Предупреждение б/н Предупреждение 03-05/39-2018 от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/39-2018

         О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ  

                                       АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                          

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях <…> признаков нарушения ст.14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») в форме недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение, некорректного сравнения, выразившегося в распространении информации:

- о предоставлении займов под залог недвижимости, при отсутствии у ломбарда права принимать в залог объекты недвижимости;

- о предоставлении займов на условиях, лучших, чем у конкурентов, в частности «… в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», «Росломбард – Ломбард №1 в Курске»;

- об осуществлении деятельности по скупке ювелирных изделий, автомобилей, техники, при отсутствии у ломбарда права осуществлять данную деятельность;

- о расположении офисов <...> во всех районах города («Сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда <...> в Курске расположена в каждом районе города»), учитывая, что отделения ломбарда находятся только в одном административном округе г. Курска.

 

<...> осуществляет свою предпринимательскую деятельность в г. Курске по адресам: <…>

Курское УФАС России 25.09.2018 г. провело осмотр и копирование сайта <...> в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: <...>.

На главной странице сайта с заголовком<..>, указан контактный телефон<…>, справа размещена ссылка на адреса отделений ломбарда в г.Курске, ниже размещены ссылки «Условия займа», «Каталог товаров», «Акции», «Частые вопросы», «Вакансии», «Контакты». Ниже расположено цифровое окно с меняющимися слайдами, на котором размещены блоки с заголовками: «Залог золота», «Залог техники», «Залог авто», «Залог меха», «Каталог товаров», «Офисы ломбарда».

            Далее размещен калькулятор займа, справа от которого находится переход в раздел «Условия займа». Ниже расположены вкладки с заголовками: «Даем до 90% от цены», «до 1600 за грамм», «Скупаем все», «Ответы на вопросы». Далее размещено видео про<…>, рядом с которым находится текст с заголовком <...>  – Ломбард №1 в Курске, деньги под залог золота, техники, авто», далее размещен текст «…в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», «Сеть отделений расположены во всех районах Курска». Ниже представлены товары для продажи и карта с местами присутствия<…>.

            При переходе в раздел «Условия займа» на экране появляются цифровые окна с заголовками «Займ под залог техники», «Займ под залог золота и серебра», «Займ под залог автомобиля», «Займ под залог меховых изделий». Ниже расположен текст: «Компания <…> в Курске предлагает займы под залог изделий из золота и серебра, автомобилей, техники, электроники, меха и недвижимости». После перечислены условия предоставления займа, среди которых указан следующий пункт: «…предоставить залог в качестве обеспечения займа (изделия из драгоценных металлов, техника, авто, шубы из натурального меха, недвижимость)».

            При переходе по вкладке «Скупаем все», на экране появляется заголовок «Цифровой ломбард: деньги под залог техники», под которым расположен один из слайдов с текстом «Выкуп любого товара (даже кредитного)».

            В разделе «Ломбард золота: деньги под залог золота» находятся  подзаголовки «Скупка и займы под залог золота», «Скупка и займы под залог серебра».

            В разделе «Автоломбард: деньги под залог автомобиля» находится подзаголовок «Срочный выкуп авто», далее по тексту «Срочный выкуп автотранспорта в <...>, «Наш автоломбард кроме выдачи займов под залог предлагает срочный выкуп автотранспорта и другой авто/мото техники».

            В разделе «Меховой ломбард: деньги под залог меховых изделий» в тексте присутствует фраза «Сеть отделений ломбарда <…> в Курске расположена в каждом районе города».

           

В нижнем правом углу главной страницы сайта «<...>» имеется указание на его принадлежность  <...>, а также в разделе «Наши реквизиты» указан юридический адрес <…>

 

 

Согласно ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

 1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Согласно ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

 

Сведения об услугах, оказываемых <...>, размещенные на сайте «<...>» в сети Интернет  в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации», являются общедоступной, свободно распространяемой информацией.

На основании акта осмотра и копирования материалов Интернет-сайта «<...>» от 25.09.2018 г. Курским УФАС России установлено, что в сети «Интернет» распространяется общедоступная информация, адресованная неопределенному кругу лиц:

- о предоставлении ломбардом займов под залог недвижимого имущества;

- о предоставлении услуг на условиях, заведомо лучших, чем у конкурентов («Росломбард – Ломбард №1 в Курске», «…в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний»);

- о скупке ювелирных украшений, техники, автомобилей («Скупаем все», «Выкуп любого товара (даже кредитного)», «Скупка и займы под залог золота», «Скупка и займы под залог серебра», «Срочный выкуп авто», «Срочный выкуп автотранспорта в<…>, «Наш автоломбард кроме выдачи займов под залог предлагает срочный выкуп автотранспорта и другой авто/мото техники»);

- о расположении офисов <...> во всех районах города («сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда <…> в Курске расположена в каждом районе города»).

 

Указанная информация является недостоверной и способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) услуг ломбардов в заблуждение относительно предмета залога и условий приобретения займа, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

 1. Согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ФЗ «О ломбардах» не предусматривает права ломбарда осуществлять скупку имущества, принадлежащего потребителю, а так же принимать в залог и на хранение недвижимое имущество.

Распространение <...> информации об оказании таких услуг создает у потенциальных потребителей впечатление, что данная деятельность может осуществляться ломбардом, и данные услуги они могут получить легально, а указанная деятельность <...> не противоречит законодательству, следовательно вводит их в заблуждение.

2. Утверждения: «<…>– Ломбард №1 в Курске», «…в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», создают впечатление о превосходстве <...> и его услуг, без указания конкретных характеристик и параметров сравнения с услугами конкурентов, имеющих объективное подтверждение.

3. Информация о наличии отделений <...> во всех районах города Курска («…сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда <…> в Курске расположена в каждом районе города», является недостоверной, поскольку статьей 12 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания 12.04.2007 г.  №332-3-РС, установлено деление города на 3 округа: Центральный, Железнодорожный, Сеймский. В соответствии с информацией, размещенной на сайте «<...>», об адресах осуществления деятельности <...>, все ломбарды находятся на территории Центрального округа г. Курска. Тем самым <...> вводит потенциальных потребителей в заблуждение, распространяя недостоверную информацию.

 

Введение в заблуждение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам, товарам путем распространения недостоверной информации и привлечение большего числа потребителей, в том числе тех, которые имеют возможность и намерение предоставить в залог при получении займа недвижимое имущество, желают продать свое имущество, тогда как добросовестные конкуренты таких потребителей привлечь не могут.

Некорректное сравнение <...> своих услуг с услугами других хозяйствующих субъектов направлено на привлечение внимания к своим услугам, привлечение большего числа заемщиков, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты такой информации не распространяют. Такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по предоставлению займов перед конкурентами, которые при распространении информации о своей деятельности действуют добросовестно, направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов. Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам-ломбардам.

 

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Следовательно, действия <...> по распространению информации, содержащей некорректное сравнение с конкурентами, введение в заблуждение могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

<...> является коммерческой организацией – хозяйственным обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6 «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» <...> является хозяйствующим субъектом.

 

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц, кроме <...> зарегистрированы и осуществляют деятельность 31 ломбард, в том числе 24 в г. Курске. Указанные ломбарды являются конкурентами <...> и состязаются между собой и с <...> за привлечение потребителей услуг ломбардов - заемщиков с целью получения прибыли (процентов по займу) на рынке услуг ломбардов.

 

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях <...> все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения, предусмотренные ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

 <...> о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения) путем прекращения распространения в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «<...>», а также любым иным способом, информации:

- о предоставлении займов под залог недвижимости;

- о предоставлении займов на условиях, лучших, чем у конкурентов, в частности «… в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний»,<…> – Ломбард №1 в Курске»;

- об осуществлении деятельности по скупке ювелирных изделий, автомобилей, техники;

- о расположении офисов <...> во всех районах города («сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда <…> в Курске расположена в каждом районе города»).

 

            Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения <...>  настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением  предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

           

Дополнительно Курское УФАС России обращает внимание на следующее.

Ранее, 13.03.2018 года Курским УФАС России было выдано <...> предупреждение №03-05/04-2018 о прекращении действий, которые содержали признаки нарушения ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» в форме некорректного сравнения (размещение информации на электронном табло в виде бегущей строки с текстом: «Самый низкий %»). Данное предупреждение было исполнено обществом в установленный срок, что позволило <...> избежать административной ответственности за недобросовестную конкуренцию.

Неисполнение настоящего предупреждения №03-05/39-2018, а также повторное нарушение антимонопольного законодательства будет являться основанием для привлечения к административной ответственности  в соответствии с ч.1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой недобросовестная конкуренция влечет наложение административного штрафа

- на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны