Предупреждение б/н Предупреждение №03-12/2021 об устранении причин и условий, с... от 24 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №03-12/2021

об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Курское УФАС России) в ходе контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства органами государственной власти Курской области, в том числе при рассмотрении дела  №046/01/16-77/2021 по материалам, представленным Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, Орловской транспортной прокуратурой, Курской транспортной прокуратурой, установлено наличие в действиях Курской таможни признаков нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») при размещении товаров, изъятых по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, на складах временного хранения.

 

Согласно п.9 ст.27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ст.82 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении, уголовного дела хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 30.12.2015 № 2692 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Инструкция № 2692) предметы и документы, изъятые по уголовным делам и не признанные вещественными доказательствами, а также предметы и документы, на которые наложен арест, изъятые либо полученные в ходе проверки сообщений о преступлениях, а также переданные в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности, принимаются на хранение, хранятся, учитываются, передаются и выдаются в порядке, установленном Инструкцией для вещественных доказательств, кроме случаев, прямо предусмотренных для таких предметов и документов.

Согласно пункту 30 Приказа ФТС России от 30.12.2015 № 2692 в случае невозможности хранения вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище) в силу громоздкости или иных причин они хранятся на складах, в помещениях либо на территориях, владельцем которых являются таможенные органы. Возможность хранения вещественных доказательств согласовывается начальником органа дознания с начальником таможенного органа, являющегося владельцем соответствующих склада, помещения, территории. В случае передачи вещественных доказательств на указанные склады, в помещения, на территории начальник таможенного органа, являющегося их владельцем, обеспечивает необходимые условия для хранения вещественных доказательств и их круглосуточную охрану.

Порядок хранения вещей, изъятых должностными лицами таможенных органов в ходе производства по делам об административных правонарушениях, регулируется Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 18.12.2006 №1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях» (далее – Инструкция № 1339).

В соответствии с п.13 Инструкции № 1339 вещественные доказательства и документы после изъятия могут храниться в таможенных органах или в особых случаях в иных местах, определенных лицом, в производстве которого находится дело об АП, с учетом настоящей Инструкции.

Пунктом 35 Инструкции № 1339 установлено, что в случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в таможенном органе в силу громоздкости (то есть если они по своим габаритам не могут быть помещены в камеру хранения вещественных доказательств, далее - КХВД) или иных причин (например, большое количество изъятых вещественных доказательств) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Вещественные доказательства, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы; пунктом 41 Инструкции № 1339 установлено, что хранение автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств (в том числе плавучих), являющихся вещественными доказательствами, может производиться на специально отведенных охраняемых местах для хранения задержанных транспортных средств (специализированных стоянках).

Таким образом, Инструкция № 1339 определяет круг лиц, которые могут оказывать услуги таможенным органам по хранению изъятых вещей.

В соответствии с п.36 Инструкции № 1339 обеспечение сохранности изъятых вещественных доказательств (товарного вида, комплектности, потребительских свойств и качеств и т.д.) при их передаче в организации, учреждения осуществляется таможенным органом посредством заключения с ними договора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

 

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что хранение изъятых вещей осуществляется либо в таможенных органах, либо в специализированных организациях путем заключения с ними договоров хранения.

 

Пунктом 30 Инструкции №2692 установлено, что при невозможности помещения вещественных доказательств на склады, в помещения, на территории таможенных органов, а также при необходимости обеспечения особых условий хранения вещественные доказательства передаются на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по хранению, на основании заключенного в установленном порядке государственного контракта (договора). Хранение предметов и документов на возмездной основе осуществляется только в случае отсутствия возможности их хранения на безвозмездной основе. Безвозмездное хранение вещественных доказательств оформляется соответствующим договором. Не допускается помещение на хранение вещественных доказательств (в том числе на основании акта приема-передачи) без заключения соответствующего государственного контракта (договора).

 

Согласно ч. 1 ст. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза (Далее – ТК ТС) владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 24 настоящего Кодекса.

Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве владельцев складов временного хранения юридических лиц, включенных в реестр владельцев складов временного хранения.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 ТК ТС таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, ведут реестры лиц, признанных владельцами складов временного хранения, и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.

Согласно ч. 2 ст. 411 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Далее – ТК ЕАЭС) склад временного хранения считается учрежденным со дня, следующего за днем включения лица государства-члена в реестр владельцев складов временного хранения.

В соответствии с ч. 3 ст. 411 ТК ЕАЭС функционирование склада временного хранения (СВХ) прекращается со дня, следующего за днем исключения владельца склада временного хранения из реестра владельцев складов временного хранения.

 

Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» организация СВХ является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли, т.е. является хозяйствующим субъектом.

 

Организации, включенные в реестр владельцев складов временного хранения, осуществляют предпринимательскую деятельность на рынке услуг складов временного хранения и конкурируют между собой за привлечение поклажедателей.

 

По материалам, представленным Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, Орловской транспортной прокуратурой, Курской транспортной прокуратурой, Курским УФАС России 01.03.2021 г. было возбуждено дело №046/01/16-77/2021 по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Курской таможни и ООО «............», ООО «........», ООО «...........», ООО «.......... В ходе рассмотрения дела №046/01/16-77/2021 Курским УФАС России были затребованы документы и письменные пояснения у Курской таможни, ООО «............», ООО «.........», ООО «..........», ООО «..........».

При анализе документов и письменных пояснений, представленных Московской межрегиональной транспортной прокуратурой, Орловской транспортной прокуратурой, Курской транспортной прокуратурой, Курской таможней и ООО «...........», ООО «............», ООО «.........», ООО «...........», установлено следующее.

 

По информации, представленной Курской таможней, в настоящее время между Курской таможней и ООО «.........», ООО «............», ООО «...........» действуют договорные отношения по хранению товаров, изъятых таможенными органами по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, на складах временного хранения. В соответствии с приказом Курской таможни от 16.04.2020 г. № 194 ООО «...........» исключено из реестра владельцев складов временного хранения.

 

Между Курской таможней (Поклажедатель) и СВХ ООО «............» (Хранитель) был заключен договор безвозмездного хранения №06/291 от 03.01.2019.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора хранения Хранитель обязуется принять и хранить имущество, изъятое по делу об административном правонарушении, переданное ему Поклажедателем, и возвратить это имущество в сохранности.

В соответствии с п. 4.1 вышеуказанный договор хранения является безвозмездным.

 

Между Курской таможней (Поклажедатель) и СВХ ООО «..........» (Хранитель) заключен договор хранения № 161 от 26.12.2018.

Согласно п. 1.1 договора хранения № 161 от 26.12.2018 Хранитель обязуется хранить на складе временного хранения материальные ценности, товары и транспортные средства (далее – товары):

- товары, изъятые Поклажедателем (по делам об АП, по уголовным делам);

- арестованное имущество и арестованные товары, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены не полностью, в соответствии со ст. 78 ФЗ от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- товары, задержанные в соответствии с гл. 51 ТК ЕАЭС, ст. 317 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

- товары, обращенные в доход государства в соответствии со ст. 323 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2.1 договора хранения № 161 от 26.12.2018 расходы за хранение материальных ценностей Поклажедателем не возмещаются.

Согласно п. 9.1 договора хранения № 161 от 26.12.2018 настоящий договор вступает в силу с даты подписания Сторонами и действует в течение одного года. В п 9.2 договора хранения № 161 от 26.12.2018 указано, что если за 20 (двадцать) дней до истечения срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит о намерении его расторгнуть, то настоящий договор пролонгируется на тот же срок на тех же условиях.

 

Между Курской таможней (Поклажедатель) и СВХ ООО «............» (Хранитель) заключен контракт на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019.

Согласно п. 1.1 контракта на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019 хранитель обязуется хранить на складе временного хранения или ином принадлежащем ему складе материальные ценности, товары и транспортные средства (далее – товары):

1.1.1 Помещаемые для проведения таможенного контроля;

1.1.2 Изъятые Поклажедателем и (или) таможенными органами, в том числе в ходе проведения проверок сообщений о преступлениях, а также производства по уголовным делам;

1.1.3 Обращенные в федеральную собственность;

1.1.4 Являющиеся предметом залога;

1.1.5 Являющиеся вещественными доказательствами по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 2.1 контракта на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019 настоящий контракт является безвозмездным.

Согласно п 1.3. контракта на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019 срок оказания услуг по хранению товаров: бессрочно.

 

Как установлено из имеющихся материалов, при заключении договоров (контрактов) между Курской таможней и ООО «..........», ООО «.........», ООО «..........» информирование иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг складов временного хранения, Курской таможней не осуществлялось. В связи с тем, что договоры (контракты) являлись безвозмездными, лимиты финансирования из средств бюджета не выделялись, процедуры торгов, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Курской таможней не проводились.

Согласно пояснений, представленных Курской таможней, при заключении рассматриваемых договоров хранения информация о потребности Курской таможни и возможности заключения данных договоров, о процедуре их заключения, требованиях, критериях, сроках и других условиях в открытых источниках информации не размещалась.

 

В целях совершенствования организации договорно-правовой работы в таможенных органах Российской Федерации Федеральной таможенной службой был издан Приказ от 30.07.2010 № 1421 (далее – Приказ ФТС России от 30.07.2010 № 1421), которым Таможенным органам Российской Федерации при составлении и заключении государственных контрактов (договоров) приказано использовать, в т.ч. образец договора хранения (образец государственного контракта на оказание услуг по хранению товаров).

 

Условия договора безвозмездного хранения №06/291 от 03.01.2019, договора хранения № 161 от 26.12.2018, контракта на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019 отличны от образца государственного контракта на оказание услуг по хранению товаров, утвержденного Приказом ФТС России от 30.07.2010 № 1421, в том числе:

  1. Отсутствует обязанность Курской таможни по уведомлению законных владельцев товаров о необходимости возмещения Хранителю расходов по хранению товаров с указанием даты, с которой возникает такая необходимость.
  2. Отсутствует обязанность ООО «........», ООО «...........», ООО «..........» проинформировать о местонахождении товаров и стоимости их хранения законного владельца, уполномоченный орган с момента получения от Поклажедателя сведений о вынесении судом, таможенным органом постановления (решения) о судьбе товара.

 

Таким образом, в нарушение положений Приказа ФТС России от 30.07.2010 № 1421, заключенные между Курской таможней и складами временного хранения договоры не предусматривают обязанностей таможни как административного органа информировать владельцев товаров о существенных обстоятельствах и условиях, связанных с возмещением расходов СВХ.

 

Согласно статье 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем (статья 889 ГК РФ).

В силу статьи 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения.

По общему правилу гражданским законодательством предусмотрено, что хранителю причитается вознаграждение, однако п. 2 ст. 897 ГК РФ допускает возможность заключить безвозмездный договор хранения, при этом в договоре должно быть прямо предусмотрено, что хранение является безвозмездным.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 № 367-О при исполнении гражданами или юридическими лицами публично-правовой обязанности по хранению, возлагаемой на них в силу закона, не исключается уплата вознаграждения за хранение (а при безвозмездном хранении - расходов на хранение), исходя из эквивалентно-возмездного характера имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

 

В соответствии с п.5  ст. 233 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ) изъятые товары размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 94 настоящего Федерального закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 317 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст.94 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ товары могут быть помещены таможенными органами на склады временного хранения, склады временного хранения таможенных органов в случаях, предусмотренных статьями 233, 317 и 318 настоящего Федерального закона.

 

При этом ст. 94 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ предусмотрено, что вознаграждение за хранение товаров владельцу склада временного хранения выплачивается за счет лиц, определенных в статье 233 настоящего Федерального закона. Возмещение расходов на хранение товаров владельцу склада временного хранения осуществляется за счет лиц, определенных в части 14 статьи 233, части 10 статьи 317 и части 12 статьи 318 настоящего Федерального закона. Размер расходов на хранение товаров определяется исходя из действующих в период хранения тарифов, объявленных в публичной оферте или используемых при заключении договоров на хранение товаров, требующих аналогичных условий хранения, а в случае отсутствия документального подтверждения указанных тарифов - в пределах документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем склада временного хранения при хранении товаров.

Пунктом 14 ст. 233 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ предусмотрено, что хранение изъятых товаров, при необходимости их демонтаж, перевозка (транспортировка), перегрузка (погрузка, выгрузка) осуществляются за счет лица, у которого товары были изъяты.

Аналогичные положения содержит п. 10 статьи 317 указанного Федерального закона: расходы на перевозку (транспортировку), перегрузку (погрузку, выгрузку) и хранение задержанных товаров, не являющихся предметами административного правонарушения или преступления, либо товаров, являющихся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятых либо не арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, возмещаются лицами, которые указаны в настоящей статье и которым фактически возвращаются товары, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Пунктом 12 статьи 318 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ расходы на перевозку (транспортировку), перегрузку (погрузку, выгрузку), при необходимости на демонтаж и хранение изъятых товаров возмещаются лицами, которые указаны в части 1 настоящей статьи, которым фактически возвращаются товары, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

 

Таким образом, действующее законодательство предусматривает право организаций - складов временного хранения требовать возмещения расходов (затрат), связанных с хранением вышеуказанных товаров.

 

Пунктом 48 Приказа ФТС России от 20.07.2012 №1471 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при совершении операций с товарами, предельные сроки хранения (востребования) которых истекли» установлено, что возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой товаров, перечисленных в пункте 2 Порядка, осуществляется за счет декларанта или иных лиц, в том числе лиц, во владении которых товары находились на момент изъятия (наложения ареста), а при отсутствии указанных лиц – за счет средств федерального бюджета, если иное не предусмотрено в отношении отдельных категорий товаров.

 

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) в письме от 17.06.2009 № 01-11/27613 «О возмещении затрат специализированным организациям» указала, что хранение товаров, изъятых по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, в предусмотренных законодательством случаях понесенные таможенными органами расходы возмещаются за счет средств виновных лиц путем возложения на них издержек по делу об административном правонарушении (статья 24.7 КоАП РФ, пункт 7 статьи 377 ТК РФ). Решение об издержках отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, таможенным органам необходимо предусматривать в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год денежные средства на возмещение расходов, понесенных таможенными органами в ходе административного производства, в том числе на обеспечение сохранности изъятых в качестве вещественных доказательств вещей.

ФТС России письмом от 22.12.2014 № 01-11/62574 «О направлении обзора правоприменительной практики» поручила таможенным органам рассмотреть вопрос о создании на охраняемых территориях таможенных органов открытых площадок либо помещений с большой площадью для хранения транспортных средств или иных крупногабаритных товаров, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях, предназначенных для использования в качестве КХВД по АД, а также дополнительно изыскать возможность заключения государственных контрактов (договоров) на оказание услуг по хранению вещественных доказательств на безвозмездной основе. В обзоре правоприменительной практики указано, что вопрос об оплате хранения товаров после вступления в законную силу постановления по АД нормативными правовыми актами не урегулирован. Однако в связи с тем, что по договору хранения поклажедателем является таможенный орган, то до фактической передачи товаров со склада третьим лицам оплата за их хранение осуществляется за его счет. В этой связи ФТС России указано на необходимость предусматривать в контрактах/договорах фиксацию даты окончания срока оплаты услуг (при наступлении которой хранитель уведомляет собственника товара о принятии им мер в отношении данного товара) либо условие об обязанности хранителя по истечении срока действия контракта продолжить хранение вещей на безвозмездной основе.

 

Приказом ФТС России от 29.01.2018 № 92 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 16.03.2015 № 434, признании утратившим силу распоряжения ФТС России от 19.04.2016 № 112-р и признании недействующей телетайпограммы ФТС России от 11.08.2015 № ТФ-573» (далее - Приказ № 92) начальникам таможенных органов приказано обеспечить (п/п.1 п.2):

-выделение и функционирование дополнительных территорий и площадей, используемых в качестве камеры хранения вещественных доказательств (КХВД) в соответствии с Инструкцией № 1339, а также складов, помещений и территорий, предусмотренных п.30 Инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения предметов и документов по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2015 № 2692 (далее - Инструкция № 2692), с учетом фактических потребностей таможенного органа;

-передачу на хранение третьим лицам и хранение третьими лицами изъятых, арестованных вещей и документов, имеющих значение доказательств по АД, предметов и документов, изъятых по УД и материалам проверок сообщений о преступлениях, а также обращенных в федеральную собственность товаров только на основании действующих государственных контрактов или договоров на оказание услуг по хранению товаров, включающих все необходимые для обеспечения сохранности передаваемых на хранение товаров условия;

-передачу на хранение третьим лицам и хранение третьими лицами изъятых товаров на возмездной основе только при отсутствии у таможенного органа возможности безвозмездного хранения либо хранения в КХВД на складах, в помещениях, на территориях, владельцем которых является таможенный орган;

-хранение товаров на основании договоров оказания услуг по хранению преимущественно на территориях, в помещениях, являющихся зонами таможенного контроля.

п/п.2 п.2 – осуществлять контроль за сроками оказания услуг по хранению товаров и (или) оплатой стоимости услуг по хранению товаров по заключенным государственным контрактам или договорам на оказание услуг по хранению товаров в целях исключения условий, способствующих подаче третьими лицами исковых заявлений о возмещении расходов за хранение товаров.

Из приведенных руководящих документов ФТС России следует, что при организации хранения изъятых товаров приоритетным является организация хранения таможенными органами самостоятельно путем создания/расширения территорий/помещений, владельцами которых являются таможенные органы.

 

Вместе с тем, Курская таможня сообщила (вх.№ 624 от 11.02.2021), что для выделения лимитов бюджетных обязательств на оплату услуг по хранению вещественных доказательств в ФТС России не обращалась. Лимиты бюджетных обязательств на данные нужды не запрашивались в связи с наличием предложений о заключении договоров хранения вещественных доказательств на безвозмездной основе.

 

Согласно письменных пояснений Курской таможни, со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в котором указано, что изъятые (арестованные) товары подлежат возврату законному владельцу, действие безвозмездного договора между таможенным органом и сторонней организацией – хранителем в отношении указанных товаров прекращается.

 

Таким образом, вследствие заключения с Курской таможней договоров (контрактов) хранения, несмотря на то, что указанные договоры (контракты) являются безвозмездными, организация СВХ получает преимущественные условия в своей предпринимательской деятельности за счет получения права требовать возмещения своих расходов (затрат) с владельца товаров, а также за счет получения платы за хранение товаров с владельца товаров после окончания срока действия безвозмездного договора с таможней.

В соответствии с заключенными контрактами (договорами) на оказание услуг по хранению товаров ООО «..........», ООО «...........», ООО «...........», получили в приоритетном порядке возможность выполнения предусмотренных ими услуг с получением от такой деятельности дохода, что создает данным хозяйствующим субъектам преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

 

При изъятии товара и помещении его на хранение в рамках АД или УД, Курская таможня действует как административный орган в рамках своих полномочий, участники ВЭД – субъекты АД или УД не обладают правами на выбор места хранения.
В этой связи Курская таможня обязана обеспечить доступность информации для участников товарного рынка услуг по хранению о потребности, требованиях и условиях оказания услуг Курской таможне.

 

Частью 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу прямого указания ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», для установления факта нарушения достаточно возможности наступления негативных последствий для конкуренции.

 

Заключение Курской таможней и ООО «............» договора безвозмездного хранения №06/291 от 03.01.2019, Курской таможней и ООО «...........» договора хранения № 161 от 26.12.2018, Курской таможней и ООО «..........» контракта на оказание услуг по хранению товаров № 113 от 12.09.2019 на условиях, отличных от положений Приказа ФТС России от 30.07.2010 № 1421 (без уведомления владельцев товаров о местонахождении товаров и необходимости их вывоза либо заключения договора хранения в их отношении с хранителем, а также о необходимости возмещения хранителю расходов по хранению товаров с указанием даты, с которой возникает такая необходимость; без информирования о местонахождении товаров и стоимости их хранения законного владельца), без информирования иных участников рынка услуг складов временного хранения, включенных в соответствующий Реестр, о возможности заключения таких договоров (контрактов) на оказание услуг по хранению с Курской таможней, об условиях таких договоров, может создать преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности ООО «............», ООО «............», ООО «..............», привести к ограничению доступа на рынок данных услуг иных хозяйствующих субъектов; привести к ограничению прав владельцев товаров на выбор организаций, осуществляющих предоставление услуг хранения, и, следовательно, может привести к ограничению конкуренции, что образует признаки нарушения ч. ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу государственной власти предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Курскую таможню о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем размещения в открытом доступе в формате, доступном для участников рынка услуг временного хранения, актуальной информации о потребности Курской таможни в хранении товаров, изъятых по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, о типовых условиях соответствующих договоров (контрактов).

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения - до 15 июня 2021 года.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

В случае необходимости продления срока исполнения предупреждения заинтересованное лицо может обратиться в антимонопольный орган с соответствующим мотивированным письменным ходатайством.

 

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

За нарушение ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» статьей 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц органа исполнительной государственной власти предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; те же действия, совершенные повторно, влекут дисквалификацию на срок до трех лет.

Связанные организации

Связанные организации не указаны