Решение б/н решение по делу о нарушении ст.14 ФЗ "О рекламе" ФГУП ВГТРК от 3 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №02/10-40-2017

 

Резолютивная часть решения оглашена 26.06.2017г. г.Курск

Решение в полном объеме изготовлено 27.06.2017г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, рассмотрев дело №02/10-40-2017, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала — ГТРК «Курск» (ИНН 7714072839; ОГРН 1027700310076; юридический адрес: 125040, город Москва, улица Ямского поля 5-я, дом 19-21) ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе», выразившегося в прерывании телепрограмм «Вести Курск» рекламой без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, в присутствии директора филиала ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Курск» - Л., представителя (по доверенности) филиала ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Курск» - М.,

УСТАНОВИЛА:

27 февраля 2017 должностными лицами управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области проведено наблюдение за соблюдением законодательства РФ о рекламе при распространении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Курск» рекламы в эфире телеканала «Россия 1» за период с 18.01.2017г. по 24.01.2017г., на основании сплошной видеозаписи телевизионного эфира телеканала «Россия 1», представленной ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Курский областной радиовещательный передающий центр».

В результате наблюдения установлено следующее.

19.01.2017 года в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 20 часов 45 минут, а также 20.01.2017 года в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 14 часов 40 минут, распространялась реклама об открытии магазина «Пятёрочка», следующего содержания.

- ведущая: «Наша область занимает одно из ведущих мест в стране по объему торговых площадей, а также по наиболее низкой стоимости потребительской корзины. Открытие нового универсального магазина в Золотухинском районе стало для его жителей поводом на практике проверить данные статистики»

- сюжет: «Юбилейный сотый в области магазин торговой сети «Пятёрочка» открылся в местечке Свобода в день великого праздника Крещения. И сотрудники и жители увидели в этом добрый знак. Новый универсам соответствует современной концепции удобного магазина рядом с домом. Мы существенно расширили ассортимент в группах фреш практически в полтора раза. На полках около 4 тысяч наименований продукции. За качеством товара следит особый специалист — директор по свежести».

В содержании видеоряда показаны продукты питания с ценой на продаваемый товар, присутствуют одобрительные отзывы потребителей, расказывается об акционных ценниках на продукты питания. В частности, подчеркивается, что каждый вторник проходит акция на реализуемый товар.

20.01.2017 года в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 14 часов 40 минут, 23.01.2017 года в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 17 часов 20 минут и в 20 часов 45 минут, а также 24.01.2017 года в 11 часов 40 минут, распространялась реклама медицинского аппарата «Алмаг-01» следующего содержания.

- ведущая: «С начала года к кабинетам врачей травмотологов не уменьшаются очереди. Виной тому гололед и не убранный с тротуаров снег. Как ускорить процесс реабилитации в случае переломов и растяжений, обострений хронических заболеваний, смотрите в нашем сюжете».

- сюжет: «....... получила травму коленного сустава. Врачи назначили пенсионерке магнитотерапию. Женщина в медицинском халате рассказывает (сопровождается текстовой пометкой - медсестра О.З.): Магнитное поле позволяет уменьшить отек, снять боль, ускоряет процесс восстановления после травм, переломов. Лично я применяю не только на работе, но и дома. Моей пожилой маме надо делать процедуру 2 раза в день. Обострился остехондроз, болит спина (в видеоряде показан аппарат «Алмаг-01»), делаю на позвоночник, болит тазобедренный сустав, делаю на эту зону. И боль уходит, и лекарственная нагрузка уменьшается. В. Н. — региональный представитель АО «Елатомский приборный завод», рассказывает: Для того, чтобы ускорить процесс выздоравливания, а также обезболить травмированную область, нужно использовать аппарат «Алмаг-01». Аппарат легкий, компактный, удобен в применении. Имеет 4 плоских катушки индуктора. Его можно легко обернуть вокруг сустава локтевого или коленного. Глубина проникновения магнитного импульса достигает 8 сантиметров. Этого достаточно, чтобы воздействовать через одежду и даже через гипсовую повязку». «Магнитнотерапевтические аппараты давно зарекомендовали себя, как хорошие помошники в лечении многих заболеваний — артрита и артроза, остехондроза, невралгии, гипертонии, варикозной болезни, травм. Они с успехом применяются в лечебных учреждениях страны. Дают возможность улучшить самочувствие. Аппараты можно купить в аптеках и магазинах «Медтехники».

Частью 1 ст.14 ФЗ «О рекламе» установлено, что прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Прерывание телепрограммы «Вести Курск» рекламой об открытии магазина «Пятёрочка», а также рекламой медицинского аппарата «Алмаг-01», в нарушение ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе» не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Согласно ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

Рекламораспространителем в рассматриваемой ситуации является ФГУП «ВГТРК» в лице филиала ГТРК «Курск».

В соответствии с пп.3, 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

17.04.2017г. в ответ за ходатайство Курского УФАС России, ФАС России письмом от 31.03.2017г. №АЦ/20950/17 наделило Курское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в отношении ФГУП «ВГТРК».

Рассмотрев вышеизложенные факты, Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, признал их достаточными для возбуждения производства по делу.

В ходе рассмотрения дела представители ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Курск» пояснили Комиссии, что, по мнению телекомпании, целью распространения рассматриваемых сюжетов не являлось привлечение внимания потребителей к конкретным лицам, услугам, товарам. Рассматриваемые сюжеты были изготовлены и размещены в телепрограмме «Вести Курск» на основании договоров на информационно-аналитическое освещение деятельности организаций, не направлены на продвижение какой-либо продукции, в связи с чем, по мнению ФГУП «ВГТРК», не являются рекламой. В целях всестороннего исследования обстоятельств данного дела, а также правильной правовой квалификации рассматриваемых сюжетов на предмет соответствия требованиям ФЗ «О рекламе», 18.05.2017г. Комиссия Курское УФАС России определила отложить рассмотрение дела №02/10-40-2017 и запросить в Федеральной антимонопольной службе России разъяснения о том, следует ли в данном случае рассматривать вышеуказанные телевизионные сюжеты, распространенные в региональной телепрограмме «Вести Курск», как рекламную информацию, распространенную с нарушением требований ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе». 13.06.2017г. в Курское УФАС России из ФАС России поступили официальные разъяснения, согласно которым, вышеуказанные сюжеты являются рекламой, распространение которой в телепрограмме должно осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе». 26.06.2017г. в ходе рассмотрения дела представители ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Курск» поддержали ранее изложенную правовую позицию. Выслушав объяснения представителей Ответчика, проанализировав материалы дела, комиссия Курского УФАС России приходит к следующему.

ФГУП «ВГТРК» в лице филиала «ГТРК «Курск» осуществляет телевизионное вещание на территории Курской области в эфире телеканала «Россия 1» на основании лицензии на осуществление телевизионного вещания ТВ №20457 от 05.04.2012г.

19.01.2017 года в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 20 часов 45 минут, а также 20.01.2017 года в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 14 часов 40 минут, распространялась реклама об открытии магазина «Пятёрочка», следующего содержания.

- ведущая: «Наша область занимает одно из ведущих мест в стране по объему торговых площадей, а также по наиболее низкой стоимости потребительской корзины. Открытие нового универсального магазина в Золотухинском районе стало для его жителей поводом на практике проверить данные статистики»

- сюжет: «Юбилейный сотый в области магазин торговой сети «Пятёрочка» открылся в местечке Свобода в день великого праздника Крещения. И сотрудники и жители увидели в этом добрый знак. Новый универсам соответствует современной концепции удобного магазина рядом с домом. Мы существенно расширили ассортимент в группах фреш практически в полтора раза. На полках около 4 тысяч наименований продукции. За качеством товара следит особый специалист — директор по свежести».

В содержании видеоряда показаны продукты питания с ценой на продаваемый товар, присутствуют одобрительные отзывы потребителей, расказывается об акционных ценниках на продукты питания. В частности, подчеркивается, что каждый вторник проходит акция на реализуемый товар.

20.01.2017 года в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 14 часов 40 минут, 23.01.2017 года в телепрограмме «Вести Курск», вышедшей в телевизионный эфир в 17 часов 20 минут и в 20 часов 45 минут, а также 24.01.2017 года в 11 часов 40 минут, распространялась реклама медицинского аппарата «Алмаг-01» следующего содержания.

- ведущая: «С начала года к кабинетам врачей травмотологов не уменьшаются очереди. Виной тому гололед и не убранный с тротуаров снег. Как ускорить процесс реабилитации в случае переломов и растяжений, обострений хронических заболеваний, смотрите в нашем сюжете».

- сюжет: «В.Г..... получила травму коленного сустава. Врачи назначили пенсионерке магнитотерапию. Женщина в медицинском халате рассказывает (сопровождается текстовой пометкой - медсестра О.З.): Магнитное поле позволяет уменьшить отек, снять боль, ускоряет процесс восстановления после травм, переломов. Лично я применяю не только на работе, но и дома. Моей пожилой маме надо делать процедуру 2 раза в день. Обострился остехондроз, болит спина (в видеоряде показан аппарат «Алмаг-01»), делаю на позвоночник, болит тазобедренный сустав, делаю на эту зону. И боль уходит, и лекарственная нагрузка уменьшается. В.Н. — региональный представитель АО «Елатомский приборный завод», рассказывает: Для того, чтобы ускорить процесс выздоравливания, а также обезболить травмированную область, нужно использовать аппарат «Алмаг-01». Аппарат легкий, компактный, удобен в применении. Имеет 4 плоских катушки индуктора. Его можно легко обернуть вокруг сустава локтевого или коленного. Глубина проникновения магнитного импульса достигает 8 сантиметров. Этого достаточно, чтобы воздействовать через одежду и даже через гипсовую повязку». «Магнитнотерапевтические аппараты давно зарекомендовали себя, как хорошие помошники в лечении многих заболеваний — артрита и артроза, остехондроза, невралгии, гипертонии, варикозной болезни, травм. Они с успехом применяются в лечебных учреждениях страны. Дают возможность улучшить самочувствие. Аппараты можно купить в аптеках и магазинах «Медтехники».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По результатам анализа сюжета об открытии магазина «Пятёрочка», учитывая форму подачи информации, показанной в сюжете, употребление выражений «Новый магазин соответствует концепции магазина рядом с домом», «Мы существенной расширили ассортимент», «На полках около 4000 наименований продукции», а также демонстрацию конкретных наименований продукции, направленную на привлечение внимания к магазину «Пятёрочка», Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что указанный сюжет содержит все признаки рекламы, установленные ст.3 ФЗ «О рекламе», следовательно, является рекламой.

Сюжет о медицинском аппарате «Алмаг-01» также является рекламой, поскольку выражения «Для того, что бы ускорить процесс выздоровления, а также обесзболить травмированную область, нужно использовать аппарат «Алмаг-01», а также «...дают возможность улучшить самочувствие. Аппараты можно купить в аптеках «Медтехника» направлены на привлечение внимания к конкретному объекту рекламирования — аппарату «Алмаг-01».

Указанный вывод Комиссии Курского УФАС России подтвержден официальными разъяснениями ФАС России от 06.06.2017г. №АК/37883/17, представленными в материалы дела.

Между ФГУП «ВГТРК» в лице директора филиала «ГТРК «Курск» Л. и ООО «Аймарас Медиа» заключен договор №12/108 от 16.01.2017г., в соответствии с которым исполнитель (ГТРК «Курск») обязуется на платной основе оказывать для заказчика услуги по «информационно-аналитическому освещению деятельности заказчика» путем изготовления и размещения в телевизионном эфире информационно-аналитических сюжетов в региональном эфире общероссийского телевизионного канала «Телеканал «Россия» (Россия 1) и «Россия 24».

Аналогичный по содержанию договор заключен ФГУП «ВГТРК» в лице филиала «ГТРК «Курск» с АО «Елатомский приборный завод» №15/108 от 17.01.2017г.), в соответствии с которым был изготовлен и распространен в телевизионном эфире сюжет о медицинском аппарате «Алмаг-01».

Услуги по распространению вышеуказанных сюжетов в региональном эфире телеканала «Россия 1» оплачены заказчиками на основании счетов, копии которых представлены ГТРК «Курск» в материалы дела.

В то же время, исходя из принципа независимости средств массовой информации, формирование новостных программ и распространение новостей в телевизионном или радиоэфире не может являться платной услугой, оказываемой редакцией СМИ по заказу конкретных коммерческих организаций.

При таких обстоятельствах, доводы Ответчика о нерекламном характере распространенных в эфире телеканала «Россия 1» в телепрограмме «Вести-Курск» вышеуказанных сюжетов являются необоснованными и противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе» установлено, что прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

В нарушение указанной нормы закона распространение вышеуказанной рекламы в телевизионной программе «Вести-Курск» в региональном эфире телеканала «Россия 1» в нарушение требования ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе» не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Согласно ч.7 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

Как установлено материалами дела, рекламораспространителем в рассматриваемой ситуации является ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в лице филиала ФГУП «ВГТРК» - ГТРК «Курск», осуществляющего телевизионное вещание на территории Курской области.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о распространении ФГУП «ВГТРК» в лице филиала «ГТРК «Курск» рекламы с нарушением требований ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе» и о наличии в действиях предприятия вины в совершении правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства РФ о рекламе, но им не были предприняты все необходимые меры для соблюдения требований закона..

По состоянию на дату рассмотрения дела 26.06.2017г. рекламная информация об открытии магазина «Пятерочка» и медицинского аппарата «Алмаг-01», противоречащая требованию ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе», в телепрограмме «Вести Курск» не распространяется, в связи с чем правовые основания для выдачи предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.14, ст.33, ст.38 ФЗ «О рекламе», в соответствии с п.п.37, 39, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. №508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (г.Москва, 5-я улица Ямского поля, д.19-21, ИНН 7714072839) в лице филиала «ГТРК «Курск» нарушившим ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» не выдавать в связи с фактическим прекращением распространения рекламы, противоречащей ч.1 ст.14 ФЗ «О рекламе».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                        подпись

 

Члены Комиссии:                                                   подписи

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны