Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 3 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу №04-02-03-2017

об административном правонарушении

04 мая 2017 года г.Курск

Волкова Марина Викторовна – врио руководителя Курского УФАС России, рассмотрев протокол №04-02-03-2017 об административном правонарушении, составленный в отношении публичного акционерного общества «Курские электрические сети» (305035, Курская область, г.Курск, ул.Асеева, 4-а, ИНН 4632064246, ОГРН 1064632038987), и приложенные к нему материалы, в присутствии защитника (по доверенности) АО «Курские электрические сети» <…>, в отсутствие потерпевшего А<…>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела, при участии главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Курского УФАС России Шустовой О.М.,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

01.02.2017г. в Курское УФАС России поступило заявление гр-на А<…> (вх. №196) с жалобой на неправомерные, по мнению Заявителя, действия АО «Курские электрические сети», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора технологического присоединения к электрическим сетям в отношении хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>.

Как установлено Управлением, гр-ну А<…> на праве собственности принадлежит земельный участок с хозяйственной постройкой, расположенный по адресу: <…>

13 сентября 2016 года с целью электрификации указанного объекта гр-н <…> обратился в АО «Курские электрические сети» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям (запрашиваемая максимальная мощность – 13 кВт).

20.09.2016г. между АО «Курские электрические сети» и гр-ном А<…> был заключен договор №1067/П об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…> Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее — Правила технологического присоединения).

Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Гр-н <…> относится к заявителям, соответствующим критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Пункт 7 настоящих Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению №2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению №3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно методических рекомендаций по вопросу о порядке подключения к электрическим сетям, разработанных ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 30.03.2015г. №379/16, неисполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.

Сетевая организация независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре, должна выполнить мероприятия, указанные в п.п. «в» - «г» п.7 Правил технологического присоединения в сроки, установленные для технологического присоединения п. 16 Правил технологического присоединения.

Согласно пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.

Гр-н А<…> как заявитель соответствует критериям, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения, то есть императивными нормами права установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для его объекта не может превышать 4 месяца.

Таким образом, в силу императивных норм права (п.16 Правил технологического присоединения) и условий договора №1067/П от 20.09.2016г. мероприятия по технологическому присоединению хозяйственной постройки гр-на А<…> к сетям АО «Курские электрические сети» должны быть исполнены сетевой организацией не позднее 21.01.2017г.

Как следует из имеющихся в Управлении документов, в нарушение требований п.п. 7 и 16 Правил технологического присоединения АО «Курские электрические сети» не были исполнены предусмотренные п.п.10.1 – 10.4 технических условий к договору №1067/П от 20.09.2016г. мероприятия по технологическому присоединению хозяйственной постройки гр-на А<…> к электрическим сетям, в частности не было выполнено строительство участка ЛЭП-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ сетевого вывода ТП-556 до границы земельного участка заявителя.

Кроме того, в п.11.1.2 технических условий к договору №1067/П от 20.09.2016г. об осуществлении технологического присоединения хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, к электрическим сетям АО «Курские электрические сети» указало требования об установке прибора учета электрической энергии, оборудованного PLC-модемом и дополнительным каналом связи с обеспечением возможности удаленного доступа, инфракрасным портом, с возможностью дистанционного управления потреблением отдельной нагрузки, с обеспечением контроля дифференциального тока и работы в качестве датчика системы АСКУЭ SMART IMS (SIMS), а также с наличием энергонезависимой памяти.

В том числе в п. 11.1.2 технических условий к договору №1067/П от 20.09.2016г., содержащий обязательные для выполнения заявителем требования об установке прибора учета, АО «Курские электрические сети» включило конкретные типы приборов учета электрической энергии – NP73I и NP73E.

Согласно п. 25(1) в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

П.26 Правил технологического присоединения установлено, что требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

Требования к приборам учета электрической энергии для разных категорий заявителей установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 (далее — Основные положения), исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств.

Так, согласно п. 138 Основных положений для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

В соответствии с ч.1 ст.442 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

П. 19 Правил технологического присоединения установлено, что запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Указанные АО «Курские электрические сети» в п. 11.1.2 технических условий требования не соответствуют императивным нормам – п.п. 19 и 26 Правил технологического присоединения и п.138 Основных положений, устанавливающим для граждан право выбора подлежащих установке приборов учета с классом точности от 2.0 и выше, а также являются невыгодными для гр-на А<…> по следующим основаниям.

По причине включения в технические условия требований об установке прибора учета электрической энергии с наличием определенных характеристик (оборудование PLC-модемом и дополнительным каналом связи с обеспечением возможности удаленного доступа, инфракрасным портом, с возможностью дистанционного управления потреблением отдельной нагрузки, с обеспечением контроля дифференциального тока и работы в качестве датчика системы АСКУЭ SMART IMS (SIMS), а также с наличием энергонезависимой памяти) гр-н <…> лишен предоставленного ему законом права выбора прибора учета.

То обстоятельство, что требуемый АО «Курские электрические сети» прибор учета является электронным, может повлечь для гр-на А<…> дополнительные финансовые затраты в связи с более высокой стоимостью такого прибора учета, а также привести к неисполнению гр-ном А<…> требований технических условий к договору №1067/П от 20.09.2016г.

Так, по информации, размещенной в общедоступной сети «Интернет», стоимость прибора учета электрической энергии типа NP73I или NP73E составляет в среднем 10 000 рублей, в то время как стоимость однофазного однотарифного прибора учета электрической энергии классом точности 2 и выше составляет не более 1 000 рублей.

Таким образом, АО «Курские электрические сети» включило в договор №1067/П от 20.09.2016г. об осуществлении технологического присоединения хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, к электрическим сетям, не соответствующие императивным требованиям п.26 Правил технологического присоединения условия по установке прибора учета, обладающего конкретными характеристиками, что является невыгодным для гр-на А<…>, ущемляет его законные права и интересы, а также может повлечь для него дополнительные финансовые затраты.

Согласно п.19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что АО «Курские электрические сети» при заключении и исполнении договора №1067/П от 20.09.2016г. об осуществлении технологического присоединения хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, к электрическим сетям, не были соблюдены требования п.п. 7, 16, 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г.

АО «Курские электрические сети», оказывая услуги по передаче электрической энергии, в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия АО «Курские электрические сети», выразившихся в несоблюдении требований, установленных п.п. 7, 16, 26 Правил технологического присоединения, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Доказательствами виновности АО «Курские электрические сети» являются материалы дела об административном правонарушении № 04-02-03-2017.

Защитник АО «Курские электрические сети» (по доверенности) С<…> на рассмотрении настоящего дела вину от имени общества не признала.

Одновременно, защитник АО «Курские электрические сети» просила учесть те обстоятельства, что договор №1067/П от 20.09.2016г. подписан гр-ном А<…> без разногласий; мероприятия, предусмотренные п.п.10.1 – 10.4 технических условий к договору №1067/П от 20.09.2016г., в частности строительство АО «Курские электрические сети» участка ЛЭП-0,4 кВ от опоры ВЛ-0,4 кВ сетевого вывода ТП-556 до границы земельного участка заявителя, будут выполнены сетевой организацией в момент осуществления технологического присоединения устройств заявителя к электрическим сетям.

Кроме того, АО «Курские электрические сети» был проведен осмотр хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, на предмет выполнения сторонами договора №1067/П от 20.09.2016г., в результате которого было установлено, что гр-ном А<…>, мероприятия предусмотренные указанным договором не выполнены, а именно п.10.4 технических условий.

Вместе с тем, АО «Курские электрические сети» имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а именно могло и обязано было выполнить предусмотренные договором №1067/П от 20.09.2016г. мероприятия по технологическому присоединению, но данным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.

Объективную сторону вмененного АО «Курские электрические сети» административного правонарушения составляют действия, выразившиеся в несоблюдении при заключении и исполнении договора №1067/П от 20.09.2016г. об осуществлении технологического присоединения хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, к электрическим сетям, требований п.п. 7, 16, 26 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004г.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Те обстоятельства, что АО «Курские электрические сети» ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ не привлекалось, оказывало содействие Курскому УФАС России в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении № 04-02-03-2017, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются обстоятельствами смягчающими административную ответственность.

При таких обстоятельствах, минимальный размер административного штрафа, подлежащего наложению на АО «Курские электрические сети», составит 100 000 руб. (сто тысяч рублей).

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание то, что действия АО «Курские электрические сети» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.21 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, принципа соразмерности ответственности тяжести совершенного правонарушения и вытекающих из него требований справедливости и пропорциональности используемых правовых средств при применении публично-правовой ответственности, учитывая, что АО «Курские электрические сети» был проведен осмотр хозяйственной постройки, расположенной по адресу: <…>, на предмет выполнения сторонами договора №1067/П от 20.09.2016г., в результате которого было установлено, что гр-ном А<…>, мероприятия предусмотренные указанным договором не выполнены, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, заместитель руководителя Курского УФАС России пришла к выводу о возможности применения ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оценив фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь ст. 1.5, ст.3.5, ст.4.1, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.2, ст.4.5, ч.1 ст. 9.21, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

      1. Признать Акционерное общество «Курские электрические сети» (305035, Курская область, г.Курск, ул.Асеева, 4-а, ИНН 4632064246, ОГРН 1064632038987) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь Акционерное общество «Курские электрические сети» (305035, Курская область, г.Курск, ул.Асеева, 4-а, ИНН 4632064246, ОГРН 1064632038987) к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (пятьдесят тысяч рублей).

В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в отделении Курск г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии со ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии со ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 

 

 

Врио руководителя Курского УФАС России М.В. Волкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны