Предостережение №1484 предостережение комитету образования г.Курска от 14 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В 2019 и 2020 годах в Курское УФАС России поступали многочисленные обращения Прокуратуры г.Курска, Контрольно-счетной палаты г.Курска, жалобы родителей детей, обучающихся в школах города Курска о нарушениях требований законодательства РФ при организации в общеобразовательных учреждениях города Курска питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей.

В результате рассмотрения направленных в Управление сведений и материалов проверок контрольных органов, в 2019 году Курским УФАС России было возбуждено 10 дел о нарушении ст.16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц общеобразовательных учреждений г.Курска.

По итогам рассмотрения указанных обращений, материалов и дел о нарушении антимонопольного законодательства, Курским УФАС России установлено, что с 2017 года по настоящее время практически всеми МБОУ г.Курска систематически допускаются нарушения требований антимонопольного законодательства при организации оказания услуги по питанию данной категории детей.

 

Как установлено Курским УФАС России, несмотря на заблаговременное и единовременное выделение школам из бюджета города Курска денежных средств на закупку услуги, в размере, превышающем законодательно установленный предельный размер закупки у единственного поставщика (в настоящее время 600 000 рублей), закупка услуги по организации питания осуществляется школами без проведения конкурентных процедур (торгов, запросов котировок), способом заключения договоров с единственным поставщиком.

При этом, единственный поставщик - хозяйствующий субъект, выбирается должностными лицами школ произвольно, по собственному усмотрению.

Далее, по предварительному соглашению с хозяйствующим субъектом, с целью уйти от необходимости проведения конкурентных процедур, для формального соблюдения требований ФЗ «О контрактной системе…», единая сделка по организации питания детей в течение учебного года, искусственно «дробится» на ряд идентичных договоров, заключаемых последовательно, на суммы, не превышающие законодательно установленного предела.

Отсутствие конкурентного отбора поставщика путем проведения торгов и заключение договора напрямую с единственным поставщиком полностью исключает возможность конкуренции за муниципальный заказ, создает необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности единственному хозяйствующему субъекту и устраняет возможность других лиц, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение такого договора.

Действия заказчика и поставщика по реализации такого соглашения, ограничивающего конкуренцию, квалифицируются как нарушение ст.16 ФЗ «О защите конкуренции». 

Кроме того, субъективный отбор единственного поставщика единолично должностным лицом муниципального заказчика создает предпосылки для возникновения  злоупотреблений коррупционного характера. 

 

Указанные нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны МБОУ г.Курска носят системный и продолжительный характер, что влечет негативные последствия для состояния конкуренции на рынке оказания услуг по организации питания отдельных категорий учащихся, а также может привести к ухудшению качества оказания таких услуг, так как единственный поставщик, участвующий в незаконном антиконкурентном соглашении, уверен в продолжении взаимоотношений с заказчиком, вне зависимости от качества выполнения своих обязательств.  

При этом, за заключение такого недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, ч.7 ст.14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц МБОУ в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации должностного лица на срок до трех лет.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, по результатам рассмотрения антимонопольных дел, директора МБОУ города Курска и хозяйствующие субъекты, занимающиеся организацией питания в школах г.Курска, подлежат привлечению к административной ответственности в виде назначения значительных штрафов.

 

Согласно сведений и информации, имеющейся в распоряжении Курского УФАС России, в 2020г. порядок выделения бюджетных ассигнований и определения поставщиков услуги по организации питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, Комитетом образования города Курска и МБОУ города Курска, не изменен.

При таких обстоятельствах, в 2020г. вновь создаются предпосылки для нарушения требований антимонопольного законодательства при организации питания данной категории учащихся в МБОУ города Курска.

 

Складывающееся положение дел в данной сфере общественно-экономических отношений, по мнению Курского УФАС России, требует принятия системных мер организационно-правового характера со стороны уполномоченного органа власти города Курска – Комитета образования города Курска (далее – Комитет), направленных на недопущение аналогичных нарушений антимонопольного законодательства в 2020 году и в дальнейшем. 

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Положением о комитете образования города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 08.04.2014 N 75-5-РС, Комитет наделен управленческими функциями по решению на территории муниципального образования «Город Курск» вопросов, связанных с созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанием детей в муниципальных образовательных организациях.

От имени муниципального образования «Город Курск», Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений города Курска, находящихся в его ведении,  является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете города Курска по отрасли «Образование», в том числе бюджетных инвестиций.

Задачей Комитета является обеспечение в рамках своей компетенции нормативного правового регулирования отношений в области образования на территории муниципального образования «Город Курск».

В соответствии с Уставами МБОУ г.Курска, утвержденными Комитетом, функция муниципального заказчика при организации питания обучающихся из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, передана Комитетом МБОУ (школам) города Курска.

Также, бюджетные ассигнования на организацию предоставления в образовательных учреждениях услуг по организации питания обучающихся из малоимущих многодетных и социально незащищенных семей, выделяемые из муниципального бюджета города Курска Комитету, как главному распорядителю бюджетных средств по отрасли «Образование», перенаправляются Комитетом в адрес МБОУ.

Таким образом, Комитет вправе в пределах своих полномочий принимать меры по регулированию и контролю деятельности образовательных учреждений г.Курска в целях осуществления государственной политики в области образования, соблюдения подведомственными учреждениями законодательства РФ.

 

В силу ч.1 ст.25.7 ФЗ «О защите конкуренции», в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган наделен полномочиями направить должностному лицу органа местного самоуправления предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В целях недопущения дальнейшего нарушения требований ФЗ «О защите конкуренции» при организации в общеобразовательных учреждениях города Курска питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, а также предупреждения возможных нарушений коррупционного характера, на основании ст.25.7 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Курское УФАС России направляет председателю Комитета образования города Курска Белкину С.И.

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

 

о необходимости принятия мер, направленных на исключение возможности необоснованного предоставления преимуществ предпринимательской деятельности отдельным хозяйствующим субъектам и ограничению конкуренции, в сфере оказания услуг по организации питания детей из малоимущих, многодетных и социально незащищенных семей, в МБОУ города Курска.

В целях недопущения нарушений статей 15 и 16 ФЗ «О защите конкуренции»,  Комитету образования города Курска необходимо принять меры по регулированию порядка определения поставщиков услуги в МБОУ города Курска путем проведения конкурентных процедур, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе…», или по выделению бюджетных ассигнований на приобретение данной услуги школами, в размере, не предусматривающем необходимости обязательного проведения торгов.

 

О мерах, принятых для недопущения нарушений статей 15 и 16 ФЗ «О защите конкуренции», указанных в предостережении, Комитету образования города Курска необходимо сообщить в Курское УФАС России  в срок не позднее 01.09.2020г.

 

 

 

Руководитель  Курского УФАС России

государственный советник РФ 2 класса          

Связанные организации

Связанные организации не указаны