Предупреждение №03-05/61-2017 Предупреждение от 27 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«…»

________________________________

«…»

 

 

 

(с уведомлением о вручении)

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 03-05/61-2017

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курским УФАС России) установлено наличие в действиях «…» признаков нарушений ст.14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») (недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение относительно лица, предоставляющего услугу, условий приобретения, качества, потребительских свойств, цены услуги; путем некорректного сравнения).

13.09.2017 г. Курское УФАС России провело осмотр и копирование Интернет – страницы «…» по адресу: «…».

На главной странице сайта «…» размещен заголовок «Получите наличные деньги под залог различной техники!».

Ниже размещена фотография офиса с заголовком «…»

Ниже размещен текст «Наши преимущества»: «Мы выдаем деньги не только под залог бытовой техники, но и под залог недвижимости, транспорта. Рассмотрим все варианты»

«Осуществляем выкуп по максимальной цене. Самые выгодные условия для наших клиентов»

«Минимальный процент под залог».

 

Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ФЗ «Об информации») информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральным законом не установлено ограничение доступа.

В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ «Об информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является достоверность информации.

В силу п.1 ч.4 ст.6 ФЗ «Об информации» обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ «Об информации» информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

 

Распространяемая «…» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте «…» информация является недостоверной и способна ввести потребителей (потенциальных потребителей) услуг ломбардов в заблуждение относительно лица, предоставляющего услугу, предмета залога и условий приобретения займа, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

 

Данный вывод основан на следующих положениях законодательства.

 

  1. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ
    «О ломбардах» (ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Таким образом закон о ломбардах не предусматривает права физических лиц – индивидуальных предпринимателей осуществлять деятельность ломбарда.

 

2. Согласно ч.3 ст.2 ФЗ «О ломбардах» ломбард вправе принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения.

Ч. 1 ст. 130 Гражданского Кодекса РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, ФЗ «О ломбардах» не предусматривает права ломбарда принимать в залог и на хранение недвижимое имущество.

Однако на сайте «…» в сети Интернет «…» размещена информация о том, что данная организация может предоставлять займы под залог недвижимого имущества.

 

3. В распространяемой «…» информации отсутствуют сведения о сумме займа, процентной ставке, предлагаемой при выдаче займов. При этом распространяется текст: «По максимальной цене», «Самые выгодные условия», «Минимальный процент».

Курское УФАС России запросом «…» затребовало у «…» доказательства, подтверждающие утверждение, что у «…» «Самые выгодные условия», «Максимальная цена», «Минимальные проценты» а именно:

- имеющиеся сведения о минимальной, средней и максимальной процентных ставках ломбардов в г. Курске на определенные даты, периоды времени (при наличии, при отсутствии – письменно указать);

- результаты исследований, опросов, статистические данные, иные материалы, подтверждающие информацию, размещенную на сайте «…» о самых выгодных условиях, максимальной цене, минимальных процентах (при наличии, при отсутствии – письменно указать);

- данные о лице (организации), которое проводило сравнительный анализ процентных ставок.

Доказательств, подтверждающих достоверность информации, распространяемой «…»: «Самые выгодные условия», «Максимальная цена», «Минимальные проценты», «…» представить не смог.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч.1 ст.10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

- хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель.

В силу ч. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

«…» является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим предпринимательскую деятельность, таким образом, согласно ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» «…» является хозяйствующим субъектом.

 

На территории Курской области по данным Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Государственного реестра микрофинансовых организаций зарегистрированы и осуществляют деятельность более 100 хозяйствующих субъектов, осуществляющих профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств. Указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами «…» и состязаются между собой и с «…» за привлечение потребителей.

В силу ст. 14.2 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

- качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

- количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

- места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

- условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

 

В силу ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

- сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Согласно ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Размещенная на сайте в сети Интернет «…» «…» информация формирует у потребителей (потенциальных потребителей) ложное убеждение, что услуга предоставляется ломбардом, займы предоставляются под залог недвижимого имущества, услуга предоставляется на условиях лучших, чем у конкурентов, является недостоверной и вводит неограниченный круг потребителей (потенциальных потребителей) в заблуждение относительно условий приобретения услуги и лица, оказывающего услугу, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов.

Введение в заблуждение имеет своей целью привлечение внимания к своим услугам, товарам путем распространения недостоверной информации и привлечение большего числа потребителей, в том числе тех, которые имеют возможность и намерение предоставить в залог при получении займа недвижимое имущество, тогда как добросовестные конкуренты таких потребителей привлечь не могут.

Некорректное сравнение «…» его услуг с услугами других хозяйствующих субъектов путем использования слов: «Максимальная цена», «Самые выгодные условия», «Минимальный процент» создающих впечатление о превосходстве хозяйствующего субъекта и (или) его услуги, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, сравнение, основанное исключительно на несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующих субъектов-конкурентов и их услуг, направлено на привлечение внимания к своим услугам путем распространения недостоверной информации об оказываемых услугах и привлечение большего числа потребителей, тогда как добросовестные конкуренты такой информации не распространяют.

Такие действия направлены на повышение спроса потребителей на свои товары, услуги и, соответственно, могут привести к оттоку потребителей от добросовестных конкурентов.

Следовательно, такие действия могут причинить убытки указанным добросовестным конкурентам.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При этом, в силу прямого указания нормы п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции», для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Таким образом, такое введение «…» потребителей в заблуждение и некорректное сравнение с услугами конкурентов может причинить убытки добросовестным конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Кроме того, вышеуказанные действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что распространение «…» в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «…» информации, адресованной неопределенному кругу лиц, об осуществлении «…» деятельности ломбарда, при отсутствии у индивидуальных предпринимателей права осуществлять деятельность ломбардов; о предоставлении займов под залог недвижимости, при отсутствии у ломбарда права принимать в залог объекты недвижимости; о предоставлении услуг на условиях, лучших, чем у конкурентов, вводит потребителей (потенциальных потребителей) в заблуждение относительно условий приобретения услуги, товара, содержит некорректное сравнение с услугами конкурентов, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности «…», противоречит ч. 3 ст. 2 ФЗ «О ломбардах», п.6 ст.3, п1.ч.4 ст.6, ч.2 ст.10, ФЗ «Об информации», требованиям справедливости, добропорядочности и разумности и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде неполученных доходов (упущенной выгоды).

Таким образом, антимонопольным органом установлены в действиях «…» все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения, предусмотренные п.9 ст.4, ст. 14.2 ФЗ, ст. 14.3 «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 ФЗ «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В этой связи Курское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

«…» о необходимости прекращения нарушения ст. 14.2, ст. 14.3 Федерального закона от 26.07.06 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (недобросовестной конкуренции в форме введения в заблуждение, некорректного сравнения) путем прекращения распространения в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на сайте «…», а также любым иным способом информации об осуществлении «…» деятельности ломбарда, о предоставлении займов под залог недвижимости, о предоставлений займов на условиях лучших, чем у конкурентов.

Срок выполнения настоящего предупреждения – 10 дней со дня получения «…» настоящего предупреждения.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» копии документов, подтверждающих выполнение предупреждения, в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, должны быть представлены в Курское УФАС России.

Отсутствие в Курском УФАС России документов, подтверждающих исполнение предупреждения в установленный срок, будет считаться неисполнением предупреждения.

Согласно ч. 7 и ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель Курского УФАС России,

Государственный советник РФ 2 класса «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны