Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/28-2018 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТО... от 7 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Молочный дом» ____________________________________

«…»

 

(с уведомлением о вручении)

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/28-2018

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях ООО «Молочный дом» признаков нарушения п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении наименования, потребительских свойств и качества молока пастеризованного и творога.

В адрес Курского УФАС России от Департамента финансово-бюджетного контроля Курской области поступили материалы, свидетельствующие о производстве и реализации ООО «Молочный дом» молока пастеризованного и творога, информация на упаковке которых вводит потребителей в заблуждение в отношении наименования, потребительских свойств и качества указанных товаров, полученные в ходе контроля исполнения контрактов на закупку продуктов питания.

Так, согласно представленного протокола лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» № от «…» 2018 г. молоко пастеризованное м.д.ж. 2,5% дата изготовления 2018 г., срок годности 6 суток, упаковка потребительская (место отбора пробы - ОКУ соцобслуживания «Охочевский социальный приют для детей и подростков») не соответствует показателям жирно-кислотного состава молока коровьего (ГОСТ Р 52253-2004).

Согласно представленного протокола лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» № от .2018 г. творог м.д.ж. 9% дата изготовления 2018 г., срок годности 5 суток, упаковка потребительская (место отбора пробы – ОКУ СОН ССО «Щигровский межрайонный центр социальной помощи семье и детям») не соответствует показателям жирно-кислотного состава молока коровьего (ГОСТ Р 52253-2004, ГОСТ 31453-2013).

На территории Таможенного Союза требования к молоку и молочной продукции установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (далее – ТР ТС 033/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 №67, в котором определены обязательные требования к молоку и молочной продукции.

Целью принятия данного Технического регламента, исходя из положений пункта 1 Регламента, является защита жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности.

Согласно п. 66 ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и дополнительным требованиям настоящего технического регламента.

В соответствии с п. 5 раздела II ТР ТС 033/2013 молоко - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Согласно п. 3.1 ГОСТ 31450-2013. Межгосударственный стандарт. Молоко питьевое. Технические условия питьевое молоко: молочный продукт с массовой долей жира менее 10%, подвергнутый термической обработке, как минимум пастеризации, без добавления сухих молочных продуктов и воды, расфасованный в потребительскую тару.

Согласно п. 3.1, 4.1 ГОСТ 31453-2013. Межгосударственный стандарт. Творог. Технические условия творог: кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и методами кислотной или кислотно-сычужной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки путем самопрессования и (или) прессования, производится из цельного молока, нормализованного молока, обезжиренного молока, восстановленного молока, их смесей.

Согласно п. 5.1.6. указанного ГОСТа жировая фаза творога должна содержать только молочный жир, жирно-кислотный состав жировой фазы творога приведен в Приложении А к ГОСТу.

Согласно п. 69, 79 ТР ТС 033/2013 наименования молока и молочной продукции должны соответствовать понятиям, установленным в разделе II настоящего технического регламента; в случае если продукты не соответствуют идентификационным показателям, установленным настоящим техническим регламентом, не должны использоваться в наименованиях ассортиментных знаков и других дополнительных наименованиях молока и продуктов переработки молока понятия, установленные в разделе II настоящего технического регламента.

 

Таким образом, реализация продукции с наименованиями «молоко», «творог», в то время как указанная продукция не соответствует нормативно закрепленным требованиям к продукции с таким наименованием, а также не соответствует молоку по химическому составу, вводит потребителей, покупателей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров

Пунктом 1 статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

 

ООО «Молочный дом» является юридическим лицом – коммерческой организацией, таким образом, согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Молочный дом» является хозяйствующим субъектом.

На территории Курской области производят, а также реализуют молоко и молочную продукцию, помимо ООО «Молочный дом», более 20 хозяйствующих субъектов, которые состязаются между собой и с ООО «Молочный дом» за привлечение покупателей продукции и являются конкурентами.

Действия ООО «Молочный дом» по производству и введению в гражданский оборот продуктов под названием «молоко», «творог», которые фактически не соответствуют по составу молоку и творогу, вводят в заблуждение потребителей продукции относительно потребительских свойств товара, поскольку при выборе таких продуктов, потребители ориентируются прежде всего на наименование товара, его состав, указание слов «ГОСТ» и т.п.

Данные действия нарушают законодательства в сфере производства, реализации пищевых продуктов (ст.7 гл.4 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»), ст. 10 Закона РФ от 07.09.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и противоречат обычаям делового оборота.

Указывая на упаковке продукта не соответствующую действительности информацию о качестве и потребительских свойствах продукции, ООО «Молочный дом» получает необоснованные конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке. Указанные действия ООО «Молочный дом» могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке молочной продукции путем оттока потребителей от продукции других производителей. ООО «Молочный дом» отвлекает потенциальных и фактических покупателей от продукции добросовестных субъектов предпринимательской деятельности тем, что не предоставляет достоверную информацию в отношении своего товара. Тем самым у потребителей формируется представление о том, что продукция, именуемая молоко, творог, соответствует требованиям нормативных документов и химическому составу молочных продуктов. При этом затраты ООО «Молочный дом» на производство товара, не соответствующего требованиям, ниже, чем у добросовестных производителей. Добросовестные конкуренты ООО «Молочный дом» лишаются возможности эффективно (с учетом более высоких затрат на производство нефальсифицированного (натурального) молока и творога) реализовывать свой товар, что, в свою очередь, сказывается на размере их прибыли.

Действия ООО «Молочный дом» по введению в гражданский оборот товара молоко пастеризованное м.д.ж. 2,5% дата изготовления 2018 г., срок годности 6 суток; творог м.д.ж. 9% дата изготовления 2018 г., срок годности 5 суток, состав, потребительские свойства и качество которых не соответствуют молоку, творогу и указанному ГОСТу, вводят потребителей в заблуждение в отношении качества, потребительских свойств товара, направлены на получение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности ООО «Молочный дом», противоречат требованиям ст.7 гл.4 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ст. 10 Закона РФ от 07.09.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», требованиям добропорядочности, справедливости, обычаям делового оборота, могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде упущенной выгоды.

Таким образом, Курским УФАС России установлены в действиях ООО «Молочный дом» все признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, запрещенной п.1 ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 14.2 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. При этом возбуждение дела о нарушении ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» до выдачи предупреждения не допускается.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

                                                                                                      ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

ООО «Молочный дом» («…») о необходимости прекращения нарушения пункта 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения введения в гражданский оборот продукции с указанием на этикетке «Молоко», «Творог», не соответствующей требованиям государственных стандартов и технических регламентов к молоку и молочной продукции.

Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения ООО «Молочный дом» настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением такого предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны