Предупреждение б/н Предупреждение от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                          Генеральному директору

                                                                          ООО «…»

                                                                          ________________________________                

                                                                          «…»

 

 

                                                                                (с уведомлением о вручении)

 

                       

                                                              Копия: Руководителю Отделения по Курской области

                                                                            Главного управления Центрального банка

                                                                            Российской Федерации

                                                                            по Центральному федеральному округу

                                                                            «…»

                                                                            _____________________________

                                                                            «…»

 

                                                                                  (с уведомлением о вручении)

 

 

           ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/08-2017

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях ООО «…» признаков нарушений ст.14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») (недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение относительно условий приобретения, качества, потребительских свойств, цены финансовой услуги; путем некорректного сравнения).

30.01.2017 г. в Курское УФАС России поступило заявление Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «…».

В ходе рассмотрения заявления Курским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ
«О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно ч. 1.1. ст. 2 указанного закона ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 №353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

09.02.2017 г. Курское УФАС России провело осмотр и копирование Интернет – страницы  ООО «…» в социальной сети «…» по адресу: «…».

На главной странице группы «…» в социальной сети «…» размещен заголовок «…». В разделе «Закрепленная запись» представлены информационные слайды. На слайде от 24.12.2016 размещен текст:

«…»

«Деньги под залог:»

«-Недвижимости (квартиры, огороды, земельные участки, гаражи)»

«-АВТОтранспорта (легковые и грузовые авто или ПТС, мотоциклы, квадроциклы, спецтехника)»

Ниже представлено изображение (визитной карточки) на котором размещен текст «АВТОломбард движимое и недвижимое имущество» «займы под легковые и грузовые автомобили сельскохозяйственную технику недвижимость». 

 

Ниже размешен текст: «Компания «…» одна из немногих, кто способен выдавать самые крупные суммы денег в кредит на любые сроки. Мы не только предоставляем деньги под залог автомобилей и других видов транспорта, но и выдаем кредиты под недвижимость и землю».

 

Ниже размещен текст: «Мы просто самые крутые, ведь у «…» большой опыт и отличная репутация!».

 

Ниже размещен текст: «Обращаясь в другой автоломбард вы рискуете оставить машину на плохоохраняемой стоянке, расположенной неизвестно где. В «…» лучшая автостоянка в «…» и выгодные условия займа.»

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации» информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

 

Распространяемая ООО «…» в группе «…» в социальной сети «…» информация является недостоверной и способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) услуг ломбардов в заблуждение относительно предмета залога и условий приобретения займа, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

1. Согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

Ч. 1 ст. 130 Гражданского Кодекса РФ  определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ФЗ «О ломбардах» не предусматривает права ломбарда  принимать в залог и на хранение недвижимое имущество.

Однако  в группе «…» в социальной сети «…» ООО «…» размещена информация о том, что данная организация может предоставлять займы под залог недвижимого имущества.

 

2. В распространяемой ООО «…» информации отсутствуют сведения о стоянке ООО «…», сумме займа, предлагаемой обществом при выдаче займов. При этом распространяется текст: «самые крупные суммы денег», «самые крутые», «лучшая автостоянка «…».

Курское УФАС России запросом (исх.№503 от 16.02.2017г.) затребовало у ООО «…» доказательства, подтверждающие утверждение, что в ООО «…» «лучшая автостоянка в «…», «Мы самые крутые», «самые крупные суммы денег» а именно:

- сведения о минимальной, средней и максимальной «сумме денег» в других ломбардах «…»;

- результаты исследований, опросов, статистические данные, иные материалы, подтверждающие информацию, размещенную в группе «…» в социальной сети «…» «лучшая автостоянка «…», «Мы самые крутые», «самые крупные суммы денег»;

- данные о лице (организации), которое проводило сравнительный анализ условий получения займа. 

Доказательств, подтверждающих достоверность информации, распространяемой ООО «…»: «лучшая автостоянка «…», «Мы самые крутые», «самые крупные суммы денег», общество представить не смогло.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Справедливость - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей (Современный экономический словарь).

Добропорядочный - приличный, достойный одобрения, порядочный - честный, соответствующий принятым правилам поведения (Толковый словарь Ожегова). 

Добросовестность, разумность и справедливость - общий принцип, помогающий установить пределы осуществления субъектами принадлежащих им гражданских прав, а также восполнить пробелы в законодательстве. Введен в гражданское законодательство РФ в 1995 г. с принятием ГК РФ. Содержание принципа конкретизируется в ходе применения норм гражданского права судебными органами. Позволяет определить содержание прав и обязанностей сторон обязательства в отсутствие прямой регламентации отношений законом, соглашением сторон, обычаями делового оборота  при невозможности использовать закон и право по аналогии (Большой юридический словарь).

ООО «…» является коммерческой организацией – хозяйственным обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6 «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «…» является хозяйствующим субъектом.

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, кроме ООО «…» зарегистрированы и осуществляют деятельность 31 ломбард, в том числе 24 в г. Курске. Указанные ломбарды являются конкурентами ООО «…» и состязаются между собой и с ООО «…» за привлечение потребителей услуг ломбардов - заемщиков с целью получения прибыли (процентов по займу) на рынке услуг ломбардов (краткосрочных займов под залог движимого имущества, код ОКВЭД 64.92.6) г. Курска.

В силу ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

В силу ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Размещенная в группе «…» в социальной сети «…»  ООО «…» информация формирует у потребителей (потенциальных потребителей) – заемщиков ложное убеждение, что данная организация может предоставлять займы под залог недвижимого имущества, предоставляет финансовые услуги на условиях лучших, чем у конкурентов, является недостоверной и вводит неограниченный круг заемщиков (потенциальных заемщиков) в заблуждение относительно условий приобретения услуги и лица, оказывающего услугу, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

Введение в заблуждение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам путем распространения недостоверной информации об оказываемых услугах и привлечение большего числа заемщиков, в том числе тех, которые имеют возможность и намерение предоставить в залог при получении займа недвижимое имущество, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты таких заемщиков привлечь не могут.

Некорректное сравнение ООО «…» его услуг с услугами других хозяйствующих субъектов путем использования слов: «Самые крупные суммы денег», «Мы самые крутые», «лучшая автостоянка в Курске» создающих впечатление о превосходстве  хозяйствующего субъекта и (или) его услуги, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, сравнение, основанное исключительно на несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов и их услуг, направлено на привлечение внимания к своим услугам путем распространения недостоверной информации об оказываемых услугах и привлечение большего числа заемщиков, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты такой информации не распространяют.

Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам-ломбардам.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Таким образом, такое введение ООО «…» потребителей в заблуждение и некорректное сравнение с услугами конкурентов может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что распространение ООО «…» в информационно – телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «…» «…» информации, адресованной неопределенному кругу лиц, о предоставлении займов под залог недвижимости, при отсутствии у ломбарда права принимать в залог объекты недвижимости, о предоставлении услуг на условиях, лучших, чем у конкурентов, вводит потребителей (потенциальных потребителей) - заемщиков в заблуждение относительно предмета залога и условий приобретения финансовой услуги, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ООО «…», противоречит ч. 3 ст. 2 ФЗ «О ломбардах», ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации», требованиям справедливости, добропорядочности и разумности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам (ломбардам) в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях ООО «…» все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.2 ФЗ, ст. 14.3 «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

«…» о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения) путем прекращения распространения в информационно – телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «…» «…», а также любым иным способом информации о предоставлении займов под залог недвижимости, о предоставлений займов на условиях лучших, чем у конкурентов.

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения  ООО «…» настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением  предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель Курского УФАС России,

Государственный советник РФ 2 класса                                                                  «…»

 

 

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны