Решение б/н Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной служ... от 2 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                  • Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №03-01/09-2017

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 19 сентября  2017 года.                                                                     г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 21  сентября  2017 года.

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

            Председатель Комиссии:

«…» –  Курского УФАС России;

 

            Члены комиссии:

«…»  Курского УФАС России;

 «…»   Курского УФАС России;

 

рассмотрев дело №03-01/09-2017 по признакам нарушения  ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при участии  генерального директора АО «Солнцевское ДЭП» «…» . и представителя АО Солнцевское ДЭП»  «…» (по доверенности), в отсутствии представителя ООО «ЭкоГидроСервис» (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

ООО «ЭкоГидроСервис»

Заказчик

АО «Солнцевское дорожное эксплуатационное предприятие» (далее – Солнцевское ДЭП», Заказчик)

Организатор закупки

   АО «Солнцевское ДЭП»

Способ  закупки

Закупка у единственного поставщика

Предмет закупки

 Строительство объекта : автодорога в с.Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм.  

Правовой акт, регламентирующий закупочную де-ятельность (поло-жение о закупке)

 Положение о закупке товаров, работ, услуг ЗАО «Солнцевское ДЭП»  (далее – Положение о закупке)

Информация о закупке размещена

www.zakupki.gov.ru, закупка № 31705495980

 

Начальная (макси-мальная) цена (включая НДС)

 «…»

Дата начала подачи заявок

 Подача заявок на участие в закупке не предусмотрена.

Дата подведения итогов

06.09.2017 г.

Протоколы закупочной комиссии

№19 от 06.09.2017г.  по выбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей услуг) по закупкам товаров, услуг и работ по закупке услуги на строительство объекта: автодорога в с. Сазоновка Пристенского района до границы Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм.

 

Поступившие  заявки на участие в закупке

 Подача заявок на участие в закупке не предусмотрена

Итоги закупки

Признать ООО «КурскМостоСтрой» единственным поставщиком закупки

Доводы жалобы

-     Закупочная документация  размещена в ЕИС не в полном объеме.   В составе проектной документации отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений  (инженерной защиты моста от негативного  воздействия вод),   приводит к ограничению конкуренции.  

- Объединение в одну закупку строительных работ по двум разнородным объектам: моста через реку, инженерной защиты моста через реку от негативного воздействия вод.

    

Доводы ответчика

             Проект  на строительство объекта:  автодорога в с.Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм прошел государственную экспертизу в Автономном учреждении Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области», о чем свидетельствует положительное заключение государственной экспертизы указанного органа (№ 46-1-6-0560-16 от 26.08.2016г., № 46-1-1-3-04405-16).  В случае отсутствия в составе перечня документов,  предоставляемых на экспертизу проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства  Российской Федерации от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованию к их содержанию» положительное заключение не было бы получено.

                Строительство автомобильных дорог и мостов регулируются государственными стандартами, в частности СНИП 34.13330.2012 (актуализированная версия 2.05.05.85), СНИП 35.13330.2011. Данными СНИПами руководствовалась проектная организация при изготовлении проектно-сметной документации на строительство указанного объекта. Согласно данных СНИПов декларация на ГТС не требуется в составе проектной документации, так как ведется строительство не гидротехнического сооружения, а автомобильной дороги, в составе которой осуществляется строительство моста. 

      

 

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

Договор на дату рассмотрения дела заключен («…»)

 

По результатам рассмотрения жалобы, документации закупки и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

                       

            1. Пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для хозяйственных обществ,  в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

 

В уставном капитале АО «Солнцевское ДЭП»    доля субъекта Российской Федерации - Курская область  составляет  более 50%, в связи с чем, в соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ «О закупках», общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам АО «Солнцевское ДЭП» устанавливает ФЗ «О закупках».

 

Согласно  ч.1, 2 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг АО «Солнцевское ДЭП» обязано  руководствоваться  Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними  положением о закупке.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением  о закупке товаров, работ, услуг АО «Солнцевское ДЭП» утвержденным решением Совета директоров АО «Солцевское ДЭП»   . Указанное Положение о закупке размещено на сайте http.zakupki.gov.ru.

 

В соответствии с ч. 5 ст. 4 ФЗ «О закупках»  при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено ФЗ «О закупках», за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

                       

Согласно п.1 ч. 10 ст. 4 ФЗ «О закупках» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

              Подпункт 7.2.1 п.7.2  Главы 7 «Содержание извещения и документации о закупке» Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Солнцевское ДЭП»  предусматривает,  что в документации о закупке указываются следующие сведения, в том числе: установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к функциональным характеристикам  (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

                       

            В п.1.1. предмета договора строительного подряда, заключенного АО «Солнцевское ДЭП»  (Генподрядчик) с ООО «КурскМостострой»  (Субподрядчик) установлено, что стороны заключили настоящий договор, согласно которому Субподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ на объекте : автодорога в с.Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм собственными силами в соответствии  утвержденной проектно-сметной документацией и локальным сметным расчетом, являющимися приложением к данному договору; с качеством работ, соответствующим действующим нормативам, а Генподрядчик берет на себя обязанности по оплате данных работ в размерах и формах, предусмотренных настоящим договором.

 

   АО «Солнцевское ДЭП»   06.09.2017г. на официальном сайте  Единой системы в сфере закупок  размещено  извещение  (документация)  о проведении  закупки у единственного поставщика (№31705495980) услуги на строительство объекта:  автодорога в с.Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм. 

Из информации, размещенной на официальном сайте в сфере закупок, Курским УФАС России установлено, что в составе документации по указанной закупке Заказчиком размещены следующие документы: извещение о проведении закупки, документация о закупке, проект договора строительного подряда, приложение к договору – локальный сметный расчет, протокол №19 от 06.07.2017г. заседания  закупочной комиссии АО «Солнцевское ДЭП»  по выбору поставщика.  

 

Также Курским УФАС  России установлено, что проектно-сметная документация,   являющаяся приложением к договору строительного подряда, не размещена Заказчиком в ЕИС.

 

На заседании Комиссии Курского УФАС  России представители Заказчика подтвердили, что проектно-сметная документация  относительно данной закупки не была размещена в ЕИС.

Указанные действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в не размещении на официальном сайте проектно-сметной документации, являющейся приложением к договору строительного подряда, нарушают ч. 5 ст. 4 ФЗ «О закупках»  и содержат признаки  административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5          ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Следовательно, довод жалобы в части размещения Заказчиком в ЕИС проектной документации  не в полном объеме  является обоснованным.

 

2.  По мнению Заявителя, в  закупочной документации, а именно в составе  проектной документации отсутствует декларация безопасности гидротехнического  сооружения (ГТС) - инженерной защиты моста от негативного  воздействия вод.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 ФЗ «О закупках» в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

 

Согласно  извещения о закупке, предметом  договора указанной закупки  является выполнение работ на объекте: автодорога в с. Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм. 

 

  Разделом 5 «Проект организации строительства»  (Том 5.1 «Проект организации строительства моста» п.1.1 краткая характеристика объекта строительства) проектной документации автодорога в с. Сазоновка Пристенского района -  Солнцевский  район,  установлены следующие виды выполняемых работ: мостовое сооружение, автомобильная дорога. Кроме того,  в локальном  сметном расчете, являющимся приложением к договору строительного подряда, не предусмотрено строительство гидротехнического сооружения инженерной защиты моста от негативного воздействия вод.

 

           На заседание Комиссии Курского УФАС России представители Заказчика представили материалы по закупке, в том числе проектную документацию, а также пояснили, что строительство автомобильных дорог и мостов регулируются государственными стандартами, в частности СНИП 34.13330.2012 (актуализированная версия 2.05.05.85), СНИП 35.13330.2011. Данными СНИПами руководствовалась проектная организация при изготовлении проектно-сметной документации на строительство указанного объекта. Согласно данных СНИПов декларация на гидротехническое сооружение  не требуется в составе проектной документации, так как ведется строительство не гидротехнического сооружения, а автомобильной дороги, в составе которой осуществляется строительство моста.

           

Курским УФАС России установлено, что проект на строительство объекта:  автодорога в с. Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм, прошел государственную экспертизу в Автономном учреждении Курской области «Государственная экспертиза проектов Курской области». В составе проектно-сметной документации указанного объекта строительства отсутствует декларация безопасности ГТС (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод).

 

Таким образом, не размещение декларации безопасности ГТС (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод) в составе  проектной документации указанной закупки обусловлено отсутствием такого документа в составе проектной документации.

Следовательно, обязанность Заказчика по размещению  в составе  закупочной документации декларации безопасности ГТС, отсутствующей в проектной документации, отсутствовала.

 

 Вопрос о необходимости  включения декларации безопасности ГТС (инженерной защиты моста от негативного воздействия вод) в состав проектно-сметной документации указанного объекта строительства, не относится к компетенции Комиссии антимонопольного органа в рамках рассмотрения жалобы в порядке ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите  конкуренции»).

 

3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединено в одну закупку проведение строительных работ по двум разнородным объектам: моста через реку; инженерной защиты моста через реку от негативного воздействия вод.

 

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции»  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу ч 3 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, действующим законодательством установлено право заказчика на формирование лота с учетом своей потребности и специфики предмета закупки, при соблюдении запретов, установленных ФЗ «О защите конкуренции», в целях развития добросовестной конкуренции и равного доступа участников закупки к участию в закупках.

 

Так, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ  на объекте: автодорога в с. Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм. 

Представители Заказчика пояснили, что в рамках договора строительного подряда, заключаемого Заказчиком, необходимо выполнить исключительно строительство низководного моста через реку Сейм, подходов к мосту и автомобильной дороги. Наименование  (предмет) закупки сформировано на основании  проектной документации по выполнению работ по строительству автодороги  в с. Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области, строительство моста через реку Сейм является неотъемлемой частью данного объекта.  

Таким образом, работы, составляющие объект закупки, необходимо выполнять в пределах одной автомобильной дороги на участках, непосредственно прилегающих друг к другу и образующих единый объект транспортной инфраструктуры.

   С учетом изложенного, подобное формирование объекта закупки, включающего работы, однородные по содержанию, характеру, объекту строительства, а также территориальному принципу, не противоречит частям 1, 3 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Предметом указанной закупки является выполнение работ на объекте: автодорога в с. Сазоновка Пристенского района до границы  Солнцевского района Курской области. Мост через реку Сейм. 

  Понятие моста, как одного из видов искусственного сооружения, при осуществлении дорожной деятельности, установлено положениями Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах»), ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» и ОДМ 218.2.012-2011 «Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах» искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. ГОСТ 33178-2014, мостовое сооружение - инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином «мост» (пункт З.1.). Мост - мостовое сооружение через реки или водные препятствия; обобщенное название мостового сооружения (пункт 3.2.).

В соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. ОДМ 218.2.012-2011, мостовое сооружение - искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием (пункт З.1.). Мост - мостовое сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над водным препятствием, имеющим естественное дно в пределах мостового сооружения (пункт 3.2.).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений) настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»  гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 

Из вышеуказанных норм, следует, что мост, являясь искусственным сооружением, исходя из своего технического предназначения, не может являться гидротехническим сооружением, поскольку его предназначение не направлено для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, как это определено положениями Закона о безопасности гидротехнических сооружений.

Ссылка подателя жалобы на разъяснение Минстроя России от 27.06.17 № 22584- АС/08 несостоятельна, поскольку такое инженерное сооружение как мост, не является инженерной защитой, его предназначение не направлено на предохранение от воздействия водных потоков, волн, подтопления.

Более того, указанное разъяснение связано с исполнением требований Закона о безопасности гидротехнических сооружений, применение которого в отношении моста (мостового сооружения) не предусмотрено.

           

            Вместе с тем, Заявитель  явку представителей на рассмотрение жалобы не обеспечил, а также не представил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции ввиду неправомерного объединения Заказчиком в один лот проведение строительных работ по двум разнородным объектам. В доводах жалобы Заявителя не содержится ссылок на конкретные положения технической документации, в которых предусмотрено строительство гидротехнического сооружения инженерной защиты моста от негативного воздействия вод.

 

            Принимая во внимания изложенные обстоятельства, Комиссия Курского УФАС России пришла к выводу о том, что доводы Заявителя об объединении в одну закупку  строительных работ по двум разнородным  объектам не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.  

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения  жалобы по существу комиссия антимонопольного органа  принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции»,  ФЗ «О закупках» Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

            1.  Признать жалобу ООО «ЭкоГидроСервис» частично обоснованной.

            2.  Признать заказчика - АО «Солнцевское ДЭП»  нарушившим   ч. 5 ст.4  Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            3. Выдать  Заказчику (организатору торгов) -  АО «Солнцевское ДЭП»  обязательное для исполнения предписание,  направленное на устранение выявленного нарушения ч. 5 ст.4  Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

   4. Материалы дела № 03-01/09-2017  передать уполномоченному  должностному лицу Курского  УФАС России  для решения вопроса о привлечении виновных лиц  к административной  ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               «…»            

 

Члены Комиссии                                                                                           «…»  

                                                                                                                             

  «…»       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны