п.2ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающему необоснованное препятствование деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам (работам, услугам) или к хозяйствующим субъектам.

Учитывая, что ФЗ «О рекламе», как и иными действующими нормативными актами Российской Федерации, обязанность рекламодателя, рекламораспространителя согласовывать с каким-либо органом государственной власти либо с собственником имущества, на котором установлена рекламная конструкция, содержание рекламной информации не установлена, включение в Соглашение такого требования не соответствует закону и может привести к ущемлению прав и интересов рекламораспространителя.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков нарушения требований ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ в действиях Комитета здравоохранения Курской области по заключению соглашения о сотрудничестве от 01.06.2016г. (в редакции дополнительных соглашений) с ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры».

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Комитет здравоохранения Курской области о необходимости прекращения нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции» и принятии мер по устранению его причин и условий в срок до 08 декабря 2017 года, для чего:

- принять меры по расторжению соглашения о сотрудничестве от 01.06.2016г., заключенного с ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» и ООО «Маркетинговая группа Алёхин и партнёры» (с учетом дополнительных соглашений, заключенных по состоянию на 31.10.2017г.), либо исключению из него положений, способных привести к ограничению конкуренции и противоречащих антимонопольному законодательству (подпункты 7, 9 пункта 3.2);

- обеспечить размещение в общедоступных источниках в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (на официальном сайте Комитета здравоохранения Курской области) информацию о возможности заинтересованных лиц заключить с Комитетом здравоохранения Курской области соглашения о сотрудничестве с указанием основных положений такого соглашения (предмет, права и обязанности сторон, порядок реализации соглашения) либо размещением текста типового соглашения;

- принять меры по обеспечению исполнения подведомственными Комитету здравоохранения Курской области областными медицинскими организациями требований антимонопольного законодательства (ст.19-20 ФЗ «О защите конкуренции») при передаче в пользование хозяйствующими субъектам государственного имущества, в том числе полученного в качестве дара или пожертвования, в рамках реализации соглашений о сотрудничестве, заключенных с Комитетом здравоохранения Курской области.

 

О выполнении настоящего предупреждения Комитету здравоохранения Курской области сообщить в Курское УФАС России в срок до 11 декабря 2017 года, представив доказательства его выполнения.

 

Примечание:

В соответствии с ч.ч.5, 7, 8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Председатель Комиссии               подпись

Члены Комиссии                           подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны