Решение б/н Решение по делу по делу №03-01/11-2018 от 11 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                  • Е Ш Е Н И Е

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу №03-01/11-2018

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2018 года.                                                                                         г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель Комиссии:

«…» – заместитель  руководителя управления – начальник отдела товарных и финансовых рынков  Курского УФАС России;

Члены комиссии:

«…» – главный специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России;

 

рассмотрев дело №03-01/11-2018 по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 18.07.2011 г.
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей ИП «…» «…» по доверенности, «…» по доверенности, в присутствии представителей
ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России «…» по доверенности, «…» по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель

«…»

Заказчик

ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Организатор закупки

ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Ответчик

ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Способ  закупки

открытый конкурс в электронной форме

Предмет закупки

право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений в административных и жилых зданиях ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России

Правовой акт, регламентирующий закупочную деятельность (положение о закупке)

Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Информация о закупке размещена

www.rts-tender.ru закупка № 480614, в единой информационной системе (далее ЕИС) zakupki.gov.ru № 31807188962

Начальная (максимальная) цена договора (НМЦ)

11 215 295 (одиннадцать миллионов двести пятнадцать тысяч двести девяносто пять) рублей 83 копейки

Дата начала подачи заявок

22.11.2018г.

Дата окончания подачи заявок

13.12.2018г.

Дата рассмотрения заявок

14.12.2018г.

Дата подведения итогов

17.12.2018г.

Допущены к участию в закупке   

 

1) «…»

2) ООО Клининговая компания «МирКлин»

3) «…»

4) ООО «СТРОЙСЕРВИС»      

Отказано в допуске к участию в закупке

-

Протоколы

1) Протокол № 31807188962-1 от 14.12.2018

2) Протокол № 31807188962-2 от 14.12.2018

3) Протокол № 31807188962-3 от 17.12.2018

Доводы жалобы

       1. Итоговые баллы, начисленные Заказчиком, не соответствуют заявленной значимости критериев оценки в Информационной карте конкурса;

2. Система оценки заявок незаконна и противоречит Постановлению Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. В ходе подведения итогов конкурса допущено нарушение п.4.1.8. Положения о единой комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России;

4. Заказчиком допущено нарушение ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», путем предоставления одному из участников конкурентного преимущества, в силу того, что значимость ценового и не ценового критериев установлена равной – 50%.

 

В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

 

Доводы организатора закупки

  1. С доводами ИП «…»., изложенными в жалобе, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России не согласно.   

  2. Конкурсная документация для проведения закупки сформирована с учетом требований, установленных Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации;

   3. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Приложением 1 к Положению о закупке, критерии оценки предусмотрены в пределах, установленных Положением о закупках.

          

 В ходе рассмотрения жалобы доводы поддержаны.

 

Договор по итогам закупки на дату рассмотрения дела

не заключен

 

  В соответствии с ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О защите конкуренции») антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее  - ФЗ «О закупках»).

 

Согласно ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

 

В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Во исполнение ч.2 ст.2 ФЗ «О закупках» ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России в закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее Положение о закупках). 

 

По результатам рассмотрения жалобы и представленных участниками дела документов и пояснений, Комиссия Курского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

  1. В соответствии с Приложением 1 Положения о закупках (Порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений) значимость критерия оценки заявок «цена договора» должна быть не менее 20%, значимость критерия оценки заявок «квалификация участника» не более 70%. В конкурсной документации заявлена значимость критерия оценки заявок «цена договора» 50%, значимость критерия оценки заявок «квалификация участника» 50%.

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле, указанной в Приложении 1 Положения о закупках (Порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений). Закупочная комиссия начисляла рейтинг заявок в соответствии с указанной формулой.

 

Следовательно, довод жалобы о неправильности применения Комиссией Заказчика критериев оценки заявок является необоснованным.

 

  1. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупка №31807188962 проводилась в соответствии с Федеральным законом от18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Следовательно, довод жалобы о нарушении указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085, является необоснованным.

 

  1. Согласно п.4.1.8 Положения о единой комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

 

Комиссией Курского УФАС России признаков нарушения п.4.1.8. Положения о единой комиссии по закупкам товаров, работ, услуг для нужд ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России не установлено.

 

  1. При рассмотрении Комиссией довода жалобы о нарушении Заказчиком ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» установлено следующее:

 

4.1. В соответствии с Положением о закупках выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться следующими способами: закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); запрос цен; запрос предложений; аукцион; конкурс.

 

В п.17 Положения о закупках указано, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона может осуществляться, если предметом закупки является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция и единственным критерием оценки предложений участников закупки является цена, при этом начальная (максимальная) цена договора предельными размерами не ограничивается.

 

В п.18 Положения о закупках указано, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса может осуществляться, если предметом закупки не является простая и (или) стандартно сопоставимая продукция (товары, работы, услуги), первоочередное значение придается оценке квалификации и опыту поставщиков (подрядчиков, исполнителей), либо иным условиям поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), а начальная (максимальная) цена договора предельными размерами не ограничивается.

 

Таким образом, Положением о закупках установлен закрытый перечень условий для проведения закупки в форме конкурса: необходимость получения нестандартной услуги, при оказании которой первоочередное значение имеет квалификация и опыт подрядчика, либо иные особые условия оказания услуги.

 

Из содержания Конкурсной документации, в том числе Технического задания, не усматривается нестандартность услуги по уборке, особые требования к квалификации персонала подрядчика, необходимость наличия опыта для выполнения данной услуги, а также иных особых условий оказания услуги, которые бы обосновали необходимость проведения закупки в форме конкурса.

 

В ходе заседания Комиссии Курского УФАС России представители Заказчика также не назвали объективных оснований проведения закупки в форме конкурса.

 

Оказание услуг по уборке помещений в административных и жилых зданиях ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России является простой, стандартно сопоставимой услугой, единственным критерием оценки предложений участников закупки может выступать цена, в связи с чем данная услуга может быть проведена путем аукциона.

Выбор способа закупки в нарушение требований п.17, п.18 Положения о закупках (конкурс вместо аукциона) налагает на потенциальных участников закупки дополнительные обязательства по подтверждению опыта и квалификации, устанавливает дополнительные требования, что может привести к ограничению круга потенциальных участников закупки и способно привести к ограничению конкуренции.

 

Таким образом Комиссией Курского УФАС России установлены признаки нарушения Заказчиком ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

Победителем данной закупки признано ООО Клининговая компания «МирКлин», которое предложило минимальное снижение цены в размере 95 руб. 83 коп. от НМЦ 11 215 295 руб. 83 коп. и получило 0 баллов по критерию «цена договора». При этом заявки других участников закупки были существенно ниже заявленной НМЦ.

 

№ пп

Участник

НМЦ (руб)

Предложение участника (руб)

Снижение от НМЦ (руб)

1

ИП «…»

11 215 295,83

10 025 260

1 190 035,83

2

ООО Клининговая компания «МирКлин»

11 215 295,83

11 215 200

95,83

3

ИП «…»

11 215 295,83

10 405 450

809 845,83

4

ООО «Стройсервис»

11 215 295,83

10 212 649

1 002 646,83

 

4.2. При принятии настоящего решения Комиссия Курского УФАС России также принимала во внимание следующие обстоятельства.

 

 В период с 2015 года по 2018 год ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по уборке помещений в административных и жилых зданиях ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России ежегодно проводился исключительно путем проведения конкурса: 2015 год – закупка №31502239696, закупка № 31503013968; 2016 год – закупка №31604397803; 2017 год – закупка №31705779818; 2018 год – закупка №31807188962. По результатам конкурса все договоры заключены с ООО Клининговой компанией «МирКлин». При этом из документаций закупок следует, что ООО Клининговая компания «МирКлин» в каждом из конкурсов предлагало наименьшее снижение НМЦ по сравнению с другими участниками.

 

При этом значимость критерия оценки заявок «цена договора», установленная Конкурсной документацией, при проведении закупок в 2015-2017 гг. составляла 70%, при проведении закупки в 2018 г. была изменена и составлила 50%. Значимость критерия оценки заявок «квалификация участника», установленная Конкурсной документацией, при проведении закупок в 2015-2017 гг. составляла 30%, при проведении закупки в 2018 г.  изменена и составлила 50%.

 

Для определения рейтинга по критерию «квалификация участника конкурса», согласно Конкурсной документации, каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов, при этом максимальное значение показателя «опыт выполнения аналогичных работ» составляет 70 баллов, а максимальное значение показателя «наличие постоянного штата работников» составляет 30 баллов.

 При проведении закупок в 2015-2017 гг. для получения максимального значения показателя «наличие постоянного штата работников» был необходим штат работников от 100 человек включительно и более. При проведении закупки в 2018 г. для получения максимального значения показателя «наличие постоянного штата работников» был необходим штат работников от 50 человек включительно и более.

 

При этом штат работников ООО Клининговой компании «МирКлин» при проведении закупок в 2015-2017 гг., согласно поданным заявкам, составлял более 100 человек. При проведении закупки в 2018 г. штат работников ООО Клининговой компании «МирКлин», согласно поданной заявки, составлял 56 человек.

 

При проведении закупки №31807188962 в 2018 году Заказчик изменил значимость критериев оценки заявок «цена договора» и «квалификация участника конкурса» в сравнении с закупками, проведенными ранее. Также Заказчиком были изменены правила определения рейтинга по критерию «квалификация участника конкурса» в части показателя «наличие постоянного штата работников».

 

Вышеуказанные изменения в Конкурсной документации привели к тому, что победителем данной закупки вновь признано ООО Клининговая компания «МирКлин», которое предложило минимальное снижение от НМЦ в размере 95 руб. 83 коп.

 

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что неправильный выбор Заказчиком способа закупки в нарушение п. 17, 18 Положения о закупках способствовал произвольному установлению/изменению критериев оценки заявок и привел к ограничению конкуренции.

 

Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещены действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

 

Таким образом Комиссией Курского УФАС России установлены признаки нарушения Заказчиком ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 23, ч. 1 ст. 17, ст. 18.1, 41, 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП «…» частично обоснованной.
  2. Признать Заказчика ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России нарушившим ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции», ч.1 ст.2 ФЗ «О закупках», п.17, п.18 Положения о закупках.
  3. Выдать Заказчику предписание об отмене определения поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме №31807188962.

 

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                             ___________________         «…»                                                                                                             

Члены Комиссии                                          ___________________         «…»

 

                                                                        ___________________         «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны