Решение б/н Решение по делу № 03-05/82-2015 в отношении ООО "СК ЮЖУРАЛ-А... от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области

по делу № 03-05/82-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» ноября  2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «08» декабря 2015 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (Курского УФАС России) по рассмотрению дела № 03-05/82-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…..>

 

Члены Комиссии:

<…..>

 

 

рассмотрев дело № 03-05/82-2015, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») в отношении ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» (<…..>) в лице филиала «АСКО-Центр-Авто» в г. Курске (далее – ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО») (<…..>) и АО «Страховая бизнес группа» (далее – АО «СБГ») (<…..>), в присутствии представителей заявителей – ООО «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в Курской области (далее – ООО «РГС»), Курского филиала страхового акционерного общества «ВСК» (далее – САО «ВСК») , представителей ответчиков – ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО», АО «СБГ», представителя заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Курской области» (далее – Заказчик),  

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.08.2015 г. и 24.08.2015 г. в адрес Курского УФАС России поступили заявления ООО «РГС» и САО «ВСК» о нарушении со стороны ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции», в виде недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе № извещения <…..> на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).

 

Согласно заявлениям ООО «РГС» (вх. № 4328 от 12.08.2015 г.) и САО «ВСК» (вх. № 4508, 4512 от 24.08.2015 г.) ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ», при участии в электронном аукционе с извещением № <…..> на оказание услуг ОСАГО предоставили ценовое предложение со снижением начальной максимальной цены контракта, несоответствующее нормам действующего законодательства. По мнению ООО «РГС» и САО «ВСК», указанные действия ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» направлены на причинение убытков другим хозяйствующим субъектам-конкурентам в виде упущенной выгоды, что является нарушением ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения заявлений Курским УФАС России была затребована документированная информация у Заказчика, САО «ВСК», ООО «РГС», ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО», АО «СБГ», ЗАО «Московская акционерная страховая компания» (далее – ЗАО «МАКС»), СПАО «Ингосстрах», ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (далее – ОАО «СОГАЗ»), в целях установления наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ», с учетом норм:

- статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ),

- Федерального закона  от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об ОСАГО»);

- Указания Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке  их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» (далее – Указание ЦБ РФ № 3384-У); 

- Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Положение «О правилах ОСАГО»);

- Правил профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ, утв. постановлением Президиума РСА от 25.04.2013 г., пр. № 10 от 28.08.2014 г., пр. № 7;

- Методического пособия РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7 (ред. от 25.04.2013 г.).

 

Заявления ООО «РГС» и САО «ВСК», прилагаемые к ним документы и дополнительные представленные материалы, в соответствии с ч. 8 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции» послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ».

Заказчик был привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

 

Дело рассматривалось Комиссией на заседании 24.11.2015 г.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Курского УФАС России установила следующее.

 

На официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru   15.07.2015 г. было опубликовано извещение № <…..> о проведении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств. К аукционной документации заказчиком приложен расчет начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также расчет страховой премии ОСАГО по каждому транспортному средству (339 ТС). 

            Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в размере 2 124 971, 92 рублей в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 3384-У.

При расчете страхового тарифа в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ), установленного п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У, Заказчик руководствовался справкой страховой компании, осуществлявшей страхование ОСАГО в предыдущий страховой период – ООО «РГС». 

         Для участия в электронном аукционе было допущено 7 заявок:

- САО «ВСК»,

- АО «СОГАЗ»,

- СПАО «Ингосстрах»,

- ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»,

- ЗАО «МАКС»,

- ООО «РГС»,

- АО «СБГ».

Все заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным в документации  о проведении электронного аукциона в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О контрактной системе»).

  Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.07.2015 г., цена контракта, предложенная участниками аукциона, составила:

- ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»  1 727 453, 11 руб.,

- АО «СБГ»                                   1 738 077, 97 руб.,

- САО «ВСК»                               1 770 479, 02 руб.,

- СПАО «Ингосстрах»                1 770 479, 02 руб.,

- ООО «РГС»                                1 770 479, 02 руб.,

- АО «СОГАЗ»                             1 772 380, 84 руб.,

- ЗАО «МАКС»                            2 045 686 руб.

 

ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» было признано победителем электронного аукциона, предложившим наименьшую цену услуги ОСАГО. АО «СБГ» заняло второе место после победителя.

 

Курским УФАС России проанализированы ценовые предложения всех страховых компаний-участников электронного аукциона по всем позициям аукционной документации (399 транспортных средств). Установлено, что снижение начальной (максимальной) цены контракта при расчете ценового предложения (суммы страховой премии) было обеспечено за счет следующих факторов:

1)применение базовых ставок страховых тарифов для ТС , соответствующих минимальному значению базовой ставки страхового тарифа, предусмотренному  Приложением 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У:

- ТС категорий «А» и «М»  - 867 руб.

- ТС категорий «В» и «ВЕ» - 2573 руб.,

 

- ТС категорий «С» и «СЕ» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее – 3509,

- ТС категорий «С» и «СЕ» с разрешенной максимальной массой свыше 16 тонн – 5284 руб.,

- ТС категорий «D» и «DE» с числом пассажирских мест до 16 включительно – 2808 руб.,

- ТС категорий «D» и «DE» с числом пассажирских мест свыше 16 – 3509 руб.,

- Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей – 1124 руб.

 

2)   применение коэффициента КБМ путем его снижения на 0,05 за последующий период страхования (1 год) с присвоением более высокого класса, в соответствии с Таблицей 1 приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У:

 

 

 

 

Таблица 1. Таблица расчета коэффициента КБМ (согласно Указанию ЦБ РФ № 3384-У)

№ п/п

Класс на начало годового срока страхования

коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0 страховых возмещений

1 страховое возмещение

2 страховых возмещений

3 страховых возмещений

Более 3 страховых возмещений

1

М

2,45

0

М

М

М

М

2

0

2,3

1

М

М

М

М

3

1

1,55

2

М

М

М

М

4

2

1,4

3

1

М

М

М

5

3

1

4

1

М

М

М

6

4

0,95

5

2

1

М

М

7

5

0,9

6

3

1

М

М

8

6

0,85

7

4

2

М

М

9

7

0,8

8

4

2

М

М

10

8

0,75

9

5

2

М

М

11

9

0,7

10

5

2

1

М

12

10

0,65

11

6

3

1

М

13

11

0,6

12

6

3

1

М

14

12

0,55

13

6

3

1

М

15

13

0,5

13

7

3

1

М

 

Указанное снижение начальной (максимальной) цены контракта (суммы страховой премии) не противоречит требованиям действующего законодательства, а именно Указанию ЦБ РФ № 3384-У.

САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», ООО «РГС» были представлены одинаковые ценовые предложения, с ценой контракта равной 1 770 479, 02 руб., рассчитанной в соответствии с действующими нормами законодательства об ОСАГО, с максимальным снижением суммы страховой премии в пределах, допустимых нормами Указания ЦБ РФ № 3384-У (минимальная допустимая цена услуги).

Ценовое предложение АО «СОГАЗ» составило 1 772 380, 84 руб. в связи с тем, что по позициям ТС 156, 184, 373 указан неверный коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС (коэффициент КТ): вместо коэффициента для тракторов (0,8) был применен коэффициент для ТС, имеющих колесные движители (1,2).

Ценовое предложение ЗАО «МАКС» составило 2 045 686, 07 руб. в связи с тем, что по большинству позиций ТС ЗАО «МАКС» были применены коэффициенты КБМ большие, чем указанные Заказчиком.

Таким образом, ценовые предложения о снижении начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии), поданные САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», ООО «РГС», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС», рассчитаны с учетом пределов снижения суммы страховой премии, установленных Указанием ЦБ РФ № 3384-У.

 

Однако ценовые предложения ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» оказались значительно ниже предложений остальных участников, составив 1 727 453, 11 руб. и 1 738 077, 97 руб. соответственно.

В этой связи, Курским УФАС России были проанализированы заявки ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» по каждой позиции (399 ТС).

Установлено, что по позициям ТС 51-60, 86, 170, 197, 218-219, 296, 302,  ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» были применены существенно заниженные коэффициенты КБМ, не подлежащие применению исходя из норм Указания ЦБ РФ № 3384-У (таблица 2).

 

 

 

Таблица 2. Расчет ценового предложения в электронном аукционе

№ 0844100000315000111 ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»

№ позиции в аукционной документации Заказчика*

Дата очередного страхования

Действующий КБМ, представленный Заказчиком

КБМ, примененный

ООО  «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»

Рассчитанные ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»  страховые премии, посредством запроса в АИС РСА на ТС

51

21.08. 2015

1

0,55

52

21.08. 2015

1

0,55

53

21.08. 2015

1

0,5

54

21.08. 2015

1

0,6

55

21.08. 2015

1

0,6

56

21.08. 2015

1

0,6

57

21.08. 2015

1

0,5

58

21.08. 2015

1

0,5

59

21.08. 2015

1

0,5

60

21.08. 2015

1

0,5

86

29.08.2015

1

0,5

Рассчитанные ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»  страховые премии, посредством запроса в АИС РСА на ТС, срок начала страхования которых начинается позднее  60 дней

170

06.10.2015

0,9

0,7

197

14.10.2015

0,8

0,55

218

19.10.2015

1

0,5

219

19.10.2015

0,85

0,65

296

29.10.2015

0,9

0,7

302

29.10.2015

0,9

0,7

*Каждая позиция – одно ТС.

По позициям ТС 170, 197, 218-219, 296, 302 (Таблица 2) ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» применен коэффициент КБМ на основе данных, полученных из автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) срок страхования которых начинается позднее 60 дней.

 

Установлено, что по позициям ТС 44-60, 68, 86, 90-91, 106, 127, 147-156, 170, 197, 218-219, 277, 302, 327, АО «СБГ» были применены существенно заниженные коэффициенты КБМ, не подлежащие применению исходя из норм Указания ЦБ РФ № 3384-У (Таблица 3).

 

Таблица 3. Расчет ценового предложения в электронном аукционе 

№ 0844100000315000111 АО «СБГ»

№ позиции в аукционной документации Заказчика*

Действующий КБМ, представленный Заказчиком

КБМ, примененный  АО «СБГ»

№ позиции в аукционной документации Заказчика

Действующий КБМ, представленный Заказчиком

КБМ, примененный  АО «СБГ»

44

0,65

0,55

91

1

0,9

45

1

0,6

106

0,8

0,5

46

1

0,65

127

0,6

0,5

47

1

0,5

147

1

0,9

48

1

0,5

148

1

0,9

49

1

0,55

149

1

0,9

50

1

0,55

150

1

0,9

51

1

0,55

151

1

0,9

52

1

0,5

152

1

0,9

53

1

0,5

153

1

0,9

54

1

0,55

154

1

0,9

55

1

0,55

155

1

0,85

56

1

0,55

156

1

0,9

57

1

0,5

170

0,9

0,65

58

1

0,5

197

0,8

0,5

59

1

0,5

218

1

0,5

60

1

0,5

219

0,85

0,65

68

0,6

0,5

277

1

0,7

86

1

0,5

302

0,9

0,7

90

1

0,9

327

1

0,85

 

*Каждая позиция – одно ТС.

 

Кроме того, выявлен арифметически неправильный расчёт АО «СБГ» суммы страховой премии, который обеспечил снижение итоговой страховой премии,  по позициям с 200 по 207 (Таблица 4).

 

Таблица 4. Расчет страховых премий АО «СБГ» с применением арифметически неправильного расчета

№ позиции в аукционной документации Заказчика*

Ко

Км

КБМ

Кт

Базовая ставка

Страхового тарифа

Рассчитанная АО «СБГ»

страховая премия, (руб.)

Страховая премия, (руб.), получаемая при правильном арифметическом подсчете

200

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

201

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

202

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

203

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

204

1,8

1,6

0,85

1,2

2 573

5 196,43

7 558,44

205

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

206

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

207

1,8

1,2

0,85

1,2

2 573

5 196,43

5 668,83

*Каждая позиция – одно ТС.

 

где,

Ко – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению ТС;

Км – коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля;

Кт – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования ТС;

 

Таким образом, при расчете ценового предложения (страховой премии) при участии в электронном аукционе ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» применили коэффициенты КБМ, противоречащие п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У. Это привело к существенному занижению суммы страховой премии ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» - на 43 025, 91 руб., АО «СБГ» на 32 401, 05 руб. соответственно. Кроме того, по позициям ТС с 200 по 207 АО «СБГ» применен арифметически неправильный расчет, также повлиявший на снижение страховой премии.

По итогам электронного аукциона с извещением № <…..> Государственный контракт был заключен с ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО», предложившим наименьшую цену услуги по ОСАГО (страховую премию). АО «СБГ» заняло второе место после победителя при оценке ценовых предложений.

 

Проанализировав имеющиеся материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО», регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

Согласно ч. 1, п. «б» ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОСАГО».

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Указанием ЦБ РФ № 3384-У, согласно которому размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования, рассчитывается с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от категории и назначения транспортного средства; от территории преимущественного использования транспортного средства; от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, а также от их возраста и стажа; от срока страхования и от наличия страховых случаев, произошедших в период действия.

Согласно п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У, установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (коэффициент КБМ).

Согласно п. 4 примечания к Приложению 2 Указания ЦБ РФ № 3384-У, по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

В соответствии с ч. 1.8 Положения «О правилах ОСАГО» при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Кроме того, согласно п. 2.7.1. Методического пособия РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7 и п.п. а) п. 10 «Правил профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ» страховщик вправе осуществлять расчет КБМ (на основании информации, содержащейся в корпоративной информационной системе страховщика (далее – КИС) или на основании информации, содержащейся в АИС РСА) не более чем за 60 дней до даты, на которую осуществляется расчет (дата начала действия договора ОСАГО, в целях заключения которого осуществляется расчет).

 

Как следует из ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России и данным Федеральным законом.

 

ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО»,  АО «СБГ», САО «ВСК», ООО «РГС», СПАО «Ингосстрах», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» имеют действующие лицензии на ОСАГО и осуществляют страхование ОСАГО, в том числе на территории Курской области, следовательно, являются конкурентами на рынке оказания услуг ОСАГО Курской области.

 

Согласно ст. 6 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции. Статьей 8 указанного закона прямо закреплен принцип обеспечения конкуренции: контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок; конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.

Ст. 24 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрены конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относится электронный аукцион.

Таким образом, ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО», АО «СБГ», САО «ВСК», ООО «РГС», СПАО «Ингосстрах», АО «СОГАЗ», ЗАО «МАКС» являются конкурентами при участии в рассматриваемом электронном аукционе, состязаясь за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности в объеме, предусмотренном контрактом.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции»:

- конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 14 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция запрещается.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено  (упущенная выгода).

Действия ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» по необоснованному занижению суммы страховой премии, при расчете ценового предложения о цене контракта по ОСАГО, при участии в электронном аукционе с извещением № 0844100000315000111 направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, в частности Указанию ЦБ РФ № 3384-У и ФЗ «Об ОСАГО», обычаям делового оборота, в частности Правилам профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ и Методическому пособию РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и способны причинить убытки конкурентам-страховщикам САО «ВСК», ООО «РГС», СПАО «Ингосстрах» в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта).

 

В ходе рассмотрения дела САО «ВСК» и ООО «РГС» поддержали позицию, изложенную в заявлениях.

ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» представило письменные пояснения (вх. № 4823 от 11.09.2015 г. и вх. № 5244 от 05.10.2015 г.), согласно которым Обществом для определения коэффициента КБМ и класса собственника ТС на начало годового срока страхования были осуществлены запросы в АИС РСА. По результатам получения ответов на запросы из АИС РСА были получены сведения о коэффициенте КБМ и классе собственника, отличные от указанных Заказчиком.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» подтвердила, что при расчете цены контракта осуществлялись запросы в АИС РСА. Нарушение, выразившееся в занижении коэффициентов КБМ, представитель Общества не признала, пояснив, что Общество не могло точно оценить достоверность представленных Заказчиком сведений о коэффициенте КБМ, ссылаясь на отсутствие справки о коэффициенте КБМ от предыдущего страховщика.

Указанный довод был отклонен Комиссией на основании следующего.

 

В соответствии с ч. 1.8 Положения «О правилах ОСАГО» при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в АИС РСА.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в АИС РСА, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил.

Страхователем (Заказчиком) такие сведения были представлены в аукционной документации. Кроме того, в соответствии с ФЗ «О контрактной системе», участник аукциона имеет возможность получить от Заказчика необходимую дополнительную информацию и разъяснения по аукционной документации. В частности, участники рассматриваемого аукциона имели возможность ознакомиться со справкой страховщика, осуществляющего страхование ОСАГО в предыдущий страховой период, однако не обратились к Заказчику с соответствующим запросом.

 

ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» также пояснило, что при расчете цены контракта обращалось в АИС РСА для определения коэффициента КБМ и по ТС, срок страхования которых начинается позднее 60 дней, и представило копии соответствующих запросов  в АИС РСА.

Такие действия ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» свидетельствуют о нарушении страховой компанией обычаев делового оборота ввиду следующего.

 

Согласно п. 2.7.1. Методического пособия РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7 и п.п. «а» п. 10 «Правил профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ» страховщик вправе осуществлять расчет КБМ (на основании информации, содержащейся в корпоративной информационной системе страховщика (далее – КИС) или на основании информации, содержащейся в АИС РСА) не более чем за 60 дней до даты, на которую осуществляется расчет (дата начала действия договора ОСАГО, в целях заключения которого осуществляется расчет).

ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» в нарушение вышеуказанных правил осуществило запрос в АИС РСА и по позициям ТС 170, 197, 218-219, 296, 302 (Таблица 2) и произвело занижение коэффициента КБМ по указанным позициям ТС, что привело к значительному необоснованному  снижению страховой премии (ценового предложения).

 

АО «СБГ» представило письменные пояснения (вх. № 4875 от 15.09.2015 г. и вх. № 5282 от 07.10.2015 г.), согласно которым Общество не обращалось в АИС РСА для определения коэффициента КБМ, а выполнило расчет цены контракта, основываясь на датах выпуска ТС. Кроме того, AО «СБГ» пояснило, что Общество на момент участия в электронном аукционе с извещением <…..> на оказание услуг ОСАГО снизило текущую минимальную цену контракта в пределах «шага аукциона» до 1 738 077, 97 руб., учитывая положения п.6, п. 7 ст. 68 «О контрактной системе».

В ходе рассмотрения дела представители АО «СБГ» факт нарушения не признали, указав что Общество заняв второе место по результатам электронного аукциона, убытков конкурентам не причинило.

Указанные доводы были отклонены Комиссией на основании следующего.

 

Действующим законодательством (Указанием ЦБ РФ № 3384-У) не предусмотрен расчет цены (страховой премии) ОСАГО на основании «дат выпуска ТС» и положений ФЗ «О контрактной системе».

Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО» страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с требованиями Указания ЦБ РФ № 3384-У.

По поводу арифметически неправильного расчета страховой премии АО «СБГ» пояснений не предоставило.

 

Представитель Заказчика в ходе рассмотрения дела указал, что коэффициент КБМ, при расчете начальной (максимальной) цены контракта (страховой премии) был рассчитан исходя из соответствующей справки ООО «РГС», осуществлявшей страхование ОСАГО в предыдущий страховой период. Ни один из участников аукциона в адрес Заказчика для ознакомления с данной справкой не обращался.

 

Таким образом, Комиссией установлено, что действия ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» по необоснованному занижению суммы страховой премии при расчете и подаче ценового предложения о цене контракта по ОСАГО при участии в электронном аукционе № <…..> направлены на получение необоснованных преимуществ в осуществлении страховой деятельности по ОСАГО, противоречат законодательству РФ, в частности, п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У и ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», обычаям делового оборота, в частности Правилам профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ и Методическому пособию РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могли причинить убытки добросовестным конкурентам-страховщикам САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», ООО «РГС» в форме упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта в размере 1 770 479, 02 руб.), и являются недобросовестной конкуренцией.

 

Указанная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: дела № А39-2781/2012, А50-21838/2012.

 

Кроме того, косвенным подтверждением намеренного занижения ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» ценового предложения (страховой премии) в ходе аукциона является тот факт, что ценовые предложения были поданы ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» позднее добросовестных участников аукциона, рассчитавших ценовое предложение в соответствии с требованиями законодательства об ОСАГО.

В условиях государственного регулирования ценообразования на ОСАГО, предусмотренного законодательством, ценовая конкуренция участников в ходе аукциона на заключение договора ОСАГО существенно ограничена. Так, в рассматриваемом аукционе добросовестные участники (САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», ООО «РГС») подали одинаковое ценовое предложение, рассчитанное в соответствии с Указанием ЦБ РФ № 3384-У.

При этом согласно ч. 16 ст. 68 ФЗ «О контрактной системе» при подаче участниками аукциона равных ценовых предложений лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

Таким образом, в условиях проведения электронного аукциона на ОСАГО добросовестные участники, рассчитавшие цену контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства об ОСАГО, предполагая добросовестность остальных участников аукциона (т.е. принимая во внимание возможность подачи конкурентами равных ценовых предложений) стремятся подать ценовое предложение как можно раньше. Данный вывод также подтверждается подачей заявок САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», ООО «РГС» в рассматриваемом аукционе в течении первых семи минут аукциона.

В свою очередь, ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» подали свои предложения после всех предложений, поданных другими страховщиками. При добросовестном расчете ценового предложения (страховой премии), это практически полностью исключает победу в электронном аукционе. Тогда как подача заведомо заниженного ценового предложения может обеспечить победу даже участнику, подавшему  свое ценовое предложение последним, как и случилось в рассматриваемом аукционе.

Вышеизложенные выводы также косвенно подтверждают недобросовестную конкуренцию в действиях ООО  «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ».

В результате недобросовестных действий ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» обеспечило себе победу в рассматриваемом электронном аукционе и заключение контракта по ОСАГО.

В свою очередь, АО «СБГ» своими недобросовестными действиями обеспечило себе второе место при оценке ценовых предложений, что в соответствии с ч. 14, 15 ст. 70 ФЗ «О контрактной системе» также дает Обществу возможность заключения контракта с Заказчиком в случае уклонения ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» от заключения контракта.

При этом для добросовестных участников аукциона, занявших при оценке ценовых предложений места, начиная с третьего и последующие, ст. 70 ФЗ «О контрактной системе» такой возможности не предусматривает.

Таким образом, необоснованное преимущество перед добросовестными участниками аукциона состоит в возможности заключения государственного контракта по ОСАГО в порядке ст. 70 ФЗ «О контрактной системе» в обход добросовестных конкурентов. АО «СБГ» не смогло в полной мере воспользоваться результатом своих недобросовестных действий только по не зависящей от Общества причине – поскольку другой недобросовестный конкурент предложил еще более заниженную цену (страховую премию)

При этом п. 9 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» не ставит наличие состава недобросовестной конкуренции в зависимость от фактического наступления негативных последствий для конкурентов в виде прямых убытков: «недобросовестная конкуренция» - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Поскольку, как было указано выше, страховщики – участники аукциона состязались за право заключения контракта на оказание услуг ОСАГО, с целью получения дохода от страховой деятельности  в объеме, предусмотренном контрактом, каждый из страховщиков в конкурентных условиях претендовал и имел равные шансы на получение данного дохода в размере как минимум 1 770 479, 02 руб. (минимальная страховая премия, рассчитанная без нарушений  законодательства), следовательно, неполучение данного дохода добросовестными участниками аукциона рассматривается как неполученный доход (упущенная выгода) согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ.

Таким образом, Комиссией в ходе рассмотрения дела в действиях ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» установлены все элементы состава недобросовестной конкуренции, предусмотренные ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»: действия по необоснованному занижению страховой премии направлены на получение преимущества перед конкурентами в виде возможности заключения государственного контракта по ОСАГО, противоречат законодательству  РФ, в частности, п. 2 Приложения 2 к Указанию ЦБ РФ № 3384-У и ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОСАГО», обычаям делового оборота, в частности Правилам профессиональной деятельности по применению коэффициента КБМ и Методическому пособию РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 7, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могут причинить убытки добросовестным конкурентам  (САО «ВСК», ООО «РГС», СПАО «Ингосстрах») в виде неполученного дохода от заключения государственного контракта  в сумме 1 770 479, 02 руб. (упущенная выгода).

Вывод о наличии нарушения сделан на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

Нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» ООО  «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» и АО «СБГ» совершено 30.06.2015 г. и на момент вынесения решения по настоящему делу окончено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1, 2, 3 ст. 40, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» в лице филиала «АСКО-Центр-Авто» в г. Курске () нарушившим требования ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе №  на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО).
  2. Признать АО «Страховая бизнес группа» () нарушившим требования ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» в части недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе №  на оказание услуг по ОСАГО.
  3. В связи с окончанием нарушения на момент принятия решения предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства ООО «Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО» в лице филиала «АСКО-Центр-Авто» в г. Курске и АО «Страховая бизнес группа» не выдавать.
  4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                             __________________<…..>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны