Решение б/н решение по делу 02/08-86-2017 от 28 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

по делу №02/08-86-2017 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 мая 2018 года г.Курск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело №02/08-86-2017, возбужденное по признакам нарушения ст.16 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ по материалам УФСБ по Курской области в отношении МКУ «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» г.Железногорска и ООО «СтройМастерЛюкс» в присутствии директора МКУ «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» К., представителя ООО «СтройМастерЛюкс» (по доверенности) С., в отсутствие представителя Администрации г.Железногорска Курской области, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курское УФАС России) поступило обращение Управления ФСБ России Курской области и материалы проведенной проверки, связанной с выполнением работ по строительству школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска Курской области в 2017 году для муниципальных нужд г.Железногорска до проведения торгов, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, и заключения муниципального контракта.

На основании представленных УФСБ России по Курской области материалов, а также иных имеющихся в деле доказательств, в том числе документов из открытых источников в (Единой информационной системе закупок - официальный сайт www.zakupki.gov.ru), материалов фотофиксации и объяснений должностных лиц, документов, представленных в рамках рассмотрения настоящего дела участвующими в деле лицами, Курским УФАС России установлено следующее.

Государственной программой Курской области «Развитие образования в Курской области» (утв. постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013г. №737-па в редакции от 18.04.2017г., от 19.07.2017г.) предусмотрено строительство средней общеобразовательной школы в городе Железногорске Курской области в 2017-2019гг. за счет бюджетных средств, в том числе субсидии из областного бюджета.

Постановлением Администрации г.Железногорска от 28.03.2017г. №714 земельный участок с кадастровым номером 46:30:000015:523 площадью 23130 кв.м., предназначенный для строительства здания средней общеобразовательной школы, передан в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» города Железногорска (далее также - МКУ «Дирекция по организации строительства», заказчик).

В соответствии с п.2.2 Устава МКУ «Дирекция по организации строительства» (утв. постановлением Администрации г.Железногорска от 10.09.2014г. №2318) предметом деятельности учреждения является осуществление функций заказчика-застройщика по объектам строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности по заключенным им контрактам и иным договорам в пределах доведенных до него учредителем лимитов финансовых средств.

Планом-графиком закупок МКУ «Дирекция по организации строительства» на 2017 год (номер в Единой информационной системе №2017084430000040020010) было предусмотрено размещение заказа на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13 (начальная цена контракта 691 703 590 рублей) путем проведения электронного аукциона в сентябре 2017 года.

22.09.2017г. муниципальным заказчиком МКУ «Дирекция по организации строительства» в рамках размещения муниципального заказа для нужд МО «Город Железногорск» Курской области объявлены торги в форме электронного аукциона №0844300000417000014 на выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13. Срок окончания подачи заявок был установлен 12.10.2017г., дата проведения аукциона 16.10.2017г., начальная цена муниципального контракта установлена в размере 691 703 590 рублей, место выполнения работ определено как земельный участок с кадастровым номером 46:30:000015:523, расположенный в Микрорайоне №13 г.Железногорска Курской области.

Согласно протокола рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе №0844300000417000014 от 12.10.2017г., на участие в данных торгах была подана только одна заявка - от ООО «СтройМастерЛюкс» (ИНН 4633018852, место регистрации: Курская область, г.Железногорск, ул.Обогатителей, д.6/3). Данная заявка (первая и вторая части) признана соответствующей требованиям ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе...») и документации об аукционе, с указанным подрядчиком решено заключить муниципальный контракт как с единственным лицом, подавшим заявку на участие в торгах.

В то же время, как следует из обращения УФСБ России по Курской области в Курское УФАС России (вх.№4414 от 16.10.2017г.) и прилагаемых к нему документов, в том числе протокола осмотра участка местности от 12.10.2017г. и иных материалов проведенной проверки, установлено, что по состоянию на 12.10.2017г. (дату окончания подачи заявок на участие в аукционе) на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000015:523, расположенном в 13-м Микрорайоне г.Железногорска между домом №6 по ул.Батова и домом №67/1 по ул.Ленина, предназначенном для строительства здания средней общеобразовательной школы, ООО «СтройМастерЛюкс» (ИНН 4633018852) осуществляются строительные работы по возведению фундамента здания школы (вывоз грунта, заливка отдельных сегментов фундамента бетоном, на участке установлены сваи, произведено ограждение металлическим забором, завезены строительные материалы).

Как установлено материалами дела (в т.ч. письменными пояснениями ОБУ «Курскгражданпроект» от 12.01.2018г. №02-15/18), к дате окончания подачи заявок на участие в торгах на земельном участке, предназначенном для строительства школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска, были выполнены работы по устройству котлована глубиной 6 м. При этом, как следует из пояснений проектной организации ОБУ «Курскгражданпроект», весь комплекс подготовительных работ при проведении инженерно-геологических испытаний для строительства здания школы выполнялся заказчиком МБУ «Дирекция по организации строительства»; подготовительные работы, выполненные ООО «СтройМастерЛюкс», выполнялись под руководством заказчика МБУ «Дирекция по организации строительства».

Актом от 01.11.1017г. осмотра земельного участка, расположенного в Микрорайоне №13 г.Железногорска, предназначенного для строительства средней общеобразовательной школы, подписанным представителями муниципального заказчика, проектной организации ОБУ «Курскгражданпроект» и ООО «СтройМастерЛюкс», установлено, что на указанную дату на этом земельном участке произведены работы по устройству котлована со складированием грунта на территории участка, забиты железобетонные сваи, выполнено обетонирование оголовков части забитых свай на общую сумму 9 544 214 рублей.

Указанные материалы свидетельствуют о начале производства подрядной организацией ООО «СтройМастерЛюкс» работ по строительству здания средней общеобразовательной школы, в том числе предусмотренных документацией об аукционе №0844300000417000014, до проведения торгов, что указывает на наличие соглашения данного хозяйствующего субъекта с муниципальным заказчиком, без ведома которого выполнение строительных (в том числе подготовительных) работ на закрепленной за ним строительной площадке невозможно.

Согласно изложенной в ходе рассмотрения дела позиции муниципального заказчика и подрядной организации, до проведения аукциона №0844300000417000014 ООО «СтройМастерЛюкс» выполнялись работы, необходимые для проведения инженерно-геологических изысканий на соответствующем земельном участке, в порядке оказания благотворительной помощи в связи с отсутствием финансовых ресурсов местного бюджета для выполнения всего объема таких работ в рамках размещения муниципального заказа.

Как следует из представленных сторонами в дело документов, в связи с необходимостью проведения изыскательских работ до начала строительства здания школы на предусмотренном для этих целей земельном участке МКУ «Дирекция по организации строительства» заключены муниципальные контракты с ОБУ «Курскгражданпроект» от 18.04.2017г. на выполнение инженерно-геологических изысканий (бурение скважин с отбором проб, статические испытания) на сумму 99 997 рублей, с ООО «Белгородстройизыскания» от 23.06.2017г. на выполнение работ по инженерно-геологическим изысканиям (статическое испытание свай при замачивании) на сумму 19800 рублей.

В то же время, хозяйствующим субъектом - ООО «СтройМастерЛюкс» 23.05.2017г. заключен договор №СИ 17-61 на проведение изысканий (испытания 2-х забивных свай) на объекте «Средняя общеобразовательная школа в Микрорайоне №13 в г.Железногорске» с ООО «Белгородстройизыскания» на сумму 195 000 рублей. По данному договору ООО «СтройМастерЛюкс» выступает заказчиком выполнения соответствующих работ. Как следует из письменных пояснений МКУ «Дирекция по организации строительства» (исх.№42 от 08.02.2018г.), права заказчика, связанные с функциями по организации проведения на закрепленной за ним строительной площадке инженерно-геологических изысканий с привлечением третьих лиц им ООО «СтройМастерЛюкс» не делегировались. Приложением к указанному договору между ООО «СтройМастерЛюкс» как заказчиком соответствующих работ и исполнителем ООО «Белгородстройизыскания» является Техническое задание (Приложение №1 к договору), утвержденное директором МКУ «Дирекция по организации строительства» Каплиным А.И. При этом, начиная уже с мая 2017 года (т.е. за 5 месфяцев до проведения торгов) ООО «СтройМастерЛюкс» на земельном участке, предназначенном для строительства здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска, начато производство строительных работ (разработка котлована, забивка свай) без наличия договорных отношений относительно выполнения данных работ с муниципальным заказчиком, ответственным за строительство объекта.

В соответствии с п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, МКУ «Дирекция по организации строительства» является застройщиком объекта, т.е. лицом, обеспечивающим на принадлежащем ему земельном участке строительство объекта капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства.

Исходя из п.16, п.22 ст.1 Градостроительного кодекса РФ функции застройщика могут быть переданы им техническому заказчику - юридическому лицу, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ.

Положениями п.4.4 СНИП 12-01-2004 «Организация строительства» (утв. приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2010г. №781) предусмотрено, что базовыми функциями застройщика являются, в частности, извещение органа государственного строительного надзора о начале любых работ на строительной площадке, обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика), принятие решений о начале, приостановке, прекращении строительства, привлечение генерального подрядчика для осуществления работ по возведению здания.

Таким образом, нормативными документами в строительстве установлена необходимость непосредственного участия и контроля застройщика (лица, за которым закреплен предназначенный для строительства земельный участок) при осуществлении любых связанных со строительством объекта действий на соответствующей строительной площадке. В этой связи, с даты передачи Администрацией города Железногорска земельного участка с кадастровым номером 46:30:000015:523, предназначенного для строительства здания средней общеобразовательной школы, в бессрочное пользование МКУ «Дирекция по организации строительства», данное лицо является субъектом, ответственным за соблюдение требований действующего законодательства по обеспечению строительства объекта и эксплуатации строительной площадки.

Как установлено материалами дела, ООО «СтройМастерЛюкс» не привлекалось муниципальным заказчиком (застройщиком объекта) МКУ «Дирекция по организации строительства» в установленном градостроительным законодательством порядке к выполнению функций технического заказчика.

Согласно письменных пояснений участвующих в деле лиц, данные работы (в том числе привлечение специализированной организации ООО «Белгородстройизыскания» для проведения испытаний) производились ООО «СтройМастерЛюкс» в порядке оказания благотворительной помощи на основании обращения МКУ «Дирекция по строительству» от 02.05.2017г. №152-а, согласно которого заказчик просил «рассмотреть возможность оказания благотворительной помощи в виде выполнения земляных работ для проведения инженерно-геологических изысканий» на участке, выделенном для строительства школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска в связи с отсутствием в городском бюджете финансовых средств на проведение данных работ. Как следует из письменных пояснений МКУ «Дирекция по организации строительства» (исх.№17 от 17.01.2018г., №42 от 08.02.2018г.), решение об обращении именно к данной строительной организации было принято комиссионно в ходе совещания в Администрации города Железногорска, при этом протокол данного совещания не велся.

В то же время, объем и стоимость работ в рамках такой безвозмездной помощи сторонами не были определены, кроме того, исполнителю работ не предоставлено в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке право производить какие-либо работы на соответствующей строительной площадке. При этом, как следует из представленной в материалы дела документированной информации Администрацией г.Железногорска (исх.№Б/01/18/30-77 от 16.01.2018г.), ООО «СтройМастерЛюкс» (исх.№162 от 09.02.2018г.)в 2016-2017гг. органы местного самоуправления обращались в адрес хозяйствующих субъектов, в т.ч. ООО «СтройМастерЛюкс» с просьбами об оказании благотворительной помощи, выражающейся материальной помощи гражданам, а также в поставке отдельных материалов (песок, щебень и т.п. с указанием конкретных необходимых объемов) или оказании содействия в благоустройстве и текущем ремонте общегородских территорий, стоимость которых не превышала 150 000 рублей, при том, что согласно представленных ООО «СтройМастерЛюкс» письменных пояснений (исх.№162 от 09.02.2018г.) при выполнении работ на основании обращения МКУ «Дирекция по организации строительства» от 02.05.2017г. затраты подрядной организации составили 638807 рублей.

Таким образом, указанное обращение заказчика МКУ «Дирекция по организации строительства» в адрес ООО «СтройМастерЛюкс» об оказании безвозмездной помощи в проведении инженерно-геологических изысканий при строительстве здания школы без наличия договорных отношений и без определения примерной стоимости подлежащих выполнению работ не является общепринятой практикой и выходит за рамки сложившегося взаимодействия органов власти города Железногорска с подрядными организациями, в связи с чем свидетельствует о наличии особых отношений между подрядчиком и лицом, обратившимся за данной благотворительной помощью с учетом предстоящего определения в качестве генерального подрядчика по строительству данного объекта именно этой подрядной организации.

Согласно представленных Администрацией г.Железногорска письменных пояснений (исх.№Б/01/18/30-77 от 16.01.2018г.), объем предусмотренных муниципальным бюджетом финансовых средств на проведение инженерно-геологических изысканий по объекту «Средняя общеобразовательная школа в Микрорайоне №13 г.Железногорска» в 2017 году составил 2 384 098,14 руб., что превышает суммы заключенных муниципальных контрактов на выполнение такого рода работ и свидетельствует об отсутствии условий, требующих привлечения для выполнения работ по инженерно-геологическим изысканиям хозяйствующих субъектов (в частности, ООО «СтройМастерЛюкс») в качестве благотворителя.

Администрацией г.Железногорска в пояснениях от 05.03.2018г. исх.№Б/1/18/30-396 указано, что весь предусмотренный бюджетом города объем денежных средств был израсходован по муниципальным контрактам и договорам, связанным с проектированием, инженерными изысканиями, государственной экспертизой проектов, проведением лабораторных исследований, осуществлением технологического присоединения к электросетям на рассматриваемой строительной площадке, однако по состоянию на дату привлечения к выполнению работ ООО «СтройМастерЛюкс» на безвозмездной основе (май 2017г.) муниципальные контакты на проектировочные и изыскательские работы были заключены МКУ «Дирекция по строительству» только на сумму 529 997 рублей (контракт №5 от 04.05.2017г. с ОБУ «Курскгражданпроект» на приобретение права на использование типовой проектной документации для строительства школы на сумму 430 00 руб., контракт с ОБУ «Курскгражданпроект» от 18.04.2017г. на выполнение инженерно-геологических изысканий на сумму 99 997 руб.). Данные обстоятельства опровергают доводы участвующих в деле лиц об отсутствии финансового обеспечения выполнения работ по инженерно-геологическим изысканиям для строительства школы в необходимом для этого объеме.

Материалами дела установлено, что подрядчиком ООО «СтройМастерЛюкс» 23.05.2017г. начато ведение общего журнала производства работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13».

Согласно Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007 (утв. приказом Ростехнадзора от 12.01.2017г. №7) общий журнал производства работ ведется застройщиком, лицом, осуществляющим строительство, и представляет собой документ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства. Общий журнал производства работ является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре. Специальные журналы работ являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. В соответствии с п.8 Порядка РД-11-05-2007, записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Данные о работах, выполняемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения. Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись.

Исходя из данных требований нормативного акта, определяющего порядок и условия ведения журнала производства работ при строительстве, проектные работы и инженерно-геологические изыскания, предшествующие началу строительства объекта капитального строительства, в журнале производства работ не отражаются.

В представленной в материалы дела копии журнала производства работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13» ООО «СтройМастерЛюкс» указано в качестве застройщика и одновременно лица, осуществляющего строительство (подрядчика). При этом, в соответствии с п.5.1 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» лицом, осуществляющим строительство, является подрядчик (генеральный подрядчик), привлекаемый застройщиком (заказчиком) для выполнения работ по строительству на основании договора.

Также в данном журнале производства работ ООО «СтройМастерЛюкс» определены ответственные за производство работ лица (со ссылкой на приказ №05/17 от 01.05.2017г. - фактически, согласно письменных пояснений ООО «СтройМастерЛюкс» от 03.04.2018г., данный приказ издан 28.04.2017г.), указаны сроки производства работ начиная с 23.05.2017г. В графе «начало строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства» журнала производства работ (стр.4), оформленного по утвержденной приказом Ростехнадзора от 12.01.2017г. №7 форме, дата начала строительства объекта «Средняя общеобразовательная школа в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13» указана 23.05.2017г. В разделе «Список инженерно-технического персонала лица, осуществляющего строительство» (стр.5 представленного журнала ООО «СтройМастерЛюкс») даты начала отдельных работ на объекте с указанием ответственных за их производство лиц обозначены «с 23.05.2017г. по 18.10.2017г.», «с 11.08.2017г. по 18.10.2017г.». В разделе 3 «сведения о выполнении работ в процессе строительства» с мая по октябрь 2017 года указаны в том числе работы по разработке грунта в котловане экскаватором, забивка железобетонных свай, устройство опалубки, бетонная подготовка, бетонирование ростверков, аналогичные работам, содержащимся в локальном сметном расчете №02-01-01 аукционной документации №0844300000417000014.

Данные обстоятельства, зафиксированные в Общем журнале производства работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа в г.Железногорске Курской области, Микрорайон №13» ООО «СтройМастерЛюкс», указывают на начало осуществления данным подрядчиком работ по строительству школы в качестве лица, осуществляющего строительство (т.е. генподрядчика) задолго до проведения аукциона и заключения муниципального контракта по итогам торгов.

Кроме того, имеющимися в деле доказательствами (постановление Государственной инспекции строительного надзора Курской области от 01.02.2018г. №7) установлен факт выполнения работ по строительству здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска ООО «СтройМастерЛюкс» до проведения аукциона и без наличия разрешения на строительство, предусмотренного ст.51 Градостроительного кодекса РФ, за что ООО «СтройМастерЛюкс» привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Согласно письменных пояснений Администрации г.Железногорска (исх.№06-03-292 от 06.02.2018г.), данный орган местного самоуправления располагал информацией о строительстве здания школы на земельном участке муниципальной собственности с кадастровым номером 46:30:000015:523 без наличия муниципального контракта и разрешения на строительство, однако не принимало предусмотренных законом мер «в связи с отсутствием специалистов, осуществляющих муниципальный земельный контроль».

При таких обстоятельствах, доводы участвующих в деле лиц о том, что с мая 2017 года до проведения торгов в октябре 2017 года ООО «СтройМастерЛюкс» оказывалась благотворительная помощь муниципальному заказчику по содействию в проведении инженерно-геологических изысканий на строительной площадке (земельный участок с кадастровым номером 46:30:000015:523), а не работы по строительству объекта капитального строительства, являющегося предметом рассматриваемых торгов, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, указывающими на осуществление данным подрядчиком строительных работ на стройплощадке, закрепленной за муниципальным заказчиком МКУ «Дирекция по организации строительства» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В ходе рассмотрения дела ООО «СтройМастерЛюкс» признало факт начала производства строительных работ по возведению здания школы до подведения итогов аукциона №0844300000417000014 и в отсутствие разрешения на строительство, пояснив, что весь объем выполненных работ, предусмотренных аукционной документацией, на общую сумму 9 544 214,06 рублей произведен им после окончания срока подачи заявок и до принятия решения об аннулировании указанных торгов во исполнение предписания Курского УФАС по делу №267/2017.

В то же время, произведенным УФСБ России по Курской области осмотром участка местности, зафиксированным соответствующим протоколом с приложением материалов фотофиксации, установлено, что по состоянию на 12.10.2017г. (дату окончания подачи заявок на участие в аукционе) на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000015:523, расположенном в 13-м Микрорайоне г.Железногорска и являющемся указанной в аукционной документации строительной площадкой, ООО «СтройМастерЛюкс» выполнен значительный объем работ, предусмотренных документацией о данных торгах, стоимость которых превышает 10 млн.рублей. При этом, как следует из представленной УФСБ России по Курской области документированной информации (вх.№4491 от 20.10.2017г.), осуществление строительства здания школы на земельном участке между улицами Батова (д.6) и Ленина (д.67/1) в г.Железногорске ООО «СтройМастерЛюкс» с августа 2017 года в качестве генерального подрядчика подтверждается показаниями работников данной строительной организации, представленных должностным лицам УФСБ России по Курской области.

Материалами дела установлено, что заказчиком при проведении повторного аукциона №0844300000417000015 на строительство здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска из предмета закупки исключено выполнение работ, указанных в локальном сметном расчете №02-01-01 (включая разработку грунта, забивку свай, устройство бетонной подготовки) общей стоимостью 9 544 214,06 рублей, что подтверждает факт выполнения ООО «СтройМастерЛюкс» до проведения аукциона в том числе работ, включенных в предмет первоначальной закупки (аукцион №0844300000417000014).

Вышеизложенные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела №02/08-86-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, свидетельствуют о начале производства подрядной организацией ООО «СтройМастерЛюкс» работ по строительству здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска, предусмотренных документацией об аукционе №0844300000417000014, до проведения торгов, что указывает на наличие соглашения с муниципальным заказчиком, в силу которого данный хозяйствующий субъект получил возможность начать строительство объекта до проведения торгов и заключения муниципального контракта в порядке, установленном ФЗ «О контрактной системе...», что в свою очередь привело к устранению конкуренции на торгах (единственная заявка подана лицом, уже осуществляющим строительство здания школы для нужд города Железногорска).

Таким образом, строительство объекта, предусмотренного документацией об аукционе №0844300000417000014, начато ООО «СтройМастерЛюкс» в качестве генерального подрядчика (что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в т.ч. журналом производства работ по данному объекту, протоколом осмотра строительной площадки, показаниями работников подрядной организации в рамках проведенной УФСБ по Курской области проверки, фактом заключения договоров на проведение испытаний на строительной площадке от собственного имени, пояснениями проектной организации и др.) без наличия правовых оснований, а именно, заключенного по результатам открытого аукциона в установленном законом порядке муниципального контракта. При этом муниципальным заказчиком, в функции которого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» входит обеспечение выполнения всех работ на строительной площадке и осуществление контроля за ними, не были приняты предусмотренные законом меры по недопущению незаконного использования строительной площадки (земельного участка с кадастровым номером 46:30:000015:523) для возведения здания в отсутствие контракта и разрешения на строительство. Пр таких обстоятельствах, в рассматриваемых действиях заказчика и подрядчика имеется согласованность, направленная на предоставление ООО «СтройМастерЛюкс» необоснованных преимуществ относительно иных потенциальных застройщиков, лишенных доступа к строительству объекта «в обход» установленных законом процедур.

Реализация муниципальным заказчиком и ООО «СтройМастерЛюкс» указанных согласованных действий привела к ограничению конкуренции при проведении закупки, отсутствию заявок иных претендентов помимо хозяйствующего субъекта, уже выполняющего работы, предусмотренные контрактом. Факт начала выполнения местной строительной организацией работ по строительству объекта, являющегося предметом объявленного заказчиком аукциона, до его завершения, обусловливает отсутствие заинтересованности потенциальных участников торгов в подаче заявок несмотря на привлекательность выставленного на торги контракта (цена свыше 600 млн. руб., гарантированные рабочие места и оплата работ из бюджета до окончания действия контракта - 2020 года), поскольку свидетельствует о наличии заранее предопределенного победителя аукциона, которому заказчиком созданы условия для заблаговременного освоения строительной площадки.

Как установлено материалами дела, на участие в электронном аукционе №0844300000417000014 на строительство здания школы в Микрорайоне №13 в г.Железногорске Курской области была подана только одна заявка - от ООО «СтройМастерЛюкс», что позволило бы данному хозяйствующему субъекту в отсутствие иных конкурентов заключить контракт на строительство школы по максимальной цене. Данное намерение подрядчика и муниципального заказчика не было реализовано исключительно по причине вмешательства в ситуацию контролирующих органов (в т.ч. УФСБ России по Курской области), в связи с которым указанные торги были аннулированы муниципальным заказчиком.

Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа на товарный рынок.

Материалами дела установлен факт начала выполнения работ, включенных в предмет аукциона №0844300000417000014, хозяйствующим субъектом ООО «СтройМастерЛюкс» до проведения данного аукциона, а также факты систематического взаимодействия между ним и муниципальным заказчиком МКУ «Дирекция по организации строительства», начиная от привлечения данного подрядчика к участию в проведении инженерно-геологических изысканий еще в мае 2017г. и заканчивая непринятием мер по пресечению строительства здания школы на закрепленном за заказчиком земельном участке без разрешения на строительство до заключения муниципального контракта.

При этом, как следует из Реестра контрактов, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, за период 2015-2017гг. между МКУ «Дирекция по организации строительства» (заказчик) и ООО «СтройМастерЛюкс» (подрядчик) было заключено 6 муниципальных контрактов как по результатам торгов, так и с единственным поставщиком, что свидетельствует о наличии постоянных контактов и сложившихся деловых связей между указанными лицами, позволяющих им координировать свои действия при организации и выполнении строительных работ на территории города Железногорска.

Изложенные выше обстоятельства указывают на наличие согласованности в действиях МКУ «Дирекция по организации строительства» как организации, уполномоченной на осуществление функций по размещению заказов на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов для нужд муниципального образования «Город Железногорск», и хозяйствующего субъекта ООО «СтройМастерЛюкс», направленной на устранение возможности иных хозяйствующих субъектов получить право на заключение муниципального контракта по результатам торгов №0844300000417000014 на строительство школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска.

Осуществление Ответчиками вышеуказанных последовательных согласованных действий по строительству здания школы для обеспечения муниципальных нужд г.Железногорска в обход установленной законодательством о контрактной системе конкурентной процедуры определения подрядчика на торгах противоречит статье 16 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку направлено на устранение конкуренции при размещении рассматриваемого заказа и ограничение доступа неопределенного круга потенциальных подрядчиков к возможности получить право на заключение контракта по итогам торгов в условиях равного доступа к участию в закупке. При этом, совокупность имеющихся в деле доказательств, включая материалы проведенной УФСБ России по Курской области проверки, свидетельствует о наличии в действиях муниципального заказчика МКУ «Дирекция по организации строительства» и подрядной организации ООО «СтройМастерЛюкс» заранее достигнутой и последовательно реализуемой согласованности относительно выполнения работ по строительству рассматриваемого объекта (здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска) без проведения конкурентных процедур, что имело своим результатом ограничение конкуренции за право заключения соответствующего контракта и создание подрядчику возможности в отсутствие иных претендентов заключить контракт по максимальной цене.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемые согласованные действия МКУ «Дирекция по организации строительства» и ООО «СтройМастерЛюкс» квалифицируются как нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

Как следует из материалов дела, в том числе представленной ООО «СтройМастерЛюкс» документированной информации (исх.№1244 от 24.11.2017г.), в результате данных согласованных действий подрядной организацией выполнены работы на сумму 9 544 214, 06 рублей без заключения муниципального контракта, предусмотренного ФЗ «О контрактной системе...» №44-ФЗ.

При этом, после поступления в Курское УФАС России жалоб на аукцион №0844300000417000014 и материалов УФСБ по Курской области, свидетельствующих о выполнении части работ, предусмотренных аукционной документацией, до завершения процедуры торгов, указанный аукцион был аннулирован заказчиком МКУ «Дирекция по организации строительства», после чего объявлен повторно на иных условиях (торги №0844300000417000015), при это был изменен объем подлежащих выполнению работ за счет уже выполненных ООО «СтройМастерЛюкс» и пропорционально уменьшена начальная (максимальная) цена контракта.

Таким образом, материалами дела установлено, что аукцион №0844300000417000014 на строительство здания школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска был аннулирован заказчиком до принятия решения по настоящему делу, муниципальный контракт с единственным участником данного аукциона по максимальной цене не был заключен, т.е. по не зависящим от участников соглашения причинам цели соглашения не были достигнуты, в связи с чем правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.16, ст.23, ст.41, ст. 49, ст.50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ «Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности» города Железногорска Курской области и ООО «СтройМастерЛюкс» (ИНН 4633018852) нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ путем осуществления согласованных действий по размещению и исполнению муниципального заказа на выполнение работ по строительству общеобразовательной школы в Микрорайоне №13 в городе Железногорске Курской области в 2017 году, которые могли привести к ограничению конкуренции и созданию необоснованных преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту при проведении закупки.

2. В связи с аннулированием аукциона №0844300000417000014 на строительство средней общеобразовательной школы в Микрорайоне №13 г.Железногорска Курской области и исключением выполненных подрядчиком работ из предмета повторного аукциона №0844300000417000015 на строительством данного объекта предписание об аннулировании торгов не выдавать.

3. Передать материалы дела в ответственное структурное подразделение Курского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ и, в случае установления состава административного правонарушения, направления административных дел по подведомственности в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии               подпись

Члены Комиссии                           подписи

Связанные организации

Связанные организации не указаны