Предупреждение б/н Предупреждение ПАО СК "Росгосстрах" от 20 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководителю

ПАО СК «Росгосстрах»

       __________________________________

        

 

Копия для сведения:

 

       Руководителю филиала

ПАО СК «Росгосстрах»

       в Курской области

       __________________________________

        

 

                       (с уведомлением о вручении)

 

      

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/07-2018

ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ,
СПОСОБСТВОВАВШИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРУШЕНИЯ

 АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее -  Курское УФАС России) установлено  наличие в действиях Публичного акционерного общества Страховая Компания «Росгосстрах» (ИНН 7707067683,  ОГРН 1027739049689) в лице  филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Курской области   (далее – ПАО  СК «Росгосстрах») признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе цен в электронном виде (изв. № 31806036881 от 22.01.2018г.) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

В Курское УФАС России поступила жалоба САО «ВСК»  в лице Курского филиала, при рассмотрении которой, с учетом дополнительно полученных материалов, Курским УФАС России установлено, что цена договора (страховая премия), предложенная в заявке ПАО СК «Росгосстрах» при участии  в указанном запросе цен, рассчитана с нарушением требований Федерального закона  от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об ОСАГО») и является необоснованно заниженной.

 

 21.01.2018г. АО ИК «АСЭ» на официальном сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») было опубликовано извещение № 31806036881 о проведении закупки  в форме закрытого запроса цен в электронной форме по ОСАГО для нужд  АО ИК «АСЭ».

 Согласно документам по запросу цен, Заказчиком (АО ИК «АСЭ») установлена начальная (максимальная) цена контракта 311 961руб.46 коп. Объектом закупки являлось оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Заказчика как владельца 77 транспортных средств в течение 1 года.

 

 

01.02.2018 года Заказчиком была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен в порядке, установленном ФЗ «О закупках», заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям, установленным в закупочной документации.

 

Участие  в запросе цен принимали  7 страховых компаний, сделавшие следующие предложения по цене договора:

- ПАО СК «Росгосстрах»               - 257 617 руб. 37 коп.;

- САО «ВСК»                                    - 281 119 руб. 95 коп.;

- АО «СОГАЗ»                                  - 290 949 руб. 79 коп.;

- ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»   - 291 968 руб. 20 коп.;

- АО «АльфаСтрахование»              - 295 490 руб.49 коп.;

- ЗАО «МАКС»                               - 296 009 руб. 21 коп.;

- СПАО «РЕСО-Гарантия»              - 297 440 руб. 00 коп.

 

 Победителем запроса цен в электронном виде признан участник ПАО СК «Росгосстрах»         (протокол № 08-02-2018г. от 01.02.2018г.).

Ценовое предложение (страховая премия) в заявке ПАО СК «Росгосстрах», оказалось значительно ниже  предложений остальных шести  участников закупки,  составив  257 617,37 руб.

 

В этой связи, расчет страховой премии, сделанный  ПАО СК «Росгосстрах» в заявке, был проверен и проанализирован Курским УФАС России по каждому транспортному средству. Установлено, что по каждому транспортному средству рассчитана сумма страховой премии. В строке «Итого» (Премия руб.) вместо суммы 302 539,11 руб. (сумма всех страховых премий по 77 транспортным средствам) в заявке ПАО СК «Росгосстрах» указана иная сумма – 257 617, 37 руб., заниженная на 44 921,74 руб. 

 

В целях исполнения возложенных на антимонопольный орган статьёй 22 ФЗ «О защите конкуренции» функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами и на основании статьи 25 ФЗ «О защите конкуренции» в адрес ПАО СК «Росгосстрах» был направлен запрос о предоставлении информации об обоснованности снижения начальной (максимальной) цены договора при участии в  запросе цен   № 31806036881 с 311 961 руб. 46 коп. до предложенной ПАО СК «Росгосстрах» цены 257 617 руб. 37 коп.

 

Из письменных пояснений (вх. № 1317 от 26.03.2018г.), представленных в адрес Курского УФАС России  ПАО СК «Росгосстрах», следует, что сумма страховой премии, рассчитанная ПАО СК «Росгосстрах»  в соответствии с положениями  действующего законодательства об ОСАГО, составила 302 539, 11 руб. Однако при подаче заявки (предложения) при участии в запросе цен ПАО СК «Росгосстрах» указало заниженную сумму - 257 617, 37 руб.

 Из письменных пояснений общества следует, что: «Снижение цены контракта произошло в результате технической (арифметической) описки при автоматизированной обработке всех сумм, полученных при обработке всех документов, которые легли в основу расчета».

 

Таким образом, Курским УФАС России установлено, что ПАО СК «Росгосстрах»  при участии в запросе цен занизило общую страховую премию по 77 транспортным средствам заказчика на 44 921,74 руб.

  

Указание  ПАО СК «Росгосстрах»  при участии в запросе цен заниженной суммы  страховой премии  в размере 257 617,37 руб. послужило основанием для признания ПАО СК «Росгосстрах» победителем. По итогам запроса цен (изв. № 31806036881) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (№ 40/24799-Д) 13.02.2018г. был заключен с ПАО СК «Росгосстрах», предложившим наименьшую цену услуги по ОСАГО (страховую премию).  Указанный договор ОСАГО был заключен на сумму 249 197, 21 руб. по страхованию 76 транспортных  средств, вместо 77 транспортных средств, указанных в заявке на участие в запросе цен.

 

 Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об ОСАГО»).

П.1 ст.9  ФЗ «Об ОСАГО»  предусмотрено, что страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 данного Федерального закона.

   Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО» указанного Федерального закона, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

 

 Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014г. №3384-У.

 

Как следует из ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

 

ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК», АО «СОГАЗ», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», АО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС», СПАО «РЕСО-Гарантия» имеют действующие лицензии на ОСАГО и осуществляют страхование ОСАГО, в том числе на территории Курской области, следовательно, являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Курской области.

 

Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3  настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Таким образом, ПАО СК «Росгосстрах», САО «ВСК», АО «СОГАЗ», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», АО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС», СПАО «РЕСО-Гарантия»  являются конкурентами при участии в рассматриваемом запросе цен, состязаясь за право заключения договора на оказание услуг по ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном договором.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Поскольку, как было указано выше, страховщики – участники запроса цен состязались за право заключения договора на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном договором, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере страховой премии, рассчитанной без нарушений законодательства, следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками конкурса рассматривается как недополученный доход (упущенная выгода) согласно ч.2 ст.15 ГК РФ.

 

Согласно ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено  (упущенная выгода).

 

Действия ПАО  СК «Росгосстрах»  по необоснованному занижению  суммы страховой премии при подаче  ценового предложения о цене договора по ОСАГО, при участии в запросе цен от 22.01.2018г. № 31806036881 направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности по ОСАГО, противоречат законодательству Российской Федерации, в частности Указанию ЦБ РФ № 3384-У и ч.6 ст.9 ФЗ «Об ОСАГО», обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам САО «ВСК», АО «СОГАЗ», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», АО «АльфаСтрахование», ЗАО «МАКС», СПАО «РЕСО-Гарантия»  в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта),  и, следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

            В соответствии со ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», запрещены иные формы недобросовестной конкуренции, не предусмотренные статьями 14.1-14.7 ФЗ «О защите конкуренции». 

 

  Кроме того, косвенным подтверждением намеренного занижения ПАО СК «Росгосстрах» ценового предложения (страховой премии) в ходе запроса цен является тот факт, что ценовое предложение было подано ПАО СК «Росгосстрах» позднее добросовестных участников запроса цен, рассчитавших ценовое предложение в соответствии с требованиями законодательства об ОСАГО.

В условиях государственного регулирования ценообразования на ОСАГО, предусмотренного законодательством, ценовая конкуренция участников в ходе запроса цен на заключение договора ОСАГО существенно ограничена.  

 

Согласно п. 13 ч. 10 ст.4 ФЗ «О закупках» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. 

 

Согласно п.3 ст.6.2.4, п.12 пп. 12.3 Раздела 1 приложения №12 к Единому отраслевому стандарту закупок (Положению о закупке) АО ИК «АСЭ» при проведении запроса цен после проведения переторжки (если проводилась) комиссия ранжирует заявки по цене, начиная с наименьшей. При равенстве цен заявок различных участников лучшее (более высокое) место в ранжировке получает участник, который раньше подал заявку на участие в запросе цен.   Победителем запроса цен считается участник, предложивший минимальную цену и которому присвоено первое место.

 

Таким образом, в условиях проведения запроса цен на ОСАГО добросовестные участники, рассчитавшие цену договора в соответствии с требованиями действующего законодательства, предполагая добросовестность остальных участников запроса цен (т.е. принимая во внимание возможность подачи конкурентами равных ценовых предложений) стремятся подать ценовое предложение как можно раньше. Данный вывод также подтверждается подачей заявок АО «СОГАЗ», АО «АльфаСтрахование», ПАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», САО «ВСК», ЗАО «МАКС», СПАО «РЕСО-Гарантия»  в первые три дня подачи заявок для участия в запросе цен – с 24.01.2018г. по 26.01.2018г.

 

В свою очередь, ПАО СК «Росгосстрах» подало свое предложение после всех предложений, поданных другими страховщиками, в последний день (29.01.2018г.) за 36 минут до окончания подачи заявок для участия в запросе цен. При добросовестном расчете ценового предложения (страховой премии), это практически полностью исключает победу в запросе цен. Тогда как подача заведомо заниженного ценового предложения может обеспечить победу даже участнику, подавшему  свое ценовое предложение последним, как и случилось в рассматриваемом запросе цен.

 

Вышеизложенные выводы также косвенно подтверждают недобросовестную конкуренцию в действиях ПАО СК  «Росгосстрах».

 

Таким образом, в действиях ПАО СК «Росгосстрах» установлены все признаки недобросовестной конкуренции запрещённые ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.  При этом возбуждение дела о нарушении ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» до выдачи предупреждения не допускается.   

 

 В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

                                               ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

Публичное акционерное общество Страховая Компания «Росгосстрах» в лице  филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Курской области  о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- издания распорядительного документа ПАО СК «Росгосстрах» о недопущении сотрудниками ПАО СК «Росгосстрах» действий по незаконному занижению суммы страховой премии при расчете суммы страховых премий для транспортных средств и при подаче ценовых предложений при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Курской области;

- доведения указанного распорядительного документа до сведения всех сотрудников, в должностные обязанности которых входит расчет и дальнейшая подача ценового предложения при участии во всех видах торгов на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Курской области;

- обеспечения контроля за исполнением указанного распорядительного документа.

 

Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения ПАО СК «Росгосстрах» настоящего предупреждения.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением ПАО СК «Росгосстрах» такого предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны