Решение б/н Решение по жалобе САО "ВСК" на действия заказчика АО ИК "АСЭ... от 21 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу №03-01/01-2018
Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2018 года. г.Курск
Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов в составе:
Председатель Комиссии:
«…»
Члены Комиссии:
«…»
«…»
рассмотрев дело №03-01/01-2018 по признакам нарушения - АО «Инжиниринговая компания «АСЭ» в лице Курского филиала АО ИК «АСЭ» (далее - АО ИК «АСЭ») ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ «О защите конкуренции») при участии представителей Курского филиала АО ИК «АСЭ» «…» (по доверенностям), представителя САО «ВСК» «…» (по доверенности), в присутствии работника Курского филиала АО ИК «АСЭ» «…»
(без доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель |
Страховое акционерное общество «ВСК» в лице Курского филиала Страхового акционерного общества «ВСК» (САО «ВСК») ИНН 7710026574 ОГРН 1027700186062 |
Заказчик |
АО ИК «АСЭ» в лице Курского филиала |
Организатор закупки |
Курский филиал АО ИК «АСЭ» |
Способ закупки |
закрытый запрос цен в электронной форме |
Предмет закупки |
право заключения договора на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) |
Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке) |
Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (ЕОСЗ) |
Информация о закупке размещена |
www.zakupki.gov.ru, закупка №31806036881 22.01.2018г. |
Начальная (максимальная) цена (НМЦ) |
311 961 рубль 46 копеек (НДС не облагается) |
Дата окончания подачи заявок |
29.01.2018г. |
Дата рассмотрения заявок на участие в запросе цен |
31.01.2018г. |
Протоколы закупочной комиссии |
1) Протокол №06-01-2018 от 29.01.2018г. открытия доступа к заявкам; 2) Протокол №08-02-2018 от 01.02.2018г. заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу цен; 3) Протокол №10-02-2018 от 07.02.2018г. преддоговорных переговоров между заказчиком и победителем по итогам запроса цен на право заключения договора на ОСАГО;
|
Поступившие заявки на участие в закупке |
1.ПАО СК «Россгосстрах» - <…> 2. САО «ВСК» - <…> 3. АО «СОГАЗ» - <…> 4.ПАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» - <…> 5. АО «АльфаСтрахование» - <…> 6. ЗАО «Московская акционерная страховая компания» - <…> 7.СПАО «РЕСО-Гарантия» - <…> |
Допущены к участию в закупке |
1. ПАО СК «Россгосстрах» 2. САО «ВСК» 3. АО «СОГАЗ» 4.ПАО «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» 5. АО «АльфаСтрахование» 6. ЗАО «Московская акционерная страховая компания» 7.СПАО «РЕСО-Гарантия» |
Итоги закупки |
победителем запроса цен признано ПАО СК «Россгосстрах» |
Доводы жалобы |
заявка ПАО СК «Россгострах» не должна была быть допущена к участию в запросе цен, в связи с тем, что расчет ценового предложения ПАО СК «Росгосстрах» произведен с нарушениями, цена (страховая премия) занижена в нарушение Указания ЦБ РФ от 19.09.2014г. №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.
|
Доводы организатора закупки |
ценовые предложения участников оценивались исходя из размера суммы предлагаемой страховой премии и не проверялись на соответствие Указанию ЦБ РФ от 19.09.2014г. №3384-У. Страховые премии по договорам ОСАГО определяются расчетным путем страховщиками (п.1ст.9 ФЗ «Об ОСАГО»). Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России. |
Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела |
договор №40/24799-Д обязательного страхования гражданской ответственности заключен 13.02.2018г. |
Закупка регламентирована: |
Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»), Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупках) Госкорпорации «Росатом» (ЕОСЗ) другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. |
По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 5.2.4 ЕОСЗ установлено, что при проведении конкурентных закупок, одной из которых является закупка путем запроса цен, а также закупок у единственного поставщика, упрощенных закупок заказчик определяет НМЦ согласно приложению № 8 «Методика расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок».
Согласно с п.3 главы 1 Приложения №8 к ЕОСЗ при наличии государственного и/или отраслевого регулирования цен в виде установленного порядка (структуры, механизма) формирование цены, расчет НМЦ выполняется в соответствии с данным порядком (структурой, механизмом).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяет Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ( далее – ФЗ «Об ОСАГО»).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО» регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Расчет страховой премии для транспортного средства при заключении договора ОСАГО установлен Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014г. №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У).
В соответствии с п. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У в соответствии со ст. 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, учитывая наличие государственного регулирования расчета страховой премии ОСАГО, Заказчик должен был произвести расчет начальной максимальной цены договора согласно требованиям ЕОСЗ, а именно пункту 3 главы 1 приложения №8 к ЕОСЗ в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014г. №3384-У.
Однако, в соответствии с имеющимися материалами дела, а также письменными и устными пояснениями АО ИК «АСЭ» НМЦ была рассчитана Заказчиком в соответствии с требованиями п.1.1.раздела 1 главы 3 приложения №8 к ЕОСЗ, согласно которому при проведении конкурентных закупок для расчета НМЦ необходимо наличие трех и более источников ценовой информации. НМЦ определяется как среднее значение 3-х минимальных цен, представленных в коммерческих предложениях. Получив технико-коммерческие предложения от страховых организаций: АО «СОГАЗ», ООО «СК Согласие», СПАО «РЕСО-Гарантия, ПАО «САК «Энергогарант», Заказчик произвел расчет НМЦ путем определения среднеценового значения, получив начальную (максимальную) цену договора равной 311 961 руб. 46 коп.
Таким образом, метод расчета НМЦ АО ИК « АЭС» применен с нарушением требований п.3 главы 1 Приложения №8 к ЕОСЗ.
Учитывая, что данное обстоятельство не явилось препятствием для подачи заявок на участие в закупке 7 участниками, принимая во внимание, что ни один участник закупки не обратился за разъяснениями закупочной документации в части порядка расчета ценового предложения, данное нарушение ЕОСЗ не привело к ограничению количества участников и, как следствие, к ограничению конкуренции.
Согласно протокола по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу цен № 08-02-2018 от 01.02.2018г., по результатам ранжирования заявок на участие в запросе цен закупочной комиссией принято решение признать победителем запроса цен ПАО СК «Росгосстрах» с ценой заявки 257 617 руб.37 коп., (НДС не облагается) как участника, предложившего наименьшую цену договора. САО «ВСК» заняло второе место после победителя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ « О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как ФЗ «О закупках» так и ЕОСЗ не предусматривают обязанность организатора закупки по проверке соответствия расчета страховой премии по договорам ОСАГО, примененного страховыми компаниями – профессиональными участниками страхового рынка, требованиям нормативных актов, регламентирующих порядок применения базовых страховых тарифов и коэффициентов ОСАГО.
При рассмотрении документации закупки признаков ограничения конкуренции заказчиком при проведении закупки, в том числе, нарушений порядка определения победителя запроса цен, не установлено. Фактов нарушения заказчиком принципов справедливости, равноправия, наличия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В этой связи, правовая оценка действий участников закупки выходит за пределы рассмотрения жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с п. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 18.1, ч.1 ст.23, ст. 41 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО «ВСК» необоснованной.
2. Передать жалобу САО «ВСК» в лице Курского филиала САО «ВСК» на действия заказчика Курского филиала АО ИК «АСЭ» (закупка №31806036881) и другие материалы дела № 03-01/01-2018 в уполномоченный орган - Главное управление Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу.
3. Производство по делу № 03-01/01-2018 прекратить.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»
__________________ «…"