Решение б/н решение по делу №02/08-77-2017 от 29 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/08-77-2017

 

Резолютивная часть объявлена 22 ноября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №02/08-77-2017, возбужденное по признакам нарушения ст.16 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ в отношении Администрации Советского района Курской области, МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» в присутствии представителя Администрации Советского района (по доверенности) Б., представителя ООО «Курсктехнострой» (по доверенности) Р., в отсутствие представителя МКОУ «Советская СОШ №1» (заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя),

УСТАНОВИЛА:

05.12.2016г. муниципальным заказчиком МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1» Советского района Курской области (далее – МКОУ «Советская СОШ №1») и ООО «Курсктехнострой» как единственным подрядчиком заключен муниципальный контракт №16 на выполнение работ по организации реконструкции объекта «Советская средняя общеобразовательная школа №1» в п.Кшенский по ул.Заводская, 7 (реконструкция)» на сумму 149 870 000 рублей 00 копеек со ссылкой на основание, предусмотренное п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – ФЗ «О контрактной системе...»).

Указанной нормой закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт может быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения конкурентных закупочных процедур в случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с данным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.

Исходя из положений ст.401 Гражданского кодекса РФ, обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые события, наступление которых не зависит от волеизъявления сторон (такие, как стихийные бедствия - землетрясение, наводнение, ураган, цунами и т.п., а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.п.) , и наличие которых делает невозможным нормальный ход развития правоотношений ввиду чрезвычайности и непредотвратимости таких событий.

Ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Материалами проведенной прокуратурой Советского района Курской области проверки, а также материалами дела №07-05-128-2016 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Советская СОШ №1» Голощапова В.М. установлено, что правовые и фактические основания для заключения муниципального контракта без торгов по указанному пункту закона отсутствовали. Согласно требований ст.24, ст.59 ФЗ «О контрактной системе...», распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016г. №471-р указанная закупка должна была проводиться в форме электронного аукциона.

Так, согласно информации МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Советского района», ОНД и ПР по Советскому району, Горшеченскому и Касторенскому районам, факта сообщения об аварии, техногенной катастрофе в Советском районе Курской области, в том числе на территории МКОУ «Советская СОШ № 1», а также опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия на территории района, повлекшего угрозу безопасности при эксплуатации здания школы, в период с 01 июня 2016 года по 19 декабря 2016 года, не фиксировалось.

Протоколом №6 внеочередного заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Администрации Советского района от 13.10.2016г. указано на наличие «локальной» чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением штукатурки в трех помещениях, а также появлением трещин на несущих конструкциях (без указания на факт их надлежащего обследования), что по мнению КЧС, рассмотревшей данный вопрос по инициативе Администрации Советского района, требует заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком в целях «ликвидации последствий чрезвычайной ситуации».

На основании данного протокола заседания КЧС Администрацией Советского района издано постановление от 13.10.2016г. №475 «О незамедлительном прекращении учебного процесса и введении режима чрезвычайной ситуации в здании МКОУ «Советская СОШ №1», п.1.5 которого директору школы предписано заключить муниципальный контракт «на проведение аварийных и других неотложных работ» в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...» без проведения торгов.

В то же время, приказом Управления образования Администрации Советского района Курской области от 14.10.2016г. №1-181 директору МКОУ «Советская СОШ №1» предписано приступить к выполнению плановой реконструкции здания школы с 17.10.2016г.

Плановый, а не чрезвычайный характер работ по реконструкции объекта подтверждается также тем обстоятельством, что 12.10.2016г. Администрацией Советского района Курской области в Комитет строительства и архитектуры Курской области была направлена заявка на предоставление субсидий из областного бюджета на осуществление реконструкции здания Советской СОШ №1 в указанием в данной заявке (титульный лист начинаемой стройки) информации об определении генеральной подрядной организации по результатам аукциона. При этом, финансовые средства на реконструкцию здания Советской СОШ №1 в сумме 1 500 000 рублей были запланированы в бюджете МО «Советский район» при утверждении бюджета на очередной финансовый год, лимиты финансирования доведены Администрацией района как главным распорядителем бюджетных средств до МКОУ «Советская СОШ №1» 12.08.2016г.

Более того, как следует из документов прокурорской проверки, проектная документация на реконструкцию объекта «Советская СОШ №1» в п.Кшенский по ул.Заводская, 7» была изготовлена в сентябре 2016 года (до установления «режима локальной чрезвычайной ситуации»), положительное заключение экспертизы АУКО «Государственная экспертиза проектов Курской области» получено 04.10.2016г. При этом, согласно сводного сметного расчета, являющегося неотъемлемой частью проектной документации на реконструкцию объекта, в состав работ по реконструкции здания школы входят подготовительные работы, общестроительные работы, выполнение дорожного покрытия проезда, наружные сети водоснабжения и канализации, технологическое присоединение к электросетям, а также благоустройство территории, что явно превышает состав и объем работ, необходимых для устранения последствия обрушения штукатурки в 3-х внутренних помещениях школы.

23.11.2016г. во исполнение постановления Администрации Советского района от 13.10.2016г. №475 МКОУ «Советская СОШ №1» внесены изменения в план-график размещения заказов на 2016 год, путем включения закупки по выполнению работ по реконструкции здания школы с указанием на размещение заказа у единственного поставщика в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О размещении заказов...», после чего 05.12.2016г. заключен вышеуказанный контракт с ООО «Курсктехнострой».

В то же время, материалами прокурорской проверки (в том числе, предостережение в адрес Администрации Советского района о недопустимости нарушений закона от 28.11.2016г., представление от 30.11.2016г. об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов в адрес директора МКОУ «Советская СОШ №1») установлено, что в целях выполнения работ по реконструкции школы 19.10.2016г. по акту приема-передачи подрядчику – ООО «Курсктехнострой» передана проектно- сметная документация, после чего подрядчик приступил к работам по демонтажу здания, т.е. фактическая реализация контракта начата сторонами до даты его заключения. При этом, на дату заключения контракта Администрации Советского района и МКОУ «Советская СОШ №1» из указанных актов прокурорского реагирования было уже известно о незаконности действий по размещению заказа у единственного подрядчика, а не путем проведения торгов.

Так, о противоправности действий по заключению муниципального контракта с единственным поставщиком ООО «Курстехнострой» муниципальный заказчик МКОУ «Советская СОШ №1» было проинформировано 28.11.2016г. предостережением и 30.11.2016г. представлением прокурора Советского района Курской области. Администрация Советского района на свой запрос в адрес прокуратуры Советского района о неправомерности заключения муниципального контракта без торгов была предупреждена еще ранее - 17.10.2016г.

Как следует из содержания названных выше актов прокурорского реагирования, «… контракт фактически подписан 20 октября 2016 года. При этом лимиты бюджетных обязательств на выполнение указанных работ до МКОУ «Советская СОШ №1» Советского района доведены распорядителем бюджетных средств только в сумме 1 578 950 рублей. В соответствии с п.3.1 указанного контракта сроки выполнения работ определены с момента подписания контракта. Таким образом, в нарушение ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса РФ заключая муниципальный контракт МКОУ «Советская СОШ №1» Советского района приняты бюджетные обязательства в отсутствии соответствующих лимитов.

Во исполнение муниципального контракта и выполнения работ по реконструкции школы 19.10.2016 по акту приема-передачи подрядчику – ООО «Курсктехнострой» передана проектно- сметная документация. Подрядчик приступил к работам по демонтажу здания».

«…денежные средства на реконструкцию школы изначально были запланированы в бюджете муниципального образования «Советский район», лимиты бюджетных средств на указанные цели в сумме 1500000 рублей были доведены до получателя бюджетных средств - МКОУ «Советская СОШ № 1» Советского района еще 12.08.2016 года…»

«… закупка работ по организации реконструкции объекта: «Советская средняя образовательная школа № 1 в п. Кшенский по ул. Заводская,7» была включена заказчиком в план-график на 2016 год…».

Таким образом, до даты официального подписания контракта 05.12.2016г. конклюдентными действиями стороны МКОУ «Советская СОШ №1» (исполняя указание Администрации Советского района) и ООО «Курсктехнострой» приступили к исполнению взаимных обязательств по проведению строительных работ на объекте капитального строительства МКОУ «Советская СОШ №1» минуя предусмотренную ФЗ «О контрактной системе...» обязательную процедуру определения подрядчика путем проведения открытых торгов.

Размещение государственного или муниципального заказа без проведения конкурентной процедуры торгов в случаях, когда необходимость их проведения установлена законом, фактически приводит к устранению конкуренции за право заключения государственного или муниципального контракта, ограничивает доступ неопределенного круга хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) на рынок товара (работ, услуг), являющегося предметом закупки, и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности лица, с которым такой контракт заключен в обход предусмотренного действующим законодательством порядка, в связи с чем квалифицируется как нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела Администрацией Советского района Курской области, МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» в Курское УФАС России представлены пояснения, а также возражения на заключение об обстоятельствах дела, исходя из которых Ответчики отрицают факт совершения ими антиконкурентных согласованных действий при размещении заказа на выполнение работ по реконструкции здания Советской СОШ №1, противоречащих статье 16 ФЗ «О защите конкуренции», ссылаясь на необходимость устранения чрезвычайной ситуации, связанной с безопасностью эксплуатации здания школы, в связи с чем, по мнению Ответчиков, заключение муниципального контракта на реконструкцию здания школы без торгов является законным и соответствует положениям законодательства о контрактной системе.

В то же время, доводы Ответчиков о невозможности проведения конкурентных процедур ввиду срочной необходимости в заключении контракта и выполнении работ в целях предотвращения чрезвычайной ситуации (обрушения здания) опровергаются помимо вышеизложенных положений ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и информации МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Советского района», ОНД и ПР по Советскому району, Горшеченскому и Касторенскому районам об отсутствии катастрофы, стихийного или иного бедствия, повлекшего угрозу безопасности при эксплуатации здания школы, также тем обстоятельством, что муниципальный контракт №16 на выполнение работ по организации реконструкции здания Советской СОШ №1 был заключен между МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» 05.12.2016г., т.е. спустя два месяца с даты принятия соответствующего решения КЧС Советского района. При этом, в соответствии с ч.3 ст.66, ст.67, ст.69, ч.9 ст.70 ФЗ «О контрактной системе...» с учетом установленных данными правовыми нормами сроков осуществления процедур в ходе закупки способом электронного аукциона, необходимое время с даты размещения извещения о торгах до заключения контракта составляет 37 дней, исходя из чего в период с даты принятия решения о заключении контракта с единственным поставщиком до фактической даты заключения контракта заказчик имел достаточно времени для проведения торгов в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая хронологию действий участвующих в деле лиц, у них имелось достаточное время и объективная возможность для осуществления процедуры закупки в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе...».

Также необходимо учесть то обстоятельство, что предметом муниципального контракта, заключенного сторонами без торгов со ссылкой на п. 9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе...», является выполнение работ по организации реконструкции объекта: «Советская средняя образовательная школа № 1 в п. Кшенский по ул. Заводская,7», то есть не работ по ремонту, предположительно необходимых для ликвидации «бедствий» в той части объекта, которая отражена в протоколе №6 внеочередного заседания КЧС Администрации Советского района от 13.10.2016г. (кабинет труда, кабинет №6, женский туалет и трещины на несущих конструкциях), а в целом задания и даже более.

Так, согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Постановлением Администрации Советского района Курской области от 11.10.2016г. была утверждена проектно-сметная документация на объект «Советская СОШ №1», в перечне технико-экономических показателей которой указаны: п.5 площадь озеленения, п.8 Столовая, п.9 актовый зал. В то же время, наличие аварийной ситуации либо предпосылок к ее возникновению в этих помещениях (актовый зал и столовая), как и доказательств того, что прилегающая территория МКОУ «Советская СОШ №1» пострадала от стихийного бедствия, материалами дела, в том числе протоколом №6 от 13.10.2016г. внеочередного заседания КЧС Администрации Советского района Курской области не было зафиксировано.

В содержании титульного листа вновь начинаемой стройки на 2016 год, подписанного главой Советского района Курской области Савельевым В.А. и являющегося приложением к бюджетной заявке на ассигнования из областного бюджета для финансирования строек и объектов для муниципальных нужд, датированной 12.10.2016г. №2173, указано, что «генеральная подрядная организация выбрана «по результатам аукциона». На следующий день 13.10.2016г., т.е. позднее направления бюджетной заявки КЧС Администрации Советского района было зафиксировано наличие ЧС на территории МКОУ «Советская СОШ №1», о котором главе администрации Советского района было известно уже 06.10.2016г. (письмо исх.№68).

Из представленных ООО «Курсктехнострой» в Курское УФАС России документов следует, что при определении подрядной организации МКОУ «Советская СОШ №1» направлялись запросы о возможности выполнить работы по реконструкции здания школы нескольким хозяйствующим субъектам (ООО «Курсктехнострой», ОАО «Строймост», ООО «Анод»), из которых только ООО «Курсктехнострой» выразило согласие на заключение контракта без торгов и выполнение соответствующих работ, обязавшись приступить к их выполнению в течение 5 дней с даты заключения контракта. При этом, указанные запросы датированы 04.10.2016г. в то время как решение КЧС Советского района Курской области о необходимости заключения контракта на реконструкцию школы с единственным поставщиком и постановление Администрации Советского района о заключении МКОУ «Советская СОШ №1» контракта с единственным поставщиком были приняты только 13.10.2016г., что указывает на заранее сформированное намерение определить подрядную организацию для реконструкции школы не путем проведения торгов в порядке ФЗ «О контрактной системе...», а в обход предусмотренных данным законом конкурентных процедур.

При этом, подрядная организация ООО «Курсктехнострой», являясь профессиональным участником рынка строительных работ Курской области и обладая информацией о порядке размещения муниципальных заказов, установленном ФЗ «О контрактной системе...», и наличии иных потенциальных участников закупки (строительных организаций, имеющих допуск СРО к соответствующим работам), выразила согласие на совершение действий, не соответствующих законодательству о контрактной системе и приступила к выполнению работ по реконструкции здания Советской СОШ №1 в октябре 2016 года до заключения контракта, что исключило возможность потенциальных конкурентов (неопределенный круг лиц - строительных организаций, имеющих необходимый допуск СРО и опыт работ) претендовать в равной конкурентной борьбе за право заключения муниципального контракта. Учитывая, что муниципальный контракт на выполнение строительных работ является двусторонней сделкой и его заключение возможно только при совпадении волеизъявления как стороны заказчика, так и подрядной организации, ООО «Курсктехнострой» в равной степени несет ответственность за нарушение установленных законом требований к порядку заключения такого контракта.

Материалами дела №02/08-77-2017 в их совокупности, в том числе вступившим в законную силу постановлением Курского УФАС России от 05.06.2017г. по делу об административном правонарушении № 07-05-128-16 в отношении директора МКОУ «Советская СОШ №1», установлено, что финансирование работ по реконструкции здания МКОУ «Советская СОШ №1» планировалось заранее и не являлось мероприятиям, направленным на ликвидацию чрезвычайной ситуации, в связи с чем, правовые основания для заключения и реализации муниципального контракта без торгов по основанию, предусмотренному п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…», отсутствовали.

Данные выводы подтверждаются последовательностью действий участвующих в деле лиц, подтвержденной имеющимися в деле документами и объективно свидетельствующей об отсутствии оснований для размещения муниципального заказа в обход конкурентной процедуры аукциона, на которые ссылаются Ответчики в своих возражениях по делу.

  1. «В 2015 году обрушилась штукатурка на лестнице весом 80-100 кг, в июне 2016 года во время сдачи ОГЭ в женском туалете весом 100-120 кг. В 2015 году крышу сносило два раза, в 2016 году весной чуть не убило девочку младших классов» (текст из письма Голощапова В.М. исх.№68 от 06.10.2016г. в адрес главы Администрации Советского района).

  2. В начале 2016 года средства в сумме 1 500 000 на реконструкцию здания (а не ликвидацию последствий ЧС) запланированы в бюджете МО «Советский район».

  3. 12.08.2016г лимиты бюджетного финансирования доведены Администрацией района как главным распорядителем средств до МКОУ «Советская СОШ №1».

  4. В августе 2016 года проведено обследование здания школы, по результатам которого 27.09.2016г. выдано заключение о техническом состоянии обследуемого здания МКОУ «Советская СОШ №1» производившим обследование по заданию заказчика ОБУ «Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Курскгражданпроект».

  5. 04.10.2016г. получено положительное заключение экспертизы АУ Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области» на «Объект капитального строительства Советская СОШ №1» в п. Кшенский по ул.Заводская, 7 (реконструкция).

  6. 06.10.2016г. письмом №68 МКОУ «Советская СОШ №1» в адрес главы администрации Советского района сообщает о рассмотрении вопроса о временном размещении школы в другом здании и решении вопроса проведения реконструкции МКОУ «Советская СОШ №1» в связи с аварийностью и ЧС.

  7. 11.10.2016г. Администрацией Советского района издано постановление №471 об утверждении проектно-сметной документации.

  8. 12.10.2016г. подана бюджетная заявка главой администрации Советского района в Комитет строительства и архитектуры Курской области с информацией о том, что «генеральная подрядная организация выбрана «по результатам аукциона», что не соответствует фактическим обстоятельствам.

  9. 13.10.2016г. протоколом внеочередного заседания КЧС Администрации Советского района указано на необходимость заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком без торгов в целях ликвидации чрезвычайной ситуации.

  10. 14.10.2016г. прокуратурой Советского района в адрес зам.главы администрации Советского района направлено уведомление об отсутствии правовых оснований для заключения муниципального контракта с единственным поставщиком по п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» для реконструкции здания МКОУ «Советская СОШ №1».

  11. 19.10.2016 по акту приема-передачи подрядчику – ООО «Курсктехнострой» передана проектно- сметная документация. Подрядчик приступил к работам по демонтажу здания.

  12. 20-21.11.2016г. до МКОУ «Советская СОШ №1» доведены лимиты финансирования из областного бюджета в сумме 20 000 000 руб.

  13. 28.11.2016г. прокурором Советского района Курской области в адрес МКОУ «Советская СОШ №1» направлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

  14. 30.11.2016г. прокурором Советского района Курской области в адрес МКОУ «Советская СОШ №1» направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере размещения заказов для муниципальных нужд.

  15. 05.12.2016г. заключен муниципальный контракт с ООО «Курсктехнострой» на основании п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» без проведения аукциона.

С учетом изложенного, мероприятия по заключению контракта на реконструкцию здания МКОУ «Советская СОШ №1» минуя конкурентные процедуры готовились заранее, о ситуации с техническим состоянием здания школы муниципальному заказчику и Администрации Советского района было известно еще с 2015 года. На недопустимость нарушения закона при заключении контракта с единственным поставщиком по п.9 ч.1 ст.93 ФЗ «О контрактной системе…» орган прокуратуры указывал муниципальному заказчику и Администрации Советского района неоднократно. В то же время, Ответчиками было реализовано заранее определенное намерение по размещению заказа на реконструкцию здания школы стоимостью 149 870 000 рублей без проведения торгов, что устранило конкуренцию при проведении закупки, исключив возможность иных подрядных организаций помимо ООО «Курсктехнострой» претендовать на заключение муниципального контракта в установленном законом порядке.

В то же время, проведение торгов является способом осуществления закупки, обеспечивающим открытость и прозрачность выбора контрагента для заключения муниципального контракта, широкий доступ неопределенного круга лиц - участников соответствующего рынка к получению права на заключение контракта на заранее определенных условиях, равных для всех участников размещения заказа, в связи с чем может рассматриваться как наиболее конкурентная процедура заключения контракта, направленная на исключение принятия субъективных решений и создания необоснованных преимуществ отдельным поставщикам (подрядчикам).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011г. №8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку только при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные претенденты на получение товаров, работ, услуг, имущества, доступа к товарному рынку или права ведения деятельности на нем.

Проведенным Курским УФАС России в соответствии с п.10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв.приказом АФС России от 24.08.2010г. №220) анализом состояния конкуренции на рынке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства установлено, что данный товарный рынок включает территорию всей Российской Федерации и является высококонкурентным. Допуск СРО к выполнению соответствующих видов работ имеют более 100 хозяйствующих субъектов Курской области, кроме того, исходя из требований законодательства о контрактной системе, участие в торгах на организацию реконструкции объекта капитального строительства вправе принять также организации, получившие такие свидетельства о допуске в других регионах Российской Федерации.

Указанные выше факты и обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №02/08-77-2017, а также вступившим в законную силу постановлением Курского УФАС России по делу №07-05-128-16 об административном правонарушении, указывают на наличие согласованности в действиях Администрации Советского района, муниципального заказчика МКОУ «Советская СОШ №1», являющегося организацией, подведомственной данному органу местного самоуправления, и подрядчика ООО «Курсктехнострой», направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов) получить право на заключение муниципального контракта в ходе конкурентной процедуры аукциона, предусмотренной ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...».

Размещение муниципального заказа на организацию реконструкции здания школы стоимостью 149 870 000 рублей без проведения торгов, предусмотренных ст.59 ФЗ «О контрактной системе...» противоречит законодательству о порядке размещения муниципального заказа и создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности подрядчика, предоставляя ему возможность заключить и исполнить муниципальный контракт по максимальной цене в отсутствие реальной конкуренции за право исполнения муниципального заказа.

Согласно ст.1 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006г. данный Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения действий органов государственной власти и местного самоуправления, приводящих к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения и согласованные действия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции таких органов организациями, или между такими органами и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок.

Администрация Советского района Курской области в соответствии со ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ является исполнительным органом местного самоуправления.

ООО «Курсктехнострой» как коммерческая организация и МКОУ «Советская СОШ №1» как некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход (п.2.8, п.2.9 Устава) в силу положений п.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» являются хозяйствующими субъектами.

При таких обстоятельствах, к действиям Ответчиков применимы требования и запреты, установленные статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Осуществление Ответчиками вышеуказанных последовательных согласованных действий по размещению муниципального заказа на организацию реконструкции здания МКОУ «Советская СОШ №1» в обход установленной законодательством о контрактной системе конкурентной процедуры аукциона содержит противоречит статье 16 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку привело к устранению конкуренции при размещении рассматриваемого заказа и ограничило доступ неопределенного круга потенциальных подрядчиков к возможности получить право на заключение контракта по итогам торгов, обеспечивающих равный свободный доступ к участию в закупке. При этом, совокупность имеющихся в деле доказательств, включая материалы проведенной прокуратурой Советского района Курской области прокурорской проверки, свидетельствует о наличии в действиях Администрации Советского района, заказчика МКОУ «Советская СОШ №1» и подрядной организации ООО «Курсктехнострой» согласованности относительно выполнения работ по реконструкции объекта (здания Советской СОШ №1») для муниципальных нужд Советского района без проведения конкурентных процедур, что имело своим результатом устранение конкуренции за право заключения соответствующего контракта и создание подрядчику возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене.

Вышеизложенные обстоятельства указывают на наличие противоречащей антимонопольному законодательству согласованности в рассматриваемом поведении органа местного самоуправления и хозяйствующих субъектов (заказчика и подрядчика) при проведении закупки у единственного поставщика и выполнении строительных работ, являющихся предметом соответствующего контракта, в связи с чем данные действия Администрации Советского района, МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» квалифицируются как нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенным, по результатам полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Администрации Советского района Курской области, МКОУ «Советская СОШ №1» и ООО «Курсктехнострой» нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий по заключению и исполнению муниципального контракта на реконструкцию здания МКОУ «Советская СОШ №1» в обход установленной действующим законодательством РФ (ФЗ «О контрактной системе...») процедуры торгов.

Учитывая, что по состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства муниципальный контракт от 05.12.2016г. на выполнение работ по реконструкции здания МКОУ «Советская СОШ №1» исполнен сторонами в полном объеме и возврат сторон по сделке в первоначальное положение невозможен, комиссия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, оценив в совокупности фактические обстоятельства, материалы и доказательства, представленные в дело, руководствуясь ст. 16, ч. 1 ст. 23, ст. 41, ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Советского района Курской области, МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1», ООО «Курсктехнострой» нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ путем осуществления согласованных действий по размещению муниципального заказа на выполнение работ по реконструкции здания МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1» в п.Кшенский Советского района Курской области, которые привели к ограничению конкуренции при проведении закупки ввиду заключения муниципального контракта №16 от 05.12.2016г. без проведения торгов, без проведения торгов, предусмотренных законодательством о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. В связи с фактическим исполнением по состоянию на дату рассмотрения дела муниципального контракта №16 от 05.12.2016г. на реконструкцию здания школы, заключенного между МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1» и ООО «Курсктехнострой», предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для возбуждения производства по делам об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ и, в случае установления состава административного правонарушения, направления административных дел по подведомственности в арбитражный суд.

 

В соответствии со ст.52 ФЗ «О защите конкуренции», решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня его принятия - в случаях и в порядке, установленных ч.ч.4-14 ст.23 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                        подпись

Члены Комиссии                                    подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны