Определение б/н Определение о назначении дела № 03-05/08-2016 к рассмотрени... от 24 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 03-05/08-2016 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К  РАССМОТРЕНИЮ

 

23 марта  2016года                                                                                                                             г.Курск

                                                                                   

             Председатель Комиссии  управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства руководитель Курского УФАС России государственный советник РФ 2 класса Х

                                                                              У С Т А Н О В И Л:

           

В Курское УФАС России поступило заявление АО «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ»)  о нарушении, по мнению заявителя, со стороны Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах»  в лице филиала Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» в Курской области (далее – СПАО «Ингосстрах»)  ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

            По мнению заявителя, СПАО «Ингосстрах» при участии в запросе котировок (изв. № 0344200025215000090 от 24.11.2015 г.) предоставило необоснованно заниженное предложение о цене контракта, в нарушение установленных страховых тарифов, обязательных к применению всеми страховщиками. СПАО «Ингосстрах» предложило необоснованно низкую цену контракта, рассчитанную в нарушение порядка, предусмотренного ФЗ «Об ОСАГО» и Положения «О правилах ОСАГО».

В результате данных действий СПАО «Ингосстрах» получило необоснованное конкурентное преимущество и стало победителем запроса котировок (изв. № 0344200025215000090 от 24.11.2015 г.)  на оказание услуг по ОСАГО.

Согласно сведениям, представленным заявителями, на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.11.2015 г. было опубликовано извещение № 0344200025215000090 о проведении закупки в форме запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств. К аукционной документации Заказчиком приложен расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств ОБУ «МФЦ» по каждому транспортному средству. 

Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере 38 014, 52 руб. в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 3384-У.

         Для участия в электронном аукционе было допущено 3 заявки: САО «ВСК»,  АО «СОГАЗ»,  СПАО «Ингосстрах».

Все заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации  о проведении электронного аукциона в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе» ).

  Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок к извещению о проведении запроса котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090, цена контракта, предложенная участниками аукциона, составила:  СПАО «Ингосстрах» 37 347, 59 руб.,  САО «ВСК»  38 014, 52 руб., АО «СОГАЗ»  38 014, 52 руб.

  Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок к извещению о проведении запроса котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090 победителем было признано СПАО «Ингосстрах», как участник, предложивший наименьшую цену контракта. САО «ВСК» заняло второе место после победителя.

  Курским УФАС России проанализированы ценовые предложения всех страховых компаний-участников электронного аукциона по всем позициям аукционной документации (6 ТС).

САО «ВСК» и АО «СОГАЗ»  были представлены одинаковые ценовые предложения, с ценой контракта равной 38 014, 52 руб., рассчитанной в соответствии с действующими нормами законодательства об ОСАГО, с максимальным снижением суммы страховой премии в пределах, допустимых нормами Указания ЦБ РФ № 3384-У (минимальная допустимая цена услуги).

Однако ценовое предложение СПАО «Ингосстрах» оказалось ниже предложений остальных участников, составив 37 347, 59 руб.

В этой связи, Курским УФАС России была проанализирована заявка СПАО «Ингосстрах» по каждой позиции (6 ТС).

Установлено, что по позиции ТС № 2 СПАО «Ингосстрах» был применен существенно заниженный коэффициент КБМ, на основе данных, полученных из автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) (Таблица 1)

 

Таблица 1. Расчет ценового предложения в запросе котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090

№ позиции в аукционной документации Заказчика

Дата очередного страхования

КБМ, подлежащий применению

КБМ, примененный

СПАО «Ингосстрах»

2

30.12.2015 г.

0,95

0,85

 

Таким образом, при расчете ценового предложения (страховой премии) при участии в запросе котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090 СПАО «Ингосстрах» применило коэффициенты КБМ, противоречащие п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У. Это привело к занижению суммы страховой премии СПАО «Ингосстрах» - на 666, 93 руб. от цены предложенной САО «ВСК» и АО «СОГАЗ». По итогам запроса котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090 Государственный контракт был заключен с СПАО «Ингосстрах», предложившим наименьшую цену услуги по ОСАГО (страховую премию).

 

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО», регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

 

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием ЦБ РФ № 3384-У, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа; от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия.

Согласно п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (коэффициент КБМ).

Согласно п. 4 примечания к Приложению 2 Указания ЦБ РФ № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

В соответствии с ч. 1.8 Положения «О правилах ОСАГО» при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Как следует из ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

СПАО «Ингосстрах», САО «ВСК» и АО «СОГАЗ» имеют действующие лицензии на ОСАГО и осуществляют страхование ОСАГО, в том числе на территории Курской области, следовательно, являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Курской области.

 

Согласно ст. 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции. Статьей 8 указанного закона прямо закреплен принцип обеспечения конкуренции: контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.

Ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относится запрос котировок.

Таким образом, СПАО «Ингосстрах», САО «ВСК» и АО «СОГАЗ» являются конкурентами при участии в рассматриваемом запросе котировок, состязаясь за право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом.

 Поскольку, как было указано выше, страховщики – участники запроса котировок состязались за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере как минимум 38 014, 52 руб. (страховая премия, рассчитанная без нарушений законодательства), следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками аукциона рассматривается как неполученный доход (упущенная выгода) согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ.

 

Действия СПАО «Ингосстрах» по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в запросе котировок от 24.11.2015 г. № 0344200025215000090  направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, в частности Указанию ЦБ РФ № 3384-У и ФЗ «Об ОСАГО», обычаям делового оборота, в частности Правилам профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ и Методическому пособию РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам САО «ВСК» и АО «СОГАЗ» в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), и следовательно, являются недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, Курским УФАС России установлено  наличие в действиях   СПАО «Ингосстрах» признаков нарушения ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при участии в запросе котировок (изв. № 0344200025215000090 от 24.11.2015 г.) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).

 

В соответствии со ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», в ред. от 05.10.2015 г., действующей с 10.01.2016 г., запрещены иные формы недобросовестной конкуренции, не предусмотренные статьями 14.1-14.7 ФЗ «О защите конкуренции». 

 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».  

Курское УФАС России на основании ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»  25.02.2016г. выдало СПАО «Ингосстрах»  предупреждение №03-05/02-2016  об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение Курского УФАС России от 25.02.2016г. СПАО «Ингосстрах»  в установленный срок выполнено не было. Документированная информация, свидетельствующая об исполнении указанного предупреждения  в адрес Курского УФАС России до даты изготовления настоящего определения не поступала.

Согласно ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции»  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган  принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

            На основании изложенного издан приказ Курского УФАС России  от 23.03.2016г.  №87  о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения  СПАО «Ингосстрах»  ст.14.8  ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь  частью 13, частью  14 статьи 44  Федерального закона от 26.07.2006г.          № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                           О П Р Е Д Е Л И Л :

 

I. Назначить рассмотрение дела № 03-05/08-2016 по признакам нарушения  СПАО «Ингосстрах»  ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»   на   « 20 » апреля  2016 года на 11-00 часов по адресу: г. Курск, ул. Марата,9.

            II. Привлечь  СПАО «Ингосстрах»  к участию в рассмотрении дела  в качестве ответчика. 

III. Привлечь  АО «Страховое общество газовой промышленности» к участию в рассмотрении дела  в качестве  заявителя. 

IV. Привлечь  ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (заказчик) к участию в рассмотрении дела в качестве  заинтересованного лица. 

V. На основании ч.5 ст.45 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» СПАО «Ингосстрах»  представить в Курское УФАС России  в срок до «05» апреля 2016г.  следующую документированную информацию и сведения (заверенные читаемые копии) и пояснения:  

            1.  Свидетельства:  о госрегистрации в качестве юридического лица; о постановке на налоговый учет, учредительные документы СПАО  «Ингосстрах»; лицензии на право осуществления деятельности по страхованию, положение о Курском филиале СПАО  «Ингосстрах», доверенность руководителя филиала, приказ о назначении на должность.

2. Письменные мотивированные пояснения о причинах не выполнения СПАО «Ингосстрах» предупреждения Курского УФАС России от 25.02.2016г. №03-05/02-2016  об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства.

3. Сведения  о должностном лице СПАО «Ингосстрах», в чьи служебные обязанности входило решение вопроса о расчете суммы страховой премии и подаче ценового предложения о цене контракта при участии в запросе копировок изв. №0344200025215000090 от 24.11.2015г.  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (фамилия, имя, отчество,  должность, копию паспорта гражданина РФ);

- трудовой договор (контракт), приказ о назначении на должность указанного должностного лица;

- должностная инструкция (и/или иной документ, определяющий круг должностных обязанностей) указанного должностного лица;  

            4. Иные документы и пояснения, имеющие, по мнению ответчика, значение для принятия решения по делу.

                 По каждому пункту определения необходимо представить полный исчерпывающий ответ с приложением копий соответствующих документов, заверенных в установленном порядке. При отсутствии  какой-либо информации или документов необходимо письменно указать причины. Все документы предоставляются в прошитом виде.

Примечание:

- непредставление  или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный  орган, его территориальный орган (сведений) информации,  предусмотренных антимонопольным законодательством, в том числе непредставление сведений  (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в  федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений  (информации) влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 10 000 рублей до 15 000рублей; на юридических лиц от 50 000рублей до 500 000 рублей.    

                        - в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» информация, составляющая  коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

                        Явка руководителей  СПАО  «Ингосстрах», АО «СОГАЗ», ОБУ «МФЦ»  или их представителей   (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

             

Председатель  Комиссии                                                                                                       Ю.А.Комов

Связанные организации

Связанные организации не указаны