Решение б/н решение по делу 02/08-74-2017 от 20 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-74-2017

 

Резолютивная часть объявлена 01 ноября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2017 года г.Курск

 

Комиссия Управления ФАС по Курской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №02/08-74-2017 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Беловский район» Курской области ч.2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии представителя Администрации Беловского района (по доверенности) Л., в отсутствие представителя заявителя - КРОО «Центр общественного контроля в сфере закупок», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило заявление КРОО «Центр общественного контроля в сфере закупок» о нарушениях антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме №0144300033117000032 на строительство объекта «Автомобильная дорога к мясоубойному цеху х.Чернецкий Беловского района» путем установления требований к представлению в составе второй части заявки на участие в торгах документов об опыте выполнения работ, аналогичных предмету контракта, представление которых не предусмотрено действующим законодательством РФ о контрактной системе. В ходе рассмотрения данного заявления и представленных материалов о проведении оспариваемых торгов Курским УФАС было установлено следующее.

Муниципальным заказчиком - Администрацией МО «Беловский район» Курской области 23.05.2017г. был объявлен открытый аукцион №0144300033117000032 на строительство объекта «Автомобильная дорога к мясоубойному цеху х.Чернецкий Беловского района». Начальная (максимальная) цена контракта установлена заказчиком на основании локального сметного расчета (раздел «обоснование цены контракта») в размере 4 794 746 рублей.

Проведение указанных торгов осуществлялось в рамках размещения муниципального заказа в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. №44-ФЗ (далее - ФЗ «О контрактной системе...»).

Как следует из извещения и документации о проведении данных торгов, дополнительные требования к участникам аукциона, помимо требований, предусмотренных ч.1, ч.1.1 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...»), заказчиком не установлены.

В то же время, п.12.12 Информационной карты данного аукциона установлено требование о представлении в составе второй части заявки, подаваемой претендентами для участия в торгах, документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...», а именно:

- копии исполненного контракта (договора);

- копии акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе...» установлено требование о представлении участниками аукциона в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» (при наличии таких требований). Непредставление данных документов в соответствии с ч.6 ст.69 ФЗ-44 является основанием для признания заявки участника аукциона не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ «О контрактной системе...» №44-ФЗ, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, в том числе к опыту работы, связанному с предметом контракта, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. №99 (п.2 Приложения №1) предусмотрено, что при проведении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется требование о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке объемом не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, наличие которого должно подтверждаться копией исполненного контракта (договора); копией акта (актов) выполненных работ, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, подписанными не ранее, чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, исходя из содержания пункта 2 Приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015г. №99, требование о наличии у участника аукциона опыта выполнения строительных работ, а также требование о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих наличие такого опыта, может быть установлено заказчиком только в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей.

П.2 ч.1 ст.64 ФЗ «О контрактной системе...» не допускается установление в документации об электронном аукционе требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта при проведении рассматриваемого аукциона №0144300033117000032 составляет 4 794 746 рублей, предъявление требования о представлении в составе аукционной заявки вышеуказанных документов не основано на законе. Более того, установление заказчиком требования о представлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ по строительству, создает необоснованное ограничение доступа к участию в торгах для хозяйствующих субъектов, не имеющих требуемых документов, подтверждающих наличие опыта выполнения таких работ, но соответствующих требованиям, предусмотренным ФЗ «О контрактной системе...» к участникам аукциона.

Как следует из итогового протокола аукциона №0144300033117000032 от 09.06.2017г., на участие в рассматриваемом аукционе была подана только одна заявка от АО «Беловская дорожная подвижная механизированная автоколонна». По итогам проведения аукциона торги признаны несостоявшимися и муниципальный контракт от 27.06.2017г. заключен с единственным участником, подавшим заявку на участие в аукционе, по начальной (максимальной) цене, определенной документацией об аукционе.

Таким образом, при проведении данных торгов конкуренция за право заключения муниципального контракта фактически отсутствовала.

Как следует из документированной информации, представленной в Курское УФАС России Администрацией Беловского района (вх.№4265 от 03.10.2017г.), вторая часть заявки АО «Беловская дорожная подвижная механизированная автоколонна», признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям закона и документации об аукционе, не содержит документов, подтверждающих наличие у данного участника закупки опыта выполнения работ по строительству, перечисленных в п.12.12 Информационной карты аукциона.

Таким образом, фактически при проведении торгов аукционная комиссия заказчика не руководствовалась условиями документации об аукционе, не соответствующими действующему законодательству о контрактной системе.

Согласно пояснений представителя муниципального заказчика, представленных в ходе рассмотрения дела, требование о представлении в составе второй части заявки на участие в рассматриваемом аукционе документов, подтверждающих наличие у участника аукциона опыта выполнения строительных работ, было включено в документацию об аукционе ошибочно и фактически не привело к ограничению доступа к торгам.

В то же время, неопределенному кругу потенциальных участников закупки, исходя их размещенной в публичном доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документации об аукционе, было заведомо не известно, что комиссия заказчика не будет руководствоваться при рассмотрении вторых частей заявок требованиями к составу заявок, указанными в п.12.12 Информационной карты аукционной документации.

Учитывая, что рынок работ по строительству объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, на территории Курской области является конкурентным, и более 20 хозяйствующих субъектов по состоянию на дату проведения рассматриваемых торгов обладало свидетельствами о допуске к выполнению работ, являющихся предметом аукциона, установление заказчиком требований к составу заявки, не предусмотренных действующим законодательством РФ, могло повлечь ограничение доступа к участию в торгах и устранение конкуренции при размещении муниципального заказа.

При таких обстоятельствах, установление муниципальным заказчиком - Администрацией Беловского района Курской области в документации об электронном аукционе требования к представлению в составе второй части заявки не предусмотренных действующим законодательством документов, объективно создает необоснованное ограничение доступа неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных подрядчиков, не располагающих опытом выполнения строительных работ, подтвержденным соответствующими документами) к участию в аукционе и могло привести к ограничению конкуренции на торгах в случае применения аукционной комиссией установленных в документации об аукционе требований к содержанию заявок на участие в аукционе.

Учитывая, что согласно п.2 ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, рассматриваемые действия Администрации Беловского района Курской области квалифицируется как нарушение ч.2 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции».

Материалами дела установлено, по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела муниципальный контракт от 27.06.2017г., заключенный между Администрацией Беловского района Курской области и единственным участником торгов АО «Беловская дорожная подвижная механизированная автоколонна», исполнен.

При таких обстоятельствах, с учетом исполнения заключенного сторонами по результатам проведения торгов договора, в силу положений ст.23 ФЗ «О защите конкуренции» у Курского УФАС отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об аннулировании торгов.

В соответствии со ст.166, ст.169, ст.449 ГК РФ, ч.4 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» признание торгов, проведенных с нарушением закона, и заключенных по результатом таких торгов сделок относится к компетенции суда.

 

На основании вышеизложенного, по результатам полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, руководствуясь ст.17, ст.23, ст.49 ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Беловский район» Курской области нарушившей часть 2 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ путем необоснованного ограничения доступа к участию в торгах - открытом аукционе №0144300033117000032 на строительство объекта «Автомобильная дорога к мясоубойному цеху х.Чернецкий Беловского района» в результате установления требований к представлению в составе заявки на участие в торгах документов, не предусмотренных действующим законодательством РФ.

2. В связи с исполнением заключенного по результатам аукциона №0144300033117000032 муниципального контракта на строительство объекта «Автомобильная дорога к мясоубойному цеху х.Чернецкий Беловского района», предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                       подпись

Члены Комиссии                                   подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны