Решение б/н Решение Совместной комиссии Управления Федеральной антимоноп... от 27 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

Совместной комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

по делу №03-05/46-2018

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2018 г.                                     г. Курск

Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2018 г.

 

Совместная комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и Отделения по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Курск) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства финансовыми организациями в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

в отсутствии представителя ООО «Ломбард «Первый брокер»  (уведомлено о месте и времени рассмотрения дела),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Курским УФАС России установлено наличие в действиях ООО «Ломбард «Первый брокер» признаков нарушения ст.14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») в форме недобросовестной конкуренции путем введения в заблуждение, некорректного сравнения, выразившегося в распространении информации:

- о предоставлении займов под залог недвижимости, при отсутствии у ломбарда права принимать в залог объекты недвижимости;

- о предоставлении займов на условиях, лучших, чем у конкурентов, в частности «… в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», «Росломбард – Ломбард №1 в Курске»;

- об осуществлении деятельности по скупке ювелирных изделий, автомобилей, техники, при отсутствии у ломбарда права осуществлять данную деятельность;

- о расположении офисов ООО «Ломбард «Первый брокер» во всех районах города («Сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда «Росломбард» в Курске расположена в каждом районе города»), учитывая, что отделения ломбарда находятся только в одном административном округе г. Курска.

 

Курское УФАС России 25.09.2018 г. провело осмотр и копирование сайта ООО «Ломбард «Первый брокер» в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: <…>Актом осмотра установлено, что в сети «Интернет» по адресу <...> распространяется общедоступная информация, адресованная неопределенному кругу лиц:

- о предоставлении ломбардом займов под залог недвижимого имущества;

- о предоставлении услуг на условиях, заведомо лучших, чем у конкурентов («Росломбард – Ломбард №1 в Курске», «…в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний»);

- о скупке ювелирных украшений, техники, автомобилей («Скупаем все», «Выкуп любого товара (даже кредитного)», «Скупка и займы под залог золота», «Скупка и займы под залог серебра», «Срочный выкуп авто», «Срочный выкуп автотранспорта в «Росломбарде»», «Наш автоломбард кроме выдачи займов под залог предлагает срочный выкуп автотранспорта и другой авто/мото техники»);

- о расположении офисов ООО «Ломбард «Первый брокер» во всех районах города («сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда «Росломбард» в Курске расположена в каждом районе города»).

 

Сведения об услугах, оказываемых ООО «Ломбард «Первый брокер», размещенные на сайте <...> в сети Интернет  в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации», являются общедоступной, свободно распространяемой информацией.

Указанная информация является недостоверной и способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) услуг ломбардов в заблуждение относительно предмета залога и условий приобретения займа, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ФЗ «О ломбардах» не предусматривает права ломбарда осуществлять скупку имущества, принадлежащего потребителю, а так же принимать в залог и на хранение недвижимое имущество.

Распространение ООО «Ломбард «Первый брокер» информации об оказании таких услуг создает у потенциальных потребителей впечатление, что данная деятельность может осуществляться ломбардом, и данные услуги они могут получить легально, а указанная деятельность ООО «Ломбард «Первый брокер» не противоречит законодательству, следовательно вводит потребителей в заблуждение.

2. Утверждения: «Росломбард – Ломбард №1 в Курске», «…в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», создают впечатление о превосходстве ООО «Ломбард «Первый брокер» и его услуг, без указания конкретных характеристик и параметров сравнения с услугами конкурентов, имеющих объективное подтверждение.

3. Информация о наличии отделений ООО «Ломбард «Первый брокер» во всех районах города Курска («…сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда «Росломбард» в Курске расположена в каждом районе города», является недостоверной, поскольку статьей 12 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания 12.04.2007 г.  №332-3-РС, установлено деление города на 3 округа: Центральный, Железнодорожный, Сеймский. В соответствии с информацией, размещенной на сайте <...>, об адресах осуществления деятельности ООО «Ломбард «Первый брокер», все ломбарды находятся на территории Центрального округа г. Курска. Тем самым ООО «Ломбард «Первый брокер» вводит потенциальных потребителей в заблуждение, распространяя недостоверную информацию.

 

Согласно ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

 1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Согласно ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Введение в заблуждение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам, товарам путем распространения недостоверной информации и привлечение большего числа потребителей, в том числе тех, которые имеют возможность и намерение предоставить в залог при получении займа недвижимое имущество, желают продать свое имущество, тогда как добросовестные конкуренты таких потребителей привлечь не могут.

Некорректное сравнение ООО «Ломбард «Первый брокер» своих услуг с услугами других хозяйствующих субъектов направлено на привлечение внимания к своим услугам, привлечение большего числа заемщиков, тогда как добросовестные ломбарды – конкуренты такой информации не распространяют. Такие действия направлены на получение преимуществ при осуществлении деятельности по предоставлению займов перед конкурентами, которые при распространении информации о своей деятельности действуют добросовестно, направлены на повышение спроса потребителей на свои услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов. Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам-ломбардам.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с п.5 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

ООО «Ломбард «Первый брокер» является коммерческой организацией – хозяйственным обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по предоставлению займов под залог движимого имущества (код ОКВЭД 64.92.6 «Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества»). Таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Ломбард «Первый брокер» является хозяйствующим субъектом.

 

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Следовательно, действия ООО «Ломбард «Первый брокер» по распространению информации, содержащей некорректное сравнение с конкурентами, введение в заблуждение могут причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

 

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В этой связи Курским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Ломбард «Первый брокер» было выдано предупреждение №03-05/39-2018 от 27.09.2018г о необходимости прекращения действий, имеющих признаки нарушения ст. 14.2 и ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в 10-дневный срок со дня получения обществом предупреждения.

Предупреждение было направлено ООО «Ломбард «Первый брокер» 28.09.2018г. почтовым отправлением по юридическому адресу (почтовый идентификатор № 30500227005631). Одновременно Курское УФАС России направило копии предупреждения №03-05/39-2018 по 3 адресам ломбардов, действующих в г. Курске (№30500227005754, №30500227005679, №30500227005716). Также предупреждение направлено по адресу электронной почты:<…>, что подтверждается отчетом об отправлении письма по электронной почте от 28.09.2018г. Повторно предупреждение было направлено на адрес <…> и на адрес <…>(получен в результате телефонных переговоров с сотрудниками ООО «Ломбард «Первый брокер») 11.10.2018г., что подтверждено отчетом об отправлении электронных писем.  

ООО «Ломбард «Первый брокер» не приняло надлежащих мер по получению почтового отправления ни по юридическому адресу, ни по адресам ломбардов в г. Курске.

Почтовые отправления № 30500227005631, №30500227005754, №30500227005679, №30500227005716 не были получены адресатом, о чем в отчете об отслеживании соответствующих отправлений стоит отметка: «Неудачная попытка вручения».

В этой связи 12.10.2018г. предупреждение было вручено нарочно в отделении ООО «Ломбард «Первый брокер» по адресу: г. Курск, ул. Садовая, 13а.

 

Срок исполнения предупреждения истек 22.10.2018г.

 

Сотрудниками Курского УФАС России 23.10.2018г. осуществлены осмотр и копирование сайта <...>. Актом осмотра установлено, что признаки нарушения антимонопольного законодательства не были  устранены.

         

Согласно ч.7 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

          В соответствии с ч.8 ст.39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства

01.11.2018г. было возбуждено дело №03-05/46-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Ломбард «Первый брокер».

 

Представитель ООО «Ломбард «Первый брокер» на заседание Совместной комиссии 17.12.2018 не явился.

19.11.2018 (вх.№4675) и  22.11.2018г. (вх. №4749) от общества поступили  письменные пояснения, в которых ООО «Ломбард «Первый брокер» указало, что:

- общество не получало предупреждения №03-05/39-2018 ни по юридическому адресу (г. Москва, ул. Пятницкая, д.41, стр.2, квартал 371, к.7) ни по адресу электронной почты <…> При этом ООО «Ломбард «Первый брокер» письменно подтвердило, что указанный адрес электронной почты принадлежит обществу;

- общество договор на оказание услуг по регистрации доменного имени <…>не заключало, доменное имя <…>ООО «Ломбард «Первый брокер» не принадлежит;

- на сайте <…>не содержится прямого утверждения, что ООО «Ломбард «Первый брокер» - Ломбард №1 в Курске, в связи с чем отсутствует необходимость доказывать это утверждение;

- общество не осуществляет деятельность по выдаче займов под залог недвижимости и скупке золота, техники, автомобилей.

Совместная комиссия Курского УФАС России и Отделения Курск не принимает данные доводы ООО «Ломбард «Первый брокер» по следующим основаниям.

1. ООО «Ломбард «Первый брокер» не принимает необходимых мер для получения почтовой корреспонденции по адресам, указанным в учредительных документах.

В соответствии с ч.3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно ч.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.07.2013г. №61, а также в разъяснениях ФАС России от 09.06.2014г. №ИА/23243/14.

Следовательно, предупреждение №03-05/39-2018, направленное по юридическому адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ, считается полученным.

Также предупреждение №03-05/39-2018 было дополнительно направлено обществу по адресу электронной почты<…>, что подтверждено отчетом об отправлении электронных писем.

12.10.2018г. предупреждение было вручено нарочно в отделении ООО «Ломбард «Первый брокер» по адресу: г. Курск, ул. Садовая, 13а.

Таким образом, Курским УФАС России были приняты все возможные меры для уведомления ООО «Ломбард «Первый брокер» о выданном предупреждении. Тем не менее общество уклонялось от получения предупреждения.

 

2. Актом осмотра и копирования сайта <…> от 25.09.2018г. было установлено: в нижнем правом углу главной страницы сайта <...> имеется указание на его принадлежность  ООО «Ломбард «Первый брокер», а также в разделе «Наши реквизиты» указан юридический адрес 119017, г.Москва, ул.Пятницкая, д.41, стр.2, квартал 371, комната 7, ИНН 9705077746, ОГРН 5167746197450, которые являются реквизитами ООО «Ломбард «Первый брокер».

Таким образом, содержание сайта прямо указывает на распространение  информации от имени ООО «Ломбард «Первый брокер».

 

3. В результате осмотра сайта <…> 25.09.2018г. было установлено, что ООО «Ломбард «Первый брокер» распространяет информацию «Росломбард - Ломбард №1 в Курске». При анализе указанного сайта у потребителя создается стойкое впечатление наличия связи между логотипом «Росломбард» и ООО «Ломбард «Первый брокер». Над входом в помещения ломбардов ООО «Ломбард «Первый брокер» в г. Курске расположен  логотип «Росломбард». Следовательно, общество осуществляет деятельность по выдаче займов, используя коммерческое обозначение «Росломбард».

 В соответствии со ст.14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция в форме некорректного сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Таким образом, использование фразы «Росломбард - Ломбард №1 в Курске» создает впечатление о превосходстве ООО «Ломбард «Первый брокер», действующего под коммерческим обозначением «Росломбард» и его услуг, без указания конкретных характеристик и параметров сравнения с услугами конкурентов, имеющих объективное подтверждение.

 

 4. ООО «Ломбард «Первый брокер» распространяет на сайте <…> информацию о выдаче займов под залог недвижимости, скупке золота, техники, автомобилей, что подтверждено актом осмотра сайта <…> от 25.09.2018г.

Сведения об услугах, оказываемых ООО «Ломбард «Первый брокер», размещенные на сайте <...> в сети Интернет  в соответствии со ст. 2, 5 ФЗ «Об информации», являются общедоступной, свободно распространяемой информацией. Информация о  выдаче ООО «Ломбард «Первый брокер» займов под залог недвижимости, скупке золота, техники, автомобилей является недостоверной, что общество подтвердило письмом от 21.11.2018г., и способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) услуг ломбардов в заблуждение относительно предмета залога и об осуществлении ломбардом скупки золота, техники, автомобилей. В то же время, согласно ч.4 ст. 2 ФЗ от 19.07.2007г. №196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»)  ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Согласно ч.3 ст.2 названного закона, ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

Таким образом, общество, распространяя информацию о предоставлении услуг оказывать которые оно не вправе, и фактически не оказывает,  вводит потенциальных потребителей в заблуждение.

 

Оценив установленные фактические обстоятельства, нормы действующего законодательства, доводы участников дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

Действия ООО «Ломбард «Первый брокер» по распространению в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте <...> информации:

- о предоставлении займов под залог недвижимости;                                 

- о предоставлении займов на условиях, лучших, чем у конкурентов, в частности «… в 7 раз дешевле чем услуги микрофинансовых компаний», «Росломбард – Ломбард №1 в Курске»;

- об осуществлении деятельности по скупке ювелирных изделий, автомобилей, техники;

- о расположении офисов ООО «Ломбард «Первый брокер» во всех районах города («сеть отделений расположены во всех районах Курска», «Сеть отделений ломбарда «Росломбард» в Курске расположена в каждом районе города»),

 

образуют состав нарушения ст.14.2 ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция в форме введения в заблуждение) и ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» (некорректное сравнение).

 

          В результате осмотра сайта <...> 16.11.2018г. Курским УФАС России установлено, что по состоянию на  указанную дату общество прекратило нарушения, прекратив распространение на сайте информации, содержащей некорректное сравнение с конкурентами и вводящей в заблуждение относительно товаров и услуг.

Таким образом, к моменту вынесения Комиссией решения нарушение антимонопольного законодательства ООО «Ломбард «Первый брокер» прекращено.

 

Рассмотрев дело №03-05/46-2018 по признакам нарушения ООО «Ломбард «Первый брокер» ст. 14.2 и ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст.14.2, 14.3, ст. 23, ч.1,3 ст.40, ст. 41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Совместная комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать   ООО «Ломбард «Первый брокер» <…> нарушившим требования  статей 14.2, 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция в форме введения в заблуждение и некорректного сравнения).

2. В связи с окончанием  нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения по настоящему делу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ООО «Ломбард «Первый брокер»   не выдавать.

 3. Материалы  дела № 03-05/46-2018 передать уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц  к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           Примечание: в соответствии со ст.52 Федерального закона «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

____________

<…>

Члены Комиссии

 

____________

                     

                        <…>

 

 

 ____________

                        

                       

 

 

____________

 

                    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны